Music meets Art in UA

Накануне написания этого материала в голове так и зазвучали украинские мотивы: весь этот stoner, post-metal и даже acid jazz. Альбомный арт пришел в эти края сравнительно недавно, ему не более 30 лет.

На заре оформления альбомов здесь наверняка обитал DIY на письменных столах квартир под светом настольных ламп. Подобные образцы творчества и оформления есть у каждого меломана и синемана в возрасте за 30. Это могли быть самостоятельно разрисованные кассеты или размноженные на черно-белом копировальном аппарате маленькие тиражи с оригинального пленочного, винилового или даже редкого в то время CD-носителя.

Сейчас же оформление релиза могут запросто ограничить обложкой, ведь это всё, что нужно для цифрового релиза. Но, поскольку в последние годы интерес к физическим носителям снова возвращается и всё большему количеству людей хочется поставить любимый релиз на полку или потрогать руками, то дело оформления дисков, пластинок и кассет упорно продолжает жить и развиваться.

В этом материале мы сделали небольшой срез по нашей стране, взяв, в основном, более альтернативные массовой сцене релизы. В этой истории пока нет начала, так как артефакты эпохи истоков украинского album art до сих пор разыскиваются. И нет конца, так как историю продолжает писать каждый из нас, даже в момент прочтения этих строк.

Итак, пусть точкой начала станет…

В конце 2016 года лейбл Aby Sho Music издал пластинку, посвященную киевскому андеграунду - Kiev Underground. Это первая часть сборника, которая посвящена периоду с 1986 по 1995 годы. В него вошли В.В., Раббота Хо, Коллежский Асессор, Перрон, Эр.Джаз, Банита Байда, Затерянный Мир, Adem, Квартира 50, Иванов Даун и Дети Майора Телятникова. Предисловия к этому изданию писал известный киевский рок-журналист Александр Евтушенко. Кроме того на сборнике отметился главред Muzmapa со своим вступлением и взглядом на музыку тех лет со стороны нового поколения.

Самая примечательная деталь в оформлении этого винила – это, пожалуй, карта киевского андеграунда. Она стилизована под схему линий столичного метрополитена, только вместо станций проставлены названия групп. Также на схеме есть, например, лукьяновско-мезозойская линия и присутствует символика тоталитарной эпохи.

На лицевую часть конверта поместили коллаж из старых черно-белых вырезок газет. В буклете еще есть фотографии всех групп того времени и под каждой написаны авторы песен и состав музыкантов.

Андрей Смирнов, лейбл AbyShoMusic:

"Автор идеи – я. Я также придумал символ выпуска: перевернутый контур памятника основателей Киева возле названия сборника. Все материалы предоставил коллекционер и знаток киевской музыки того периода Сергей Сподобаев. Он же – составитель альбома. Материалами для оформления служили вырезки из музыкальной страницы (приложения) "Фонограф" к киевской газете того периода "Молода Гвардія".

Брались материалы так или иначе связанные с участниками сборника. Визуальное исполнение – Евгений Володько, дизайнер AbyShoMusic. Карта на вкладке взята из того же Фонографа, и составил ее музыкальный журналист Александр Евтушенко. Идея была реализована под тон выцветших газет и сочеталась с общим цветовым решением обложки.

Группы на ветках – как развитие различных музыкальных стилей. Чем дальше от центра – тем моложе группа и стиль. Но направленность музыки на каждой отдельной ветке схожая. Дизайн яблока обыгрывает "пропуск" в киевский "андерграунд" – метро. В то время это были 5 копеек, и мы решили так и изобразить в виде советских 5 копеек. Этот пятак обыгрывает и сленговое название центральной этикетки пластинки в то время - пятак".

Пока мы не поговорили со всеми комментаторами статьи, описания выбранного нами альбомного арта строились на догадках и предположениях. Потому первая часть описания – это передача ощущений и ассоциаций одного из авторов материала. Но, даже получив всю информацию, было решено ничего не менять. Наоборот, стало интересно сравнить, насколько собственное мнение совпадает с замыслом самих групп и художников.

Тусовщики конца 1990-х – начала 2000-х и клиенты Moon Records 100% помнят такую команду, как Contrabanda и ее альбом про ненависть. О коллективе известно немного – они из Львова, в состав входит четыре человека (Алекс Зайцев – вокал, Вадим Тарасевич – гитара, Игорь Прийма – бас, и Мищишин – барабаны), а релиз вышел в 1999 году. После этой пластинки у группы выходил еще один LP под названием "Zoom", и на этом их дискография заканчивается. По версии одних пабликов, коллектив играет hardcore, по версии других – hatecore.

На оформлении "100% Hate" изображено что-то в духе гуро и страшной мультипликации. Для конца прошлого века и Украины - категорически нехарактерная манера оформления дисков. Этим он и западает в душу. Содержание внутри соответствует внешней оболочке. Судя по самому диску, обложка авторская и не имеет отношения к каким-либо кино или арт-продуктам.

Мы долго устанавливали, кто делал обложку, и никак не могли оставить ее без внимания. В итоге мы нашли вокалиста группы.

Александр Зайцев, вокалист Contrabanda:

"Автор обложки Андрей Давыдовский... На данный момент престижный фотограф художник и клипмэйкер в Москве.

Обложка создана из 9 отдельных рисунков. Каждый рисунок относится к отдельной песне альбома "100% Hate". Разрабатывались также изображения на диск с разворотом, текстами и т.д., но до этого так и не дошло. Всё закончилось кассетой на Moon Records и только потом переехало на CD".

И раз пошла такая пляска, панк-хардкор сцену обойти стороной не получится. Да и зачем, когда есть отличные примеры обложек с оригинальным и философским подтекстом. Например, Dan Stark - s/t образца 2012 года. На заглавной странице для CD грубыми штрихами нарисован шестиугольник с тремя скобами слева и одной справа. Правый нижний угол его раздроблен. Внизу три капли и название то ли группы, то ли альбома.

Сплошной символизм и подтексты. Сверху на гексагоне изображены какие-то мелкие торчащие шипы и четыре точки, тоже, видимо, неспроста. По сути, вся эта сцена непростая, со своими законами жанров, спецификой поведения, DIY и взглядами на мир.

Сложность и серьезность подхода создают ореол, понятный лишь узкому кругу людей, ведь арт изобилует как прямыми посылами так и массой зашифрованных месседжей. Очень часто без наркотиков, алкоголя и гедонизма. Художник не захотел комментировать свое произведение, объяснив это тем, что ему сложно дать ответы на поставленные вопросы.

Свет на картину немного пролил Дрон, вокалист Dan Stark:

"Вопрос сложный, ведь все, что мы видим на обложке - плод работы Ярослава Гроба, поэтому просто его процитирую:

"Жизнь - сложная конструкция. Судьбоносные повороты замкнутые в соматический круг. Разрушение замкнутости - путь к утопической свободе. Осознанному саморазрушению".

Глядя на оформление группы Bomg к их релизу "Polynseeds" сразу возникает ощущение пребывания в горах во время межсезонья. Действие происходит то ли осенью, то ли весной. Тона на арте бледноватых оттенков, возможно, из-за того, что солнце садится и приближаются сумерки.

Создавал изображение к LP киевский художник-иллюстратор Viktor Absurdo. Сама картина сделана в вертикальном формате, поэтому можно сразу предположить, что создавался универсальный формат под CD и кассету.

Кажется, что киевский коллектив выпустил концептуальный труд о путешествиях. Только из него вышел не туристический путеводитель, а психонавтический. На переднем фоне обложки альбома грибы, на заднем – кусты полыни. Обе субстанции годятся в употребление в качестве еды и отваров. Эффект от нескольких способов их приготовления может быть неожиданным. А если на фоне играет группа Bomg

Viktor Absurdo, художник:

"Есть чёткая взаимосвязь обложки с содержанием релиза и названием альбома (polynseeds), так как в центре растёт полынь. Иллюстрация рисовалась непосредственно для LP, пару сырых записей дали послушать заранее. Когда я рисовал этот арт, то вдохновлялся музыкой Bomg и кадрами из совковых фильмов про путешествия. В частности, фильмом "Земля Санникова". Об этом была отдельная просьба Николая Темченко (фронтмен группы – ред.).

Пестрая расцветка картины – это попытка передать мои впечатления от грибного трипа в горах. Вышло, конечно, блекло в сравнении, но это приблизительно та пёстрая гамма, которую я запомнил. Рисовал я ее тогда как простую иллюстрацию, не думая о формате обложки. Так вышло, что формат получился вертикальный".

Экспериментальная и дарк-эмбиент сцена Украины очень хорошо известна зарубежному слушателю. Частично, именно благодаря композиторам звуковых ландшафтов, полевых записей и потусторонних звуков стало возможным продвигать национальный колорит за пределы страны. Многие из авторов экспериментала используют звуковые и визуальные этнические украинские вставки.

В этом отношении хорошо продвинулись Gamardah Fungus. Ни один их релиз не остается без внимания, причем даже гольфстримовые издания наших широт уделяют им внимание. В плане работ альбомного арта в список этой статьи мы хотим внести "Herbs And Potions", выпущенный в 2016 году.

На обложке изображены Artemisia, Bryophyta, Belladonna, Mandragora & Hypericum — это пять разных видов трав, которые растут в украинских лесах. Все они могут навредить человеку или принести пользу – в зависимости от цели и процесса их приготовления. Автор обложки Андрей Хир изобразил травы минималистично, но с характерными для растений деталями.

В записи альбома использованы гитарные сессии, которые писались в украинских лесах. Как пишут сами музыканты: "Идея родилась сама по себе – травы прошептали это нам, когда шуршали под нежной рукой ветра".

Игорь Яливец, саунд-дизайнер Gamardah Fungus:

"На обложке обыграна природа и мифология. Как будто травы воодушевлены. Там изображены скорее не корни, а именно сами травы. В мифологическом смысле, конечно.

Шрифт, изображенный на заглавной странице, разрабатывал лично художник именно под этот релиз. У нас уже вышел новый альбом с другим шрифтом и с обложкой от другого художника.

У нас было три альбома в таком стиле. Как бы трилогия. Обложка из грубого переработанного картона и тиснение тушью на них векторного изображения. Следующие альбомы будут отличаться по звуку и по дизайну.

Последний альбом на сегодня – делал художник Kol_Belov, предыдущий делал Андрей Хир, а до этого над обложкой трудился дизайнер из Лондона".

В том же 2016 году deathcore команда Crucify Me Gently из Ужгорода выпустила альбом "Circles". Его оформление представляет собой черный фон, на котором по кругу изображены человеческие тела – двое обнаженных мужчин и двое обнаженных женщин.

Это не совсем альбомный арт, так как художница Юлия Ковач сначала нарисовала картину размерами метр на метр, из которой впоследствии вышла иллюстрация к релизу. Сами музыканты во время написания релиза вдохновлялись произведениями Г.Ф. Лавкрафта и Эдгара Алана По. Их LP — это "это трагическая, экзистенциальная ода о человеческом существе, которое сталкивается с немыслимой болью – до и после смерти. Трансцендентальный ужас, который может настигнуть любого из нас".

Юлия Ковач, художница:

"Картина выполнена тушью перьями и чёрным акрилом на бумаге для рисования пастелью. По последним данным полотно находиться у Алексея Руснака (вокалист группы – ред.). Решила рисовать на большом формате, потому что я всегда так делаю, маленький формат не позволяет разогнаться, скажем так.

Для этой работы мы специально искали худых людей, выкладывали их в кружок (то есть так, как они расположены на обложке, так мы их вживую и выкладывали), далее делали фото и уже с него я рисовала. Так что, по сути, срисовывала с натуры. Процесс занял один месяц".

"Вторая поездка из нашей сущности и сознания к звездам и галактикам через пустыни и камни нашего существования. Всегда есть ступеньки на пути познания жизни и смерти, в размышлениях о конце и начале и том, кто следит за нами на этом пути. Вне зависимости от того, линия это или цикл, пройдите его в компании с Risin Sabotage", – пишет группа о своем альбоме "Planet Dies".

А на его обложке происходит какой-то апокалипсис, выполненный в ярких тонах. И то ли это предвестник бури, то ли последний космический корабль покинул умирающую планету. Выполнен он в лучших традициях стиля, все по канонам и формулам stoner-групп: шрифты, картинка, концепт и цветовая гамма. Арт для альбома киевской группы рисовал бразильский художник Cristiano Suarez.

Igor Nedd, ударник Risin Sabotage:

"Мы наткнулись на него на просторах инстаграма. Попереписывались немного, скорешились, позже начали обсуждать работу. Он забил нам цену в 500 у.е., но после того, как послушал альбом, предложил скидку и согласился сделать обложку на разворот винила бесплатно.

Идея оформления полностью лежит на Кристиано. Это его видение нашей музыки как концепт в целом. Дальше по возможности будем работать с ним еще. Он отличный художник и знает, что делает. Всегда стоит на своем.

А вообще, обложка релиза не совсем связана с его названием "Planet Dies". Это корабль с нами, который пролетает через планету и чуть не попадает в лапы инопланетному монстру. Также на обратном развороте альбома под трэклистом указаны астрономические обозначения планет и светил".

Дарк-кантри и фолк неспроста появились на территории нашей страны. Можно предположить, что это польские веяния (вспомним прошлогодний релиз Me And That Man). Но есть и другой вариант – просто Sasha Boole при помощи акустической гитары и стихов может говорить с народом без помощи костра, свитера, кухни и расстроенного звукоряда. Он может писать красивую поэзию без акцентов на государство и постоянное "против" и успешно доносить волнующие всех идеи.

Про его альбомы, тексты и музыку уже было многое сказано. Давайте теперь поговорим об оформлении конкретного релиза – "Survival Folk".

Его делал художник Антон Аршинин, который, как и сам исполнитель, также родом из Черновцов. На обложке мы видим кисть руки, крест на ней и змею. Возможно, ее душат. Рисунок на чёрном фоне и выполнен в традициях жанра. На то он и дарк-фолк с не менее темным кантри.

Говорит Sasha Boole:

"Для меня эта обложка многослойная. Во многих духовных практиках змея символизирует страх, и изображение таким образом говорит нам о постижении этого страха. Также змея часто изображает мудрость. Каждый видит этот образ по-своему. Для кого-то - рука сжимает змею и не дает ей вырваться, а для кого-то - змея готовится укусить руку, обвившись вокруг нее".

Комментарий к следующему album art полностью объясняет главные идеи релиза. Нам вставить в описание LP "Aeonian" просто нечего. Фронтмен группы все сказал и за нас, в том числе.

Val Kornev, фронтмен Ethereal Riffian:

"Оформление альбома делала Мила Киселева – художник и графический иллюстратор из Москвы. У неё также есть студия живописи "ФактураЦвета". Она рисовала для нас "Aeonian", "I AM. Deathless" и ещё один арт, который мы использовали для печати на футболках: мы немало говорили с ней о духовных практиках и делились опытом, когда работали над этими релизами.

Работа над созданием арвторка заняла немало времени, по разным причинам. Сперва нам совсем не удавалось прийти к общему знаменателю, ничего не удавалось сделать с первого раза, но когда включалась интуиция, всё сразу начинало получаться. Я точно уже не помню, но, по-моему, работа заняла не менее 9 месяцев.

На заглавном изображении Aeonian присутствует энеаграмма, и использовать её предложила именно Мила, так как она тогда активно занималась в Гурджиевской группе. Энеаграмма Гурджиева - это священный универсальный символ, в котором зашифрованы великие космические законы, управляющие мирозданием.

Если посмотреть на голову человека, то можно увидеть два основных элемента:

1) Механизмы и схемы – это символ интеллекта и эго, того, с чем человек себя чаще всего отождествляет, тем самым отказываясь от непосредственного/интуитивного познания реальности. Схемы имеют мало общего с истинной картиной реальности и самой жизнью, это просто наш ограниченный способ описания реальности, который мы, из-за собственного невежества, начинаем считать единственно верным.

2) Дитя – это символ того, как видит мир ребёнок – открыто, без схем и ограничений. Для ребёнка всё чудесно. Наша проблема в том, что взрослея, мы убиваем это метафоричное дитя и нередко на всю оставшуюся жизнь остаёмся под влиянием ограничений и схем, сформированных нашим окружением и временем в, котором мы живём.

Теперь о названии. "Aeonian" значит вечный. Вечный поиск человеком своей истинной природы. В корне этого слова понятие "эон". Неопределенно длительный отрезок времени – может быть 100 000 лет, может быть 1 000 000 000 или больше. Время не имеет значения. Не имеет значения, когда зов к такому поиску находит человека, сегодня или сто тысяч лет назад, потому что этот зов безвременный по отношению к человеческой природе. Человеку отпущено очень мало времени в этом мире, и он так же мал в отношении вселенной, как мал атом по отношению к размерам человеческого тела. Несмотря на все эти ограничения, величайший дар человека в том, что он может достичь полной реализации своего потенциала и раскрыть свою истинную сущность. Иначе говоря – перестать быть идиотом, коими почти все из нас являются. Если вы не согласны с этим утверждением – посмотрите вокруг. Если бы мы не были идиотами, в мире не было бы столько страданий – начиная от наших отношений в семье и закачивая глобальными конфликтами и войнами. Это не кто-то с нами творит – это всё наших рук дело. Каждая наша мысль, каждая эмоция, каждое совершенное или несовершенное действие – это и есть окружающий мир".

Если этого недостаточно, то вас, возможно, заинтересует книга, которую написали участники группы специально для этого релиза.

В начале года вышла новая пластинка Somali Yacht Club. Их долгожданный альбом получил название "The Sea" и мы уже успели немного о нём поговорить. В рецензии на LP львовян уже упоминалась художница Даша Плиска, которая полностью создала арт для релиза. Оформление вышло концептуальным и философским. На монохромной обложке изображен старец с рукой, в которой на воде стоит корабль со спущенными парусами.

В музыкальном плане новый Somali Yacht Club вышел достаточно спокойным. Поэтому, видимо, на обложке стоит судно во время штиля. Но сам старец и его умудренный профиль… Явно, в изображении сокрыты символы, которые требуют определенной расшифровки.

Альбом выпускал Robustfellow Prods., поэтому без уникального подхода к физическим носителям не обошлось. Релиз вышел на CD, виниле, а так же в виде лимитированного издания в коробке. В буклете, среди прочего, изображены птицы, летящие в сгущающихся перед тучей бурей. Комментарий к арту дала сама его создательница.

Dasha Pliska, художница:

N: Что изображено на оформлении – затишье перед бурей? Старец символизирует шторм, а корабль со спущенными парусами - безветренность? Или что-то иное?
D: В обложке использовано много символов, думаю, каждый увидит в них что-то свое.
N: Кто разрабатывал идею и тона оформления?
D: Ребята отправили мне треки, тексты и общую тематику альбома, а в работе предоставили полную свободу, так что вся изобразительная часть – моя.
N: Сколько потратили времени на работу и планируете ли еще сотрудничать с музыкантами?
D: На работу над обложкой и всеми иллюстрациями ушло около месяца. Это не первое наше сотрудничество, так что, возможно, будут и последующие.

Три релиза в этом обзоре объединены одним лейблом, даже некоей саунд-системой с художниками, музыкантами, писателями, менеджерами и звукоинженерами. Предвзятости в отношении андеграунда и других его представителей мы не имеем – мы просто пересмотрели слишком много картинок украинских банд и зацепились за сотрудничество музыкантов, художников и выпускающих фирм.

Говорит Фил Добров, основатель Robustfellow Prods.:

"Всегда приятно работать с группами, которые заранее тщательно продумывают визуальное оформление, сопровождающее релиз. Что касается Somali Yacht Club "The Sea", со старта на руках уже был готовый, проработанный арт по каждой песне. Это дало возможность лейблу полноценно доработать и реализовать детали, на которые обычно не хватает времени. Рад, что получилось убедить группу закрепить новый логотип для компании "The Sea", который разработал Вадим Кулинченко. Парусное лого отлично вписалось на разнообразном мерче (футболки, сумки, кепки, шапки). Отдельной похвалы заслуживают нашивки, которые предложил Ярослав Прокопчук (Robustcrew), пожалуй, тот случай, когда хороший дизайн сам себя продаёт. А Лена Ушакова создала потрясающее анимированное лирик-видео на композицию "Blood Leaves a Trail", по своему интерпретируя текст с помощью образов из колоды карт таро.

Вдохновившись отличными круглыми рисунками от Даши Плиски, и мощным альбомом Сомалийцев на СД, за несколько бессонных недель, перелопатив десяток прототипов, получилось создать лимитированный бокс, который, надеюсь, передаёт и в чём-то даже подчёркивает и дополняет общую концепцию релиза.

Рельефный белоснежный пляж из акрила, мини-компас, стёклышки с побережья Чёрного моря, набор круглых карточек с артами\текстами песен, эксклюзивная чёрная метка (она же даунлоад кард), наклейка и нашивка. Обладание этим изданием даёт понимание того, что ты - один из 75-ти счастливых обладателей эксклюзива, и наверняка такое больше не повторится".

Если бы у нас открывался писательский кружок, то обязательно нужно было устроить конкурс по описанию обложек украинских андеграундных исполнителей. И заодно дать молодым гештальтистам (это такие психологи) почву для диссертаций. И потом устроить конкурс на лучшее литературное эссе, перемешав присланные нам тексты с научными работами.

А если без шуток, то год назад, когда появился проект Music meets Art, возникла идея сделать когда-нибудь выставку постеров, альбомного арта, картин и всего того, что связывает изобразительное искусство и музыку у нас в Украине.

Почва для коллабораций художников и музыкантов очень благодатная, и это можно увидеть даже по десятке работ, описанных выше. Кто знает, может магия букв этого текста приблизит массовую демонстрацию штрихов и тонов одних создателей со звуковым сопровождением других под одной крышей.

NB: из невошедшего в материал – без комментариев участников процесса.

Обложка кассет и компакт-дисков "Було не любити", выпущенная в 1994 году, представляет собой изображение куска мешковины, на который сверху помещен портрет панночки топлесс с украинским венком на голове. Сверху написано название группы со значком анархии вместо "А", все, как полагается настоящим панкам. Правда, Брати Гадюкіни его никогда не играли, но были всегда бунтарями и в поведении, и песнях.

Для первой половины 1990-х подобное оформление не вызывает вопросов, так как от общей вседозволенности после падения "Империи зла" у людей ехала крыша. Оформление к релизу сделал львовский художник Орест Макота, который стоял у истоков хипанской тусовки западной культурной столицы Украины и был одним из первых первопроходцев современного искусства в наших широтах.

Позднее, на следующих тиражах и переизданиях альбома, два выдающихся фрагмента панночки на фотографии прикроют надписью "дозволено цензурою". Альбом издавался несколькими лейблами, в которые на удивление не входил Moon Rec. Сначала его выпустил Караван, потом Lavina Music, продолжили МО Гарба и завершили переиздания уже RG Music.

Про хардкоровую группу из Симферополя известно немного, как и про большинство банд подобного стиля. Часть из них покинула полуостров и перебралась на материковую Украину. Вокалист Memorials живет во Львове и издает сборники своих стихотворений. Официального распада коллектив не объявлял.

Зато на них можно взглянуть в виде их релиза "Кулуар". В центре конверта изображен лист с дерева. В оформлении части пластинок группа использовала гербарий растения гинкго, оно же "серебряный абрикос". Обычно крымские группы любят другие засушенные растения, однако этот коллектив, скорее всего, решил зашифровать какой-то месседж в альбомном арте.

Ginkgo Biloba – одно из самых старых растений на Земле. Иногда его еще называют каменным деревом. Его возраст более 300 миллионов лет. В Японии и Китае их высаживают возле захоронений и храмов. Мы рискнем предположить, что из-за возраста растения и его уникальности, группа решила сказать о глубинном и возможно даже тайном смысле своего релиза. Того, что есть что-то более важное, чем сами "кулуары". Вокалист от комментариев отказался.

А вот оформление диска впечатляет не только засушенным гинкго. Это, по сути, полноценная книга стихов Memorials. Есть в нем и твердая обложка, и тексты, и иллюстрации. От обычной книги издание отличается разве что наличием диска и деталями релиза.

К слову, альбом посвящен памяти Николая Закалдаева, погибшего в 2011 году в Крымских горах.

***

В создании материала принимала участие Neformat Family: Ярина Денисюк, Александр Масовец, Филипп Добров, Валерий и Юлия Корневы. А также, музыканты, художники, владельцы лейблов в качестве комментаторов.  За что всем огромное спасибо! 

Предыдущие части материала:

Материал подготовлен при поддержке:

RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter

Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK

All images are copyrighted by their respective copyright owners

Neformat.com.ua ©