Music Meets Art Vol. 6

Во втором десятилетии текущего века альбомный арт развернулся во всей красе. Начался Ренессанс физических носителей, заново стала появляться полиграфия. Теперь все это стало носить характер фетиша с чётким осознанием того, что ты обладаешь чем-то физическим, а не цифровым.

Обложки и оформления релизов теперь появляются как минимум в двух видах — в сети и для продажи на руки, хотя многие музыканты предпочитают иметь и то, и другое. Оформлений альбомов стало почти как капель воды в океане. Но все равно и среди такого множества можно, применив специальные фильтры, найти достойных представителей.

Десятилетие еще не закончилось, поэтому вашему вниманию срез на конец 2017 года. 12 обложек, 12 исполнителей, и 12 для этой декады - не финальное число. Ведь еще несколько лет впереди!

Album art для этой группы из Бостона выполнен по всем традициям stoner и doom жанров. Сами Elder стали уже одним из эталонов стилей, звучащих сейчас из каждой мыльницы меломана. У группы есть свой официальный художник, которого зовут Adrian Dexter. В его портфолио можно найти оформления ко всем релизам американцев.

"Lore" 2015 года выделяется на фоне общей психоделии и мрачности своими более космическими тонами, синими оттенками, которые сразу вызывают ассоциации с чем-то планетарным, глобальным, например, единством человека и природы. И, конечно, тут есть горы. Красивей их могут быть только горы в разных цветовых гаммах и в разное время суток.

На оформлении предпоследнего релиза группы видно, как в специально  закругленном изображении меняются стихии, а вместе с ними и тона. Dexter четко уловил настроения "Lore" и подал их без капли чего-то темного, а наоборот — вытащил на поверхность плотный, вязкий саунд и дал ему надышаться ветром.

Не только лишь все знают, что Jacob Bannon из Converge настоящий художник, да еще и в изобразительном искусстве. У него есть компания Atomic! ID, которая занимается артом. В их пакет услуг входит, например, оформление альбомов, дизайн одежды, арт-принты, графический дизайн, лого группы и многое другое.

В частности, Bannon сделал дизайн рубашки для онлайн-бутика Jamey Jasta из Hatebreed. Да, у хардкоровцев тоже есть своя высокая мода и соответствующие магазины. 

Кстати, именно фронтмен Converge придумал череп с крыльями, столь популярный в панк-сообществе. Сейчас на оригинальную версию от Bannon выпускают массу подделок. Вот так хардкор становится масс-культурой. Как художник и дизайнер, он поработал с массой групп, среди которых As I Lay Dying, Every Time I Die, Fall Out Boy, Knut, Martyr A.D., Nine, Norma Jean, P.O.S, Sepultura, Underoath, etc.

Арт альбома 2012 года для собственной группы Jacob Bannon сделал черно-белым. На нем он изобразил фазы луны, только как будто их изображение припечатали пальцами, и на фото осталась некая текстура. Как видно по картинке, цикл изображений начинается с темного верхнего левого угла и заканчивается таким же темным правым нижним углом.

Сам релиз вышел для фронтмена очень личным, и его название взято неспроста. Каждая песня отображает его личностные переживания за последние пять лет до выхода "All We Love We Leave Behind".

Что можно вообще говорить о самом странном и всемирно известном австралийском исполнителе? Его альбом 2013 года "Push The Sky Away" занял все возможные высокие позиции, какие только можно представить. Обложка релиза не отстала от содержимого. Ее также отметили топовые издания как значимую.

А по сути арт довольно простой, но красивый и не лишенный смысла. Он представляет собой фото с Ником Кейвом, который открывает оконные ставни и впускает свет, падающий на тело его обнаженной жены Susie Bick, стоящей неподалеку. В этот момент она куда-то идет на цыпочках, закрывая грудь и лицо. Снимок сделал фотограф Dominique Issermann прямо в собственной спальне семейной пары. А оформлено это все в тонах сепии.

И вроде как все и в духе музыки и привычных настроений Nick Cave, но не совсем. Во время создания релиза исполнитель с группой отошли от привычных баллад и большого количества клавишных. Они решили выдать более минималистичный материал. Вся запись проходила в старинном особняке XIX века во французской коммуне (это территориальная единица, а не хиппанское поселение — авт.) Сен-Реми-де-Прованс на студии La Fabrique, что также не могло не сказаться на саунде и настроении альбома.

Лирику и темы к нему Nick Cave брал из своих собственных поисковых запросов в интернете и информации из Википедии, которыми он пользовался в течение года. Для ценителей и любопытных, в 2014 году вышел фильм "20 000 Days On Earth", рассказывающий о записи "Push The Sky Away".

Без электронщины уже совсем никуда, поэтому ценителям аутентичного звука придется смириться, что есть на планете еще кое-что, кроме там-тамов и пещерного воя. В нынешних реалиях экспериментальные звучания и ритмы плотно взяли в кольцо современную андеграундную эстраду. Отличным примером таких веяний служит Squarepusher со своей зубодробильной интеллектуальной музыкой. Не зря же говорят, что Tom Jenkinson играет drill'n'bass.

Album art к его LP "Damogen Furies" обязательно стоит поместить в интересные обложки сегодняшних дней. Вроде бы и выполнено неказисто и без наворотов, но со вкусом и черно-белым очарованием.

Дизайн альбома делала английская студия Build совместно с фанатом творчества Squarepusher – Michael и фотографом Timothy Saccenti. Сам снимок виновника ломаной музыки был сделан в Восточном Лондоне. Для поклонника творчества Tom Jenkinson, разрабатывать ему обложку была особая честь, так как он мечтал о подобном сотрудничестве более 20 лет, с тех пор как увидел выступление Squarepusher в 1995 году в Шеффилде.

Однажды одна хорошая и умная девушка, страшная ценительница творчества Brett Anderson, сказала, что очень боится слушать заново объединившуюся группу Suede. Вдруг там что-то не то, а разочаровываться или даже "не пережить" подобное — совсем не вариант. На деле все оказалось сделано как надо и по всем канонам жанра.

Одни из создателей brit-pop не подкачал с обложками даже после творческой паузы. То тебе два тела занимаются непонятно чем за размашистой подписью, то барышня в платье тонет или падает куда-то, а неведомое стирает ей краски с лица. И все это словно в акварели.

Достоверно известно, что "Bloodsports" делали два англичанина — фотограф Jonathan Baron и многостаночник Matthew Holroyd. У первого есть своя студия, занимающаяся арт и фэшн съемками. Он успел помимо Suede поработать еще с марками Gap и Harvey Nichols.

Второй же является арт-директором и редактором многих проектов. Во время создания обложки к "Bloodsports", он выступил в роли креативного директора всего этого процесса. Он имеет отношение к Harvey Nichols как консультант бренда. Сейчас Matthew Holroyd издает два журнала — сатирический фэшн "Vague Paper" и порно-авангард "Baron & Baroness Magazine".

Еще одно возвращение, на этот раз альтернативы из 1990-х с женским вокалом, простите — феминоголосом, от Skin. В 2016 году легендарные и социально громкие Skunk Anansie выпустили свой последний LP "Anarchytecture". Какой он вышел по звуку и наполнению судить по большей части фанам. Об этом реюнионе и о деятельности вокалистки с коллективом и без него было написано уже множество материалов.

Обложка у релиза получилась геометрическая и живописная, в духе оформлений красивых книг из 1980-х и афиш больших кинотеатров той же эпохи. Тогда в моде были ровные линии, геометрические формы с углами и не перетекающие друг в друга тона.

Именно так все и выглядит на "Anarchytecture". Участники квартета показаны в четырех разных цветовых оттенках. Skin решила нарядиться в оттенки фиолетового. Название стилизовано под заставку то ли фантастического фильма тех лет, то ли аркадной игры из автомата в парке культуры и отдыха.

Так и хочется сесть в кинотеатре "Комсомолец" и посмотреть первую часть Терминатора или же пойти закинуть 15 копеек и поиграть в "Морской бой". В английской интерпретации это, наверное, будет сериал "Doctor Who?" и Space Invaders.

Альбомный арт "Anarchytecture" занял первое место на сайте Creative Commission в январе 2016 года.

Об этом альбоме без надрыва говорить просто невозможно, так как это последний релиз Дэвида Боуи. Это его финальная песнь прощания с этим миром. Много тяжелых и громких речей было написано в адрес исполнителя и его смерти через два дня после выхода релиза. Он точно что-то знал и заранее готовился. Мистики много и последствий тоже. Черная звезда теперь - один из символов певца, только с трагическими коннотациями.

А саму обложку сделал британский художник и дизайнер Jonathan Barnbrook. Он же рисовал предыдущие "The Next Day", "Reality" и "Heathen". С виду все оформление выглядит весьма минималистично, но в арте последней пластинки Боуи скрыто много символов и секретов.

Оформление компакт-диска представляет собой черную пятиконечную звезду на белом фоне, под которой из ее же сегментов стилизовано слово "B O W I E". Винил выглядит иначе — черный фон, черная вырезанная звезда и черная этикетка самого винила. Известно, что в Unicode символ ★ идет под номером U+2605. Эти цифры совпадают с датой рождения бывшего гитариста Боуи – Мика Ронсона, который, так же как и певец, умер от рака.

У медиков также есть свой специальный термин к развитию некоторых форм рака в области груди, и звучит он как black star lesion.

Кроме того, в альбомном арте зашифрована масса посланий и символов. Так, если пластинкой отражать свет, то сторона А отобразит птицу в полете, а В — космический корабль. Под ультрафиолетовым излучением звезда на альбоме сияет синим цветом. Если положить его под солнечное излучение, то внутри изображения проявляются скопления галактик.

В буклете винила зашифрованы 3D-изображения звезды, женщины, мужчины и надписи "Lazarus". Для этого нужно к напечатанному вкладышу поднести фонарик и просветить его. Сам автор оформления говорит, что в релизе несколько запрятанных черных звезд и каждая из них означает что-то свое.

Немного об инфлюенсах. Существует британская сладж-группа Lazarus Blackstar, которая обыграла в своём видео танец святого Вита задолго до выхода звёздного альбома. Помимо сходства в названиях, есть также некие общие черты в клипах исполнителей. Это упомянутые выше движения больных хореей и повязки на их глазах. Впрочем, подтвердить или опровергнуть теорию о влиянии британцев на предсмертную музыку Боуи пока никто не смог. 

Пожалуй, еще один релиз по сложности восприятия и смысловой нагрузке в этом обзоре, который также шагнул за пределы стандартного продукта масс-культуры. При этом группа UNKLE долго была ее представителем. А с возрождением trip-hop и downtempo, они вообще стали на гребне волны.

Но James Lavelle решил занырнуть дальше и углубиться, по его словам, в корни. В тот Лондон, который был 20 лет назад и откуда пошло созданное его проектом новое электронное течение. "The Road: Part 1" сложный для восприятия и непонятный с первого раза. Искушенный слушатель рискует занырнуть и удариться головой о затопленный пирс Темзы, а ищущий звукового ажиотажа уйдет на дискотеку (простите, рэйв) после первого прослушивания.

Обложка UNKLE насыщенна по смыслам и исполнению. В ней есть ребенок, куб, скелет собаки, маленький человек с палочкой и в шляпе, краски, лошадь, всадник без головы и с флагом Украины на рукаве. Всё это отлично подходит для поиска глубоких смыслов и завернутых сюжетных линий в статическом изображении.

Оформление для альбома сделал Jonas Burgert, берлинский художник, работы которого, помимо столицы всея Германии, можно посмотреть в галереях Гамбурга, Венеции, Стокгольма и даже Бейрута. Альбомный арт последнего альбома UNKLE включает также 36-страничный буклет, в который вошли работы художников, фильммейкеров и фотографов Nathan Coley, John Isaacs, David Nicholson, Norbert Schoerner, Doug Foster, Warren Du Preez and Nick Thornton Jones, с которыми группа сотрудничает сейчас или работала ранее.

Поскольку мы издание об андеграунде и тяжелых составляющих музкультуры не только морального плана, то замыкать наш материал будут команды из ниш с плотным, крепким, суровым и мощным звучанием.

Начнем с австралийских прог, псай и гаражных рокеров King Gizzard & the Lizard Wizard. Один из пяти альбомов, выпущенный группой в 2017 году, назывался "Polygondwanaland". Про сложность и качественность исполнения композиций группой можно прочитать массу хвалебных отзывов от их коллег, а также авторитетных мировых музыкальных изданий. Более интересен тот факт, что этим релизом группа ломает систему полностью, буквально выкидывая в сеть мастер wav для печати винила, дисков или даже кассет, мол, выпускайтe, кто хочет.

А само оформление прямо разъедает глаза своей насыщенностью красок и смыслов. На обложке, кроме традиционного названия группы и альбома, в разных сегментах и разными шрифтами написаны все названия его песен.

Оформлял этот релиз художник Jason Galea, работавший с группой и ранее. Очень интересный факт из жизни художника — он заинтересовался созданием анимации еще в десять лет. Его первой программой была Nickelodeon 3D Movie Maker, в которой он создавал свои первые визуальные образы, используя персонажей из Рена и Стимпи, Новой жизни Рокко и Настоящих монстров. Подобное детское творчество не могло не сказаться на дальнейших работах аниматора и художника.

С 2009 года у Jason Galea проходят выставки в странах двух полушарий — Австралии и США. Правда, еще не было ни одной персональной, зато он уже несколько раз увековечил себя сотрудничеством с одной из самых перспективных групп своего направления.

Одной из самых ярких оформительских работ можно не глядя назвать альбомный арт группы Baroness на их последний LP "Purple". Работа принадлежит руке автора John Dyer Baizley, который собственно, и является вокалистом и гитаристом группы. На его собственном сайте можно в деталях ознакомиться с артом, который производит художник. Цитата из Википедии: "Kvelertak, Kylesa, Pig Destroyer, Darkest Hour, Daughters, Skeletonwitch, Torche, Cursed, Black Tusk, Vitamin X, Flight of the Conchords, The Red Chord, Gillian Welch, Metallica" – это список коллективов, которым John Dyer Baizley делал оформления и различные арт-решения". По группам сразу можно понять и убедиться в уровне его мастерства.

И тут сразу же напрашиваются параллели с фронтменом группы Converge – Jacob Bannon, о котором шла речь выше. Кстати, в одной из недавних новостных публикаций на сайте "идеального монстра", один художник упоминает другого. Вообще, в ссылках сайта можно встретить много интересных названий и имен, помимо хардкорового вокалиста и коллеги солиста sludge metal формации: Nath Cöre, HUSH, Paul Romano, BRLSQ, Monolith Press, Junkyard Arts и много кого еще.

Baroness (John Dyer Baizley) - не один раз становился ответственным за визуальную часть известного голландского фестиваля Roadburn и однажды в 2017-м даже стал куратором целого фестивального дня, организовав лайн-ап из любимых и дружественных групп.

Что касается самого оформления альбома "Purple", то на него можно смотреть бесконечно, не отрываясь и получая периодически эстетические оргазмы от подобного подхода к album art.

Еще одним запоминающимся шедевром оформления вязких, тяжелых и медленных жанров по праву можно считать album art Bell Witch на альбом "Mirror Reaper". Doom коллектив из Сиэтла по духу близок своим коллегам Baroness и по концепции другим соратникам — группе Sleep. На своем последнем релизе они выпустили всего один трек длиной 01:23:15. Всё по канонам жанра.

А вот для оформления они взяли картину польского сюрреалиста Mariusz Lewandowski, который в мире и на родных просторах также знаменит, как и его коллега по "станковой живописи" Zdzisław Beksiński. Оба родились практически в одно и то же время в 1931 и 1929 годах. Оба писали на одну тематику — религия, готика, социум, и все это приправлялось мрачным сюром.

Вряд ли они друг у друга драли, скорее стали основоположниками польской школы этого направления. Mariusz Lewandowski, как и его коллега, оставили после себя такое впечатляющее количество работ, что группам, заигрывающим с загробными и потусторонними темами, есть из чего выбрать.

На "Mirror Reaper" мы видим вроде бы и классический сюжет: существо с косой, огонь, горы, столкновение ночи и дня. Но визуально это подано так, что хочется остановиться на каждой мелочи, каждой детали, каждом оттенке, который сталкивается на борьбе стихий. Bell Witch сделали очень правильный выбор по оформлению своего последнего альбома.

Закрывает список незавершенного десятилетия шведская группа Monolord и их LP "Rust", Крепкий stoner-doom из страны развитого социализма проиллюстрирован инсталляцией, очень напоминающей скульптуры фестиваля Burning Man. Образы вкопанных вертикально в песок машин вызывают прямые ассоциации со ставшим с недавнего времени гольфстрим-мероприятием в пустыне Невада.

Дно одного из автомобилей имеет характерный поношенный коричневый цвет. Это неудивительно хотя бы потому, что у машины мог подойти возраст, пробег и закончиться предел терпимости. Но, скорее всего, такой акцент на ржавом днище на оформлении сделан из-за того, что название альбома переводится, как "ржавчина".

Как бы там ни было, последние три оформления можно смело ставить в эталоны десятилетия. Возможно, их насыщенность и глубина подачи публике связана с модой на вязкие и медленные направления. Не зря же сейчас перегруженный фузз можно из каждого стакана со смузи услышать. А возможно, просто пришло время, и тенденции пересмотрели сами себя. Ведь у этого сегмента тяжелых жанров всегда внешний вид звукового и вещевого продукта был на уровне.

Этот материал – не окончательный вердикт текущему десятилетию, ведь оно еще не закончилось. Сколько еще всего выйдет за ближайшие два-три года, а сколько всего нарисуют, напишут и адаптируют из старого!

Материал вычитывали, дополняли\урезали, комментировали: Филипп Добров, Валерий и Юлия Корневы, Александр Масовец, Ярина Денисюк. Огромное им спасибо!

To be continued…

Материал подготовлен при поддержке:

RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter

Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK

Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art

All images are copyrighted by their respective copyright owners.

Neformat.com.ua ©