Music meets Art vol. 5

Наступил XXI век. Музыкальная индустрия достигла очередного пика, но теперь музыку можно скачать из интернета в нескольких форматах. Звукозаписывающие компании, музыканты, слушатели постепенно перемещаются в сеть, но еще не окончательно. Все еще продаются диски. Фетиш физических носителей отходит. Альбомный арт представлен в своем биологическом и креативном разнообразии.

На этот раз мы решили не писать про обложки исполнителей, которые были в предыдущих выпусках, хотя некоторые из них и достойны. Далее про исполнителей, которые стояли в авангарде стройки сознания и прививания вкуса первого десятилетия нового века.

Влияние этой группы на масс-культуру, слушателей, музыкантов, фестивали, информационное поле стихийно. Она лавиной уже неоднократно накрывала меломанов и получала тонны и гигабайты хвалебных отзывов со всего мира. Обложки первых трех альбомов Muse также оставили свой след в музыкальной мировой истории.

В оформлении первого — "Origin of Symmetry" Мэттью Беллами использовал работы 14 художников, объединенных одной заданной темой. По словам вокалиста группы, несмотря на разные исполнения, существует "некая форма преемственности через восприятие разными людьми одной и той же темы".

Уже в начале нашего столетия минимализм прочно вошел в моду и 10-15 лет назад простое и лаконичное оформление обложек было в приоритете. На лицевой обложке изображена работа художника William Eagar, которого часто путают с классическим одноименцем и практически однофамильцем William Eagar, жившим в 1796 — 1839. А какой тогда мог быть минимализм? В левом верхнем углу на картину помещен логотип коллектива, который выполнен не в традиционном для Muse шрифте, а с использованием похожего на оригинальный.

Для двух последующих релизов - "Absolution" и "Black Holes and Revelations" - album art делал английский художник и режиссер Storm Thorgerson. Ранее он работал с Led Zeppelin, Black Sabbath, Peter Gabriel, Genesis, Dream Theater, The Cranberries, The Mars Volta etc.

На оформлении "Absolution" не совсем понятно, покидают люди Землю или наоборот приземляются на нее. Слушатель может воспринимать эту обложку в вольной трактовке.

"Эскадрон теней ошарашивает свидетеля события, смотрящего наверх. Кроме того, следующее, что должно было понравиться группе — это узор из теней. Он создает симметрию на оформлении. Это не просто ровный повторяющийся рисунок из человеческих фигур на фактурном асфальте. Их контуры напоминают героев из детских рассказов от Maurice Sendak", - рассказывал художник.

Для полного эффекта команда с художником во главе взяли вырезанные из ДВП человеческие фигуры, закрепили их на высоких шестах и, дождавшись выхода солнца из-за туч, обвели тени на земле мелом, а после сделали снимки для обложки. Но, в силу переменчивой английской погоды, эту операцию приходилось проводить три раза.

Завершает трилогию оформлений альбом "Black Holes and Revelations". На нем изображены четыре Всадника Апокалипсиса из Книги Откровения. Они сидят на стульях вкруг стола, на котором стоят их уменьшенные лошади разного цвета. Всадник белого коня представляет собой Антихриста, красного - войну, черного - голод, а бледный, нечеткий - смерть и упадок. Лошади специально сделаны маленькими, чтобы наглядно продемонстрировать, что беды самих всадников давно уже переросли размеры их непарнокопытного транспорта.

Изображения внутри буклета альбома — это установка HAARP, M87, документы Project MKULTRA и синий след инверсии самолета Aurora. HAARP - это научно-исследовательский проект, целью которого является изучение ионосферы. M87 - эллиптическая галактика в Деве, которая испускает поток материи, возможно, из сверхмассивной черной дыры внутри нее. Самолет Aurora, по мнению любителей глобальных загадок, это сверхсекретный гиперзвуковой летательный аппарат, который оставляет за собой синий инверсионный след на небе. А Project MKULTRA был проектом ЦРУ, который разрабатывал и использовал химические вещества для контроля сознания человека и взаимодействия с ним.

К слову, в 2007 году Q Magazine выставил на аукцион стол и стулья с оригинальной обложки.

Сейчас уже любой поклонник stoner-sludge-doom сцены знает, что релиз Sleep "Dopesmoker" суть эталон и легенда жанра. Альбом выходил семь лет и это не из-за того, что сам его стиль безумно вязкий, медленный и густой. Изначально London Records в далеком 1996 году отказались его выпускать, так как на нем был всего один трек длинною около часа. Но группа отказалась что-либо переделывать.

Позднее, в 1999 году, релиз увидел свет, но с названием "Jerusalem". Тогда его попилили на части в виде затянутых песен длительностью около 10 минут. Это не решило поставленную группой задачу и "Dopesmoke" опять отложили в долгий ящик.

Окончательное оформление альбома представляет собой картинку с караваном, идущим в Иерусалим с большим грузом марихуаны. В тексте единственной песни релиза есть строки про людей с огромными легкими и серийных уничтожителей гашиша. Караван идет по пескам, медленно и будто завязая. И это передают изображения с album art. Кстати на оформлении присутствуют две луны, видимо, намекающих, что события из релиза происходят в параллельной Вселенной.

До финальной версии для Sleep делалось еще несколько оформлений. На версии "Jerusalem" изображен молящийся перед костром странник, в издании 2003 года всадник с ятаганом верхом на трехглавом коне, а свой окончательный вид альбом приобрел аж в 2012 году во время переиздания.

О культовости и влиянии "Dopesmoker" написаны целые труды. И есть мнение, что группа во второй половине 1990-х распалась именно из-за него, так как студия отказывалась его издавать, думая, что трек такого размера будет коммерческим провалом.

С 1996 по 2012 "Jerusalem" & "Dopesmoker" были изданы и переизданы во всевозможных физических форматах на таких мощнейших лейблах: Rise Above Records, The Music Cartel, Tee Pee Records, Southern Lord, Daymare Recordings. На данный момент известно о четырёх вариантах визуального оформления этого массивного звукового полотна, три из которых создал Arik Roper, выдержке легендарного художника можно аплодировать стоя. 

Также интересным является тот факт, что Джим Джармуш частично использовал его в качестве саундтрека к своим "Сломанным цветам". Кроме того, Sleep наряду с Sunn O))) и Earth вдохновили режиссера на создание "Пределов контроля".

Третий альбом Нормана Кука "Halfway Between The Gutter And The Stars", более известного как Fatboy Slim, появился в первый год нового десятилетия и нового века. Работа в big beat стиле достаточно иронична, как и его оформление. На закате или восходе солнца стоит человеческое тело и его снимок сделан так, что солнце светит у него между ног. Снимок передан в позитивных тонах.

Подобное же настроение Норман Кук создал в клипе на "Weapom of Choice" из релиза. На видео актер Кристофер Уокен пляшет в пустом отеле и там не действуют законы гравитации. Впоследствии цитаты из его танцевальных движений использовала масса людей.

Фото на обложку альбома сделал английский фотограф Mcdonald Strand, а одним из фотографов для буклета был Tim Day, который позднее работал с Coldplay. Оформлять диск взялась английская компания графического дизайна Red design. Они известны также сотрудничеством с INXS, Bonobo, Quantic etc.

С оформлениями для этих легенд 2000-х также активно поработал вышеупомянутый Storm Thorgerson. Первый альбом прогророкового коллектива The Mars Volta "De-Loused In The Comatorium" вышел абсолютно концептуальным с перетекающим из одного в другой треками.

Релиз рассказывает историю некоего Хулио Венегаса по кличке Cerpin Taxt, который рассказывает из комы от передозировки о своей борьбе с дьяволом там, в параллельном мире. После того, как главный герой альбома пришел в себя в этом мире, он прыгнул с моста в едущий под ним поток машин.

Его суицид также упоминается в песне "Embroglio" группы At the Drive-In, которые стали предтечей The Mars Volta. Позднее группа выпустила книгу, в которой рассказывается полная история Хулио Венегаса.

9 из 10 песен на релизе сыграл Фли из Red Hot Chili Peppers, так как группа на первичной стадии своего появления долго не могла найти басиста в свой постоянный состав. Стоит отметить, что во время тура группы от передозировки скончался один из ее участников Джереми Уорд. Именно он придумал все электронные и вокальные эффекты на дебютном альбоме группы. После этого участники The Mars Volta перестали употреблять наркотики.

Оформление "De-Loused In The Comatorium" существует в двух видах. На первом, классическом, изображена золотая голова человека, лежащая на блюде в операционной, из ее рта вырывается яркий свет. На фоне стоит, закрыв лицо, видимо от слез, кто-то из персонала, больше похожий на ребенка.

Но существует и альтернативный вариант оформления. На некоторых редких релизах Storm Thorgerson поместил на обратной стороне обложки изображение лица в воде. Та часть, которая находится над ней, смотрит в небо, а остальная часть головы, уходящая под воду, представляет собой переплетение нервных окончаний, стилизованных под водоросли или наоборот.

Поскольку значимость этой группы для первого десятилетия текущего века не меньше Muse, мы добавим еще несколько слов про пару-тройку релизов коллектива. Третий альбом "Amputechture" вышел уже без оригинального альбомного арта, разработанного специально под релиз. Группа впервые использовала для оформления живопись Jeff Jordan.

Изначально для оформления третьего альбома Storm Thorgerson нарисовал отдельную версию. На ней он изобразил женщину, которая закрывается от нападения зеркального черепа посреди степи. Группа хотела ее увидеть монахиней и молодой цыганкой одновременно. Последний образ должен был всем своим видом демонстрировать черепу бесстрашие. Но, по непонятным причинам, album art использован не был.

Группа прекратила сотрудничество с художником, но оставила теплыми отношения и перешла полностью на визуальное обеспечение от Jeff Jordan. Два последующих "The Bedlam In Goliath", "Octahedron" были оформлены его работами.

Во время релиза "The Bedlam In Goliath" на официальном сайте группы разметили пазл в виде обложки. Сложив эту головоломку правильно, можно было бесплатно скачать трек с нового релиза, кавер-версию на "Back Against the Wall" от Circle Jerks.

Одна из самых культовых групп тяжелой сцены со своеобразным чувством юмора, которая создала вокруг себя свою маленькую секту фанатов и собрала такое же количество критиков. Tool — это больше, чем музыка, это феномен современной альтернативной культуры, который выходит за рамки линейной коммуникации слушатель-исполнитель.

В 2001 году к этой группе пришел коммерческий и массовый успех. Они выпустили свой самый хитовый альбом "Lateralus". Релиз попал на первое место в американский Billboard 200 в первую же неделю после выхода. В клипе "Parabola" снялся Tricky, в живых выступлениях во время первых туров в поддержку "Lateralus" приняли участие Buzz Osborne, Mike Patton, а также участники Isis и Meshuggah.

У многих групп есть свои персональные художники. А с тем учетом, что гитарист Tool Adam Jones делает спецэффекты в Голливуде, коллективу он, получается не нужен. Но, не тут-то было! Участники Tool давно и плодотворно сотрудничают с одним из самых эзотерических и космических художников Alex Grey.

О нем о самом можно посмотреть массу фильмов и узнать много интересного. Но нас в этом материале интересует тот факт, что он делал полное оформление "Lateralus". Одно из направлений, в котором работает художник, называется visionary art (провидческое искусство). Трактовок обложки, так же как и трактовок альбома, написано уже несколько томов.

Про значимость и значение релиза, а также Числа Фибоначчи, с которыми концептуальное произведение неразрывно связано, можно прочитать во Всемирной паутине. А к самому оформлению лучше приглядеться и обратить внимание на деталировку абсолютно всех изображений релиза. Если попадется оригинальный диск, то сам CD тоже интересен к изучению.

Alex Grey известей своей любовью к мелким моментам своей живописи, всмотревшись в которую может открыться третий глаз или произойти ЛСД-трип без наличия оного. Есть несколько документальных фильмов о художнике и видео от него самого, где он рассказывает о медитативных практиках, Ваджраяне и практиках с собственным сознанием и умом.

Для любителей йоги и "всего восточного" не совсем подойдет "Lateralus" и творчество Alex Grey, так как Ваджраяна — слово, хоть и похоже на индийское (это санскрит, на самом деле), но имеет самое прямое отношение к Буддизму. До сих пор ходят слухи о том, что участники Tool практиковали различные тайные учения родом из Тибета, имеющие непосредственное отношение к одной из мировых религий.

Судя по всему, изрядная часть этого опуса про альбомный арт будет посвящена одному художнику, Storm Thorgerson. Он прямо как серый кардинал жанра в 2000-е был. Практически все, что он сделал за первое десятилетие текущего века, отметилось в истории этой ветке изобразительного искусства.

На этот раз он выступил автором первого одноименного альбома группы Audioslave. Вряд ли читатель не знает о коллаборации Chris Cornell и музыкантов Rage Against The Machine. Тонны всего написаны про эту супергруппу. И, если рычаги стали ярким символом 1990-х, одними из создателей nu-metal, стоящих особняком, то Audioslave стали таким же символом для 2000-х, только без нот протеста.

На обложке первого альбома изображено подобие памятника "вечного пламени", которое Thorgerson и его соратники Peter Curzon and Rupert Truman расположили на вулканическом острове Лансароте. Перед огнем стоит человечек.

Вся эта композиция — прямая отсылка к взрывной природе и сотрудничестве музыкантов в Audioslave. В альтернативной версии оформления человечек должен был быть обнаженным. Но художники отказались от этой идеи, так как не были уверены в успешности ее реализации.

Все три автора обложки входили в арт-группу Hipgnosis, которая создавала оформления для альбомов Pink Floyd, T. Rex, UFO, Bad Company, Led Zeppelin, AC/DC, Scorpions, Yes, Emerson, Lake & Palmer, the Alan Parsons Project, Genesis, Peter Gabriel, Electric Light Orchestra, the Police etc.

Вряд ли меломан, ценитель узких джинс, кед Converse, независимой музыки не знает обложку с голым профилем нижней части женского тела, на которое упирается рука в кожаной перчатке. В левом верхнем углу написано The Strokes "Is This It". Обложка группы Касабланкаса и Ко признана одной из самых лучших в мире за всю историю album art.

А получилось все спонтанно. Фотограф Colin Lane решил устроить внезапную фотосессию своей бывшей, вышедшей из душа. Он просто хотел сделать сексуальное фото, и в итоге оно попало к The Strokes. Первый тираж альбома с этим изображением разлетелся моментом. Но, группа забеспокоилась по поводу нападков консерваторов из США и резко поменяла оформление на фото субатомных частиц в вакуумной камере. Это был сознательный ход, как и тот, что вопросительный знак из названия альбома убрали, чтобы месседж релиза звучал правильно.

При этом первая версия все же стала одним из символов альбомного арта и до сих пор любители независимой, простите, indie сцены могут невзначай повесить фото с обнаженной нижней частью барышни и кожаной перчаткой у себя в углу комнаты и включить под ним флуоресцентную экономичную аромалампу.

Кстати, некоторые эксперты от искусства сравнили первый вариант обложки с оформлением альбома группы Spın̈al Tap "Smell The Glove", на котором обнаженная девушка в БДСМ-ошейнике, стоя на четвереньках тянется лицом к кожаной перчатке.

Первое десятилетие XXI века на века закрепилось в сознании слушателя ломаных ритмов своим бумом на IDM и glitch. Без электронной музыки и в эту эпоху не обошлось. Одну из самых существенных ролей в становлении таких утонченных вкусов к изначально танцевальной музыке сыграли Autechre.

Оформление их трилогии "Confield", "Draft 7.30", "Untilted" 2001, 2003 и 2005 годов соответственно выполнено в одном ключе. Такого рода изображения стали прямыми иллюстрациями для всего музыкального стиля. Они абстрактны, но структурированы, они динамичны, но нарисованы, как обложки к альбомам.

Впервые со времени сотрудничества группы с Warp Records английский дуэт решил отказаться от традиционной для них The Designers Republic, которые оформляли их работы в 1990-х. Студия также сотрудничала с коллегами Autechre Aphex Twin и The Orb, а также делали работы для MTV, Coca-Cola и Nickelodeon.

Всю трилогию рисовал режиссер и художник Alex Rutterford. Англичанин известен тем, что начинал свою карьеру с создания части дизайна для "Судьи Дредда". Позднее, он стал режиссером клипа Autechre "Gantz Graf" и продолжил после этого рисовать им оформления. Из трилогии IDM — икон, два релиза — "Draft 7.30", "Untilted" — его рук дело.

Кроме того, художник и дизайнер известен своей работой над клипом Bjork "All Is Full Of Love" и Squarepusher "Come On My Selector". По общему оформлению видео стиль Alex Rutterford угадывается очень легко.

Пожалуй, более оригинальной и самобытной певицы, как Bjork, в мире просто не существует. Каждый ее релиз — это отдельный шедевр в музыкальном, текстовом и визуальном плане. Выход каждого альбома сопровождается оригинальным художественным решением и актуальным по своей технологической и психологической навороченности клипом.

Альбом "Medúlla" не стал в этом отношении исключением. Релиз был выпущен в 2004 году, звучит он очень минималистично и во всем альбоме делается упор на вокальные партии. Например, достаточно упомянуть, что в записи принимал участие Mike Patton, и сразу становится понятно, что из себя представляет релиз в плане самобытности и безбашенности.

Оформлением "Medúlla" занимались Inez and Vinoodh — дуэт голландских фэшн-фотографов и дуэт M/M Paris — арт-коллаборация Mathias Augustyniak и Michael Amzalag из Парижа.

На обложке релиза изображена сама исполнительница в маске из волос, которую ей сделала ее исландская подруга Shoplifter. Bjork вдохновилась идеей подобной маски после выставки художницы, на которой та представила настенную роспись из заплетенных косичек.

На шее у певицы висит ожерелье из коричневых костей, которое представляет собой надпись "Medúlla". Вообще, во время создания арт-буклета, Bjork была за то, чтобы ее одежды для альбомной фотосессии было минимум. У Shoplifter получилось создать для исландской певицы темный образ воина или Валикирии, она сделала маску, которая напоминала шлем.

Фотографы, в свою очередь, вдохновились образом женщины, создающей домашний уют и занимающейся какими-то ремеслами именно дома. Женщины, придерживающейся более затворнического, а не общественного образа жизни.

В начале XXI века начали по новой танцевать под гитарную музыку, не прошло и 20 лет. Часть писателей-фантастов думала, что эту эпоху захлестнет электронщина, но прогадали. Публика уже полностью вынырнула из рэйвов и даже выплюнула последнюю их каплю с остатками лизергина.

Пришло новое поколение танцующих панков, а с ними диско-ритм, только в иной интерпретации. Одной из таких знаковых формаций эпохи десятилетней давности стала нью-йоркская группа Yeah Yeah Yeahs. До 2010 года они выпустили три альбома и каждый из них стал знаковым.

В плане оформления больше всех отличился "It's Blitz!" со своим динамическим фото раздавливания яйца и текущей из руки воды на обложке. Над созданием буклета работало три художника-фотографа: Eric Uhlir — американский фотограф, гитарист группы Nick Zinner, Autumn de Wilde — американская фотограф, известная своей работой с еще одними минималистами The White Stripes; в этот же список добавим The Raconteurs и Nick Cave & The Bad Seeds и Urs Fischer — швейцарский contemporary artist, который создает инсталляции, скульптуры и картины при помощи глины, фруктов, воска, дерева, стекла, пластика, хлеба и других предметов бытовой деятельности человека. Судя по характеру его работ обложку делал именно этот художник.

Альбом спродюсировал Nick Launay, который также сотрудничал в свое время с Nick Cave & The Bad Seeds. В итоге получилось, что один сотрудник притянул в проект другого и так дальше, как, впрочем, чаще всего и происходит в творческом и коммерческом мире.

Такой же знаковой группой прошлого десятилетия наряду с нью-йоркскими дэнс-панками стала английская Kasabian и их дебютный одноименный альбом. На его треки делали массу танцевальных ремиксов, оригиналы песен с альбомов вставляли в свои сеты всемирно известные ди-джеи, а ажиотаж вокруг группы рос в геометрической прогрессии с первого дня появления альбома в продаже.

Оформление альбома вышло в разных расцветках в зависимости от географии продажи альбома: в Англии релиз вышел черно-белым, в остальной Европе — черно-красным, в США — черно-синий, в Японии делюкс издание получило черно-серебряный окрас.

Кроме того, был выпущен лимитированный тираж "Kasabian", состоящий из двух дисков. Один из них — DVD с документальным фильмом о создании альбома и несколькими клипами. Так вот он был вообще светящимся в темноте.

Об этой английской группе можно написать много приятных и противоречивых вещей. Очень важное, что стоит упомянуть в этом материале, помимо их первого альбомного арта — это их дружба с Noel Fielding, актером и шоуменом. Он создает настолько сюрреалистичные шоу, что сотрудничество  группы с психоделической труппой актера стоит отметить отдельным пунктом. Музыка + театр далеко не новаторское сочетание, но в таком тандеме оно смотрится очень запоминающимся.

Еще одна легенда, еще один символ первого десятилетия XXI века — группа Coldplay. Оформление к их второму альбому "A Rush of Blood to the Head" сделал норвежский фешн-фотограф Sølve Sundsbø. Только изначально его работа предназначалась совсем не для британской рок-легенды.

Скандинава нанял журнал Dazed & Confused еще в конце 1990-х и поставил ему задачу сделать на белом фоне какой-то необычный снимок связанный с современными технологиями. Sølve Sundsbø решил использовать для этого 3D-сканер. Основой для снимка использовали живую модель, на которую был накинут кипер (специальная ткань — ред.). Но, что-то пошло не так и компьютер отсканировал изображение в 3D неправильно распознав цвета. Более того, нераспознанную часть он отобразил в виде шипов. Сама модель была "снята" только на 30%.

В итоге фото получилось действительно оригинальным и необычным. Редактор Dazed & Confused опубликовал его. Крис Мартин увидел этот снимок, проникся и попросил разрешения использовать его для оформления второго альбома его группы. Вокалист Coldplay пошел дальше и предложил Sølve Sundsbø сотрудничество в рамках их релизов. Художник тут же предложил отобразить в 3D всех участников группы. Позднее, фотограф создавал изображения для концертного видео группы в 2003 году.

В 2010 году этот альбомный арт вошел в 10-ку музыкальных релизов, которые Королевская Почта выпускает в серии "Классические обложки альбомов".

***

Перед вами далеко не весь список лучших работ того десятилетия. С этой части Music meets Art мы хотим начать публиковать дополнительно невошедшие оформления, которые также достойны и о них будет просто преступлением не вспомнить. Итак, остались неописанными, но упомянутыми:

  • The Cure - "Bloodflowers", "The Cure", "4:13 Dream" - 2000, 2004, 2008
  • Gorillaz - "Demon Days" - 2005 - мы очень хотим про него написать, но о них нужно писать отдельную статью такого же размера, как этот материал. Парой десятков предложений тут не обойдется.
  • Death From Above 1979 - "You're a Woman, I'm a Machine" - 2004
  • The Roots - "Phrenology" - 2002
  • Chromatics - "IV: Night Drive" - 2007
  • Bad Religion - "The Empire Strikes First" - 2004
  • Architecture in Helsinki - "Places Like This" - 2007
  • Sigur Rós - "Ágætis byrjun" - 2001

Также в этот раз без описания остались Beck и The Prodigy. Но, о них было в предыдущей серии и будет отдельный отчет, как о коллективах повлиявших на мировую культуру в целом.

И все равно — это далеко не все группы, о которых мы еще вам расскажем.

Материал вычитывали, дополняли\урезали, комментировали: Филипп Добров, Валерий и Юлия Корневы, Александр Масовец, Ярина Денисюк. Огромное им спасибо!

To be continued…

Материал подготовлен при поддержке:

RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter

Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK

Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art

All images are copyrighted by their respective copyright owners.

Neformat.com.ua ©