Music Meets Art Vol. 4

Самая стремительная и пестрая пора в музыке пришлась на конец ХХ века, и в 1990-е разнообразие стилей и направлений достигло своего апогея. Тогда смешивалось все, что можно было смешать, и синтезировалось все, что можно было синтезировать. Ко многим на наших широтах в дом пришло кабельное ТВ, а с ним и MTV. Во второй половине 90-х постепенно начал распространяться интернет

Обложки альбомов становились все ярче. Процесс оформления релиза стал его неотъемлемой частью. Выходило уже целых три формата разного размера: пластинки, кассеты, диски. И, соответственно, требований по верстке и размещению изображения становилось всё больше.

В этом десятилетии просто невозможно составить ТОП по album art и остаться объективным. Поэтому, вот только некоторая часть, которая стала классикой и, на наш взгляд, оставила след в истории. Эти обложки и по сей день узнаваемы абсолютно разными поколениями.

 

Безусловно, одним из символов 1990-х во всем мире стали The Prodigy. Они тогда и сами не ожидали такой популярности. Коллектив навсегда оставил след в истории электронной музыки, которая при этом может звучать, как живая. Более того, это группа из четырех человек, где только один является музыкантом. Но, мы больше о картинках, поэтому давайте взглянем на обложки The Prodigy "Experience" и "Music for the Jilted Generation"'.

Первая – это просто тотальный и бесповоротный минимализм, за которым скрывается настоящий рэйв конца 1980х – начала 1990х. В "Experience" важна не визуальная часть, а его звуковое нутро, при этом его обложка ассоциируется именно с электронной составляющей десятилетия и не нуждается в каких-либо дорисовках.

С "Music for the Jilted Generation" дело обстоит иначе – второй по счету LP группы оформлен мрачно, с наркотическим подтекстом и прямой отсылкой к андеграундным вечеринкам того времени. Достаточно вспомнить клип на песню"No Good" с этого альбома. На его обложке изображено лицо, скорее всего вырывающегося из паутины Кейта Флинта. Но только вот куда оно стремится и с какой целью?

В 2008 году авторы техно-издания Magazine Dataside сравнили обложку с непереводимым на русский термином "persiflage", который означает презрение к серьезным темам с ухмылкой. В те времена наркотические и "грязные" мотивы были на пике. Достаточно вспомнить фильм "Trainspotting" или же клип "Poison" с этого же релиза The Prodigy, где Кейт Флинт барахтается в грязи.

Еще одним важным прорывом того времени стала обложка Pantera "Vulgar Display of Power". Та самая, на которой какой-то чувак получает в лицо с кулака. Эта обложка на долгие годы станет одним из символов грув-метал пионеров металлической эстрады. Оформление платинового альбома Pantera 1992 года до сих пор продолжают использовать в качестве мемов и вставок в комиксы и фильмы.

Снимок для обложки сделал Brad Guice, фотограф, который работал с группой во время выхода "Cowboys From Hell". По слухам, а вернее со слов Vinnie Paul, барабанщика группы, некоему Sean Cross заплатили 10 долларов и дали в табло 31 раз, чтобы вышел удачный снимок для оформления. Однако сам фотограф утверждает, что человека во время съемок ни разу никто не ударил.

Кстати, название альбома было взято из фильма "Изгоняющий дьявола", более известного в мире, как "The Exorcist". Именно там была впервые использована фраза о "грубой (вульгарной) силе". Альбом дважды становился платиновым. Также его именем названа книжка "A Vulgar Display of Power: Courage and Carnage at the Alrosa Villa", которая посвящена трагической смерти Dimebag Darrell, застреленного на концерте гитариста группы. Многие названия песен группы использованы как заголовки к главам.

Наравне с подъемом грув-метала в 1990-е, очень популярным стал брутал-дэт на пару с самой продаваемой группой этого направления Cannibal Corpse. Конечно, оформление их альбомов невозможно оставить без внимания. Всё началось, когда Chris Barnes привёл в коллектив художника Vince Locke. Именно этот творец виновен в создании всех шокирующих изображений на релизах группы. Помимо обложек, Locke является одним из авторов серии комиксов Deadworld и соавтором "Оправданной жестокости" (A History of Violence), на которую позднее сняли фильм.

В то десятилетие была создана добрая часть скандальных оформлений Cannibal. Можно брать любую для анализа – не ошибешься. Мы решили остановиться на "Tomb of the Mutilated". Эта работа интересна с графической и концептуальной точек зрения. Она посвящена некрофилии и садизму. На оформлении изображено жестокое убийство насилуемой девушки и после него маньяк продолжает свой ужасающий акт.

Также с песней "Entrails Ripped from a Virgin's Cunt" связана брутальная история про двух братьев, похищенную ими девушку и вешалку, о которой можно прочитать в английской Википедии, но её подтверждений в официальных источниках не найдено. Есть в эпизодах с этим релизом и веселые моменты – "Hammer Smashed Face" звучит в первой части Эйса Вентуры.

Во время бума на дэт-метал, искусство оформления альбомов процветало и играло сумасшедшими палитрами практически на каждом альбоме уважающих свое творчество длинноволосых исполнителей. Можно было брать любую обложку и не ошибиться. Хороший тому пример – Obituary и их "Cause of Death" 1990 года. На самом арте нет привычной для жанра расчлененки, но присутствует мертвечина с черепами. А также ночное зловещее небо с традиционным для такого подхода "всевидящим оком".

Обложку рисовал художник Майкл Уэлан, который также известен своими работами для Sepultura. Но знаменит он тем, что рисовал иллюстрации к фантастическим и хоррор романам известных авторов. Например, оформление "Темной башни" Стивена Кинга — это его рук дело.

А изображение с "Cause of Death" использовалось в качестве иллюстрации к сборнику рассказов Говарда Ф. Лавкрафта "Кровавые рассказы ужаса и мрака". Кстати, этот арт изначально планировалось использовать для оформления "Beneath the Remains" Sepultura, но тогда бы он не вошел в обзор 1990-х, так как альбом у бразильцев вышел на год раньше.

Во всей тяжелой металлической агонии, описанной выше, братья Кавалера занимают особое место. И после инцидента, связанного с обложкой Obituary "Cause of Death", Майкл Уэлан предложил сам нарисовать оригинальное оформление для следующего альбома группы. Так на свет белый появился album art, к "Arise".

Пластинка является последней в эпохе треш и дэт релизов коллектива. Известно также, что Игор долго точил зуб на господина оформителя за отданное Obituary оформление. Но при этом, это невероятное создание, изображенное на лицевой части LP прочно ассоциируется теперь с первым периодом в творчестве бразильской тяжелой группы.

Но не дэзней единой прославилась эпоха MTV и мультикультурных рэйвов. В то десятилетие расцвел и пошел на подъем industrial с его более мейнстримовыми и гитарными составляющими. Первые места в этом многогранном направлении тогда заняли NIИ (Nine Inch Nails) и Marilyn Manson. Одним из самых значимых альбомов жанра является "The Downward Spiral" — произведение Трента Резнора от 1994 года. Об этом альбоме "гвоздей", наверное, написана уже не одна диссертация, но это не мешает говорить о нём и сегодня. Достаточно вспомнить песню "Closer", чтобы даже несведущий человек понял, насколько это важный релиз.

С оформлением "The Downward Spiral" тоже не все обычно и просто. Арт альбома — это фрагменты картины художника Рассела Миллза, которая получила название "Рана". В оригинальной работе, помимо стандартных материалов для изобразительного искусства, создатель полотна использовал листы металла, подвергшиеся коррозии, деревянные элементы, а также собственную кровь. Первоначальная работа в физическом виде выставлена сейчас в школе искусств шотландского города Глазго.

Стоит отметить, что к моменту выхода Halo 8 (официальная нумерация альбомов NIИ) компакт-диски уже вовсю использовались как носители, и тогда уже появились"сложные" обложки с буклетами, вставками и различного рода оригинальными оформлениями – от вкладок и знаков, до специальных сувениров или секретных символов, которые нужно было искать в коробке от CD.

В записи альбома принимал участие Эдриан Белью, один из самых недооценённых гитаристов. Он известен своей работой с King Crimson и сольными проектами. Именно благодаря ему, Трент Резнор стал впоследствии обращать внимание на живые инструменты и добавлять в релизы их звучание.

Параллельно с "The Downward Spiral" в индустриальном жанре стоит отметить Marilyn Manson "Antichrist Superstar", который вышел на два года позже, в 1996. Альбом стал одной из икон шок-рока и является полностью концептуальным произведением. Поскольку тогда о простом оформлении диска не могло быть и речи, "Antichrist" состоит из шубера (он же слипкейс – картонный футляр для более надежного хранения CD) и jewel-кейса.

На лицевой части картона нарисован круг с четырьмя словами Malice, Mind, Heart Complacent, а внутри, на самой коробке, Мэнсон изображен в виде Антихриста с цифрами IX, VI, III и VII. Их значение, скорее всего, простой троллинг со стороны исполнителя, чтобы ввести в заблуждение или еще больше заинтриговать. Лидер группы славится своим нестандартным подходом и взглядами, которые выпадают из привычного уклада среднестатистического сторонника демократии и традиционных религиозных ценностей.

Кроме того, в буклете к альбому можно прочитать цитаты из Библии и изучить медицинские диаграммы. Также, в буклете английским по глянцу написаны слова благодарности от Мэнсона создателю церкви Сатаны Антону Лавею и его книге "Satan Speaks", которые сильно повлияли на шок-рокера в период его раннего творчества. Логотипы религиозного учреждения и группы периода трилогии "Antichrist Superstar", "Omega and the Mechanical Animals" и "Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death)" очень сходны по графическому и смысловому исполнению.

В оформлении альбома также можно найти прямые отсылки к символике СС, Бойду Райсу, Алистеру Кроули, тетраграмматону и массе других оккультных вещей. Мэнсон тем самым хотел в свое время показать противоречивость общества с его многочисленными взаимоисключающими стандартами.

Ни один обзор эпохи 1990-х не сможет обойтись без Курта Кобейна, гранжа, гимна потерянного поколения и оформления альбома "Nevermind". По версии Music Radar 2011 года, этот арт занял второе место среди обложек всех времен и народов. Мы напомним, что на нем изображен младенец под водой, который плывет в направлении долларовой купюры, насаженной на удочку.

Фотографом для лицевой части "Nevermind" выступил Роберт Фишер, по совместительству знаменитый американский художник и скульптор. С этой обложкой связан скандал из-за изображения голого младенца, у которого на фото виден пенис. Пуритане США долго пытались запретить обложку. Курт и сотоварищи ни в какую не соглашались печатать цензурный вариант альбома, объясняя это тем, что только латентного педофила могут оскорбить подобные фото.

В целом, изображение на альбоме критикует потребительский образ жизни, который тогда набирал обороты в развитых странах. Спустя годы, герой обложки, уже не трехмесячный младенец, по имени Спенсер Элден, снялся в такой же точно фотосессии в 2016 году, на 25-летие выхода релиза. До этого он делал то же самое в 2001, когда "Nevermind" исполнилось 10.

Это не единственное появление "фотомодели" на арте у музыкантов. В 2003 году Элден снялся на обложку "The Dragon Experience" — сольного альбома лидера Skinny Puppy c Evin Key.

Еще одна икона того времени, которую нельзя оставить без внимания — это Beck "Odelay" образца 1996 года. Этот арт считается одним из лучших в мире, и это при том, что ничего особо выдающегося в собаке, прыгающей через ограду, нет. Разве что это редкая венгерская порода собак Комондор.

Однако стоит отметить, что автором коллажа к релизу стал дедушка Бэка — американский художник Al Hansen, который по совместительству еще является отцом Bibbe Hansen, матери исполнителя, которая в 1960-е была одной из фавориток Энди Уорхолла. Также она известна тем, что записала альбом с Джеком Керуаком, в составе группы The Whippets.

При этом альбом стал не только дважды платиновым индикатором эпохи. Его оформление абсолютно узнаваемо всеми меломанами. Название "Odelay" — это фонетическая переделка сленгового испанско-мексиканского "Orale" (ударение на первый слог), в вольном переводе означающие "послушай" (слухани) или же "what's up?".

Есть в самом релизе доля хорошей иронии, тонкой и с улыбкой, как это умеет делать Бэк Хансен. Его оформление, по сути, действительно не такое уж и выдающееся, но, если говорить о содержании… наверное, из-за него-то альбом постоянно и ставят во все возможные рейтинги, в частности, связанные с album art.

Одни из первопроходцев смешения стилей funk, rap & heavy metal. Каждый альбом – это концептуальный манифест, ставящий перед собой конкретные цели. Едкие тексты и цепляющие рифы задали вектор, подняли планку для альтернативной сцены 90-х, которую так никто и не сумел преодолеть. Сами же RATM тактично и деликатно открещивались от nu metal сцены своей эпохи, говоря, что конечно же ценят и уважают современные группы а-ля Limp Bizkit, но несут в мир другие идеи, имея за плечами иной философский бэкграунд. Если вообще это слово может полностью охарактеризовать Rage Against The Machine с их идейным наступлением под красной пятиконечной звездой.

Их первый альбом, тождественный с названием группы, взбудоражил умы, произвел фурор, собрал стадионы, покрыл степи, поля, мегаполисы, кассетные магнитофоны и распылил "ультралевый вирус" по капиталистическому миру. Но у нас издание музыкальное, а материал про album art, поэтому рассказываем: на обложке первого альбома коллектива изображен буддийский монах Тхить Куанг Дык, который совершил акт самосожжения посреди Сайгона в 1963 году. Этой акцией он выразил свой протест против гонений на буддизм, которые тогда культивировал первый президент Вьетнама.

Фотография горящего монаха была напечатана в большом количестве иностранных изданий и вызвала сумасшедший резонанс по всему миру. Возможно, это был один из первых моментов во второй половине ХХ века, когда Запад сосредоточился на Востоке. Автор снимка Малькольм Браун получил за него Пулитцеровскую премию. Монах впоследствии был кремирован, но есть у этой истории поразительный факт. Сердце монаха после самопожертвования огнем осталось целым и не сгорело. В сочетании с творчеством первого альбома RATM, их лирикой, обложка производит кумулятивный эффект. После первого трека уже возникает ощущение, что где-то пылает очаг сопротивления.

Очень знаковой тусовкой того времени были Korn & Co, куда входили и Limp Bizkit. Это теперь, года три как группу в наших краях не любят, гнобят и всячески не уважают. Но тогда, в 1997-1998 годах их "Three Dollar Bill, Yall" стал безумно знаковой пластинкой, которая повлияла на умы мазафакеров, способных анализировать.

Сам по себе альбом выбивается из общего настроения и стиля всего ансамбля. Релиз интересен тем, что сыгран сыро, органично, живо и очень вкусно. Уэс Борланд (гитарист Limp Bizkit — ред.) тогда совсем не воспринимал всерьез эту работу. На звучание пластинки сильно повлияла группа Tool, что слышно отчетливо в массе песен. И только в этом альбоме группа позволила себе пятнадцатиминутную экспериментальную импровизацию "Everything".

При чем же тут обложка? А кто из поклонников nu-metal и rap-core того времени не пытался срисовать непонятную черную фигуру слева на диске и повторить шрифт названия банды? Позднее, ни один из релизов группы не будет оформлен, записан и сделан как этот первый и, пожалуй, единственный нестандартный альбом "хромых бисквитов".

Второй выдающейся работой в album art из альтернативы того времени стала одна из основных изобретательниц nu-metal - группа Korn и их 1998 LP "Follow the Leader". В принципе, все их обложки из того 10-летия можно смело ставить в ТОПы и хит-парады. Но эта, пожалуй, самая интересная по ряду критериев.

Во-первых, на оформлении альбома нарисована та часть сюжета с детьми из клипа "Freak on a Leash", которая не вошла в видео. Во-вторых, внутри буклета изображена масса нюансов, например, картины с голыми женщинами, которые невооруженным взглядом можно и не заметить. А, в-третьих, обложку к альбому рисовал Тодд Макфарленйн, который рисовал современные комиксы про Человека-паука и стал родителем всей серии про Спауна. А этот антигерой-охотник на вампиров очень сильно гремел в 1990-е.

Именно Тодд Макфарленйн определил целый стиль для комиксов, который используется и сейчас. Этот стиль можно назвать адаптированной мангой, так как художник детально прорисовывал крупные и яркие образы, при этом нестандартно распределяя панели для сюжетов на странице и сохраняя более американские черты в образах самих героев.

В том громком десятилетии сложно хоть что-то оставить без внимания, так как помимо живой музыки, электронная развивалась настолько сумасшедшими темпами, что стили изобретались со скоростью вылета пуль из автоматического оружия. Английский альбомный арт не отставал от своих соседей ни на шаг. Миру являлись все новые и новые шедевры. А поскольку Британия тогда была одним из центров клубного движения, то без пары электронных имен того времени мы не обойдемся.

Англичане Underworld со своим "dubnobasswithmyheadman" сказали новое слово в оформлении танцевальных дисков. Тогда участниками группы с их друзьями художниками было создано своеобразное дизайнерское объединение Tomato. Эта конгломерация сейчас базируется в трех городах: Лондоне, Мельбурне и Токио.
Мультинаправленная компания выполняет различные кросс-платформенные проекты, ориентированные на коммерческий сегмент. А тогда, в далеком 1994 году, Toamto создали стиль хаотической графики, которая стала одним из образцов для оформления альбомов электронной музыки.

На "dubnobasswithmyheadman" среди шрифтов и черно-белой графической подборки можно также увидеть отпечаток ладони в центре пластинки.

Тогда все старались создавать какие-то объединения и саунд-системы. Из одной из таких саунд-систем под названием The Wild Bunch выросла еще одна легенда электронной сцены – Massive Attack. В 1990-е они выпустили все, что сейчас стало классикой, а тогда моментально становилось культовым. Многие, наверняка, уже читали, что за псевдонимом анонимного райтера и художника Бэнкси может скрываться Роберт 3D дель Наджио из группы.

И да, действительно 3D с незапамятных времен рисует картины и делает графические работы. У него была масса выставок и есть свой узнаваемый стиль. По некоторым данным, знаковый альбом "Protection" оформлен одной из его работ. При этом, в официальных источниках сообщается, что дизайном релиза занималась лондонская студия Michael Nash Associates. Но это не взаимоисключающие параграфы.

Немного о творчестве психов. Создателей мат-метала и первых в своем роде шведов Meshuggah в этом материале также сложно оставить без внимания. В 1990-е они выпустили три альбома, которые стали основой их творчества. Тогда еще не каждый понимал, к чему музыка этих экспериментаторов может привести и куда завернуть.

Мозг, заключенный в стальной каркас на оформлении "Chaosphere", как раз отлично иллюстрирует то, что их музыка может сделать со слушателем. Этот дизайн придумал и воплотил в жизнь барабанщик группы Томас Хааке. По версии Modern Drummer, он является ударником номером один в мире. Кроме того, он еще и исполняет вокальные партии в группе.

Говоря о психах той эпохи, первым приходит в голову Майк Паттон, который всегда отличался многогранностью и постоянным трудоголизмом. В то десятилетие самая его "ровная", на тот момент, группа Faith No More как раз завершала свою карьеру. Мы не будем тут вдаваться в подробности того, насколько группа повлияла на… да, на всех, кто музыку того времени любит.

В 1990-е годы группа решила завершить свою деятельность и сделала это весьма пафосно, выпустив два альбома с громкими названиями "King for a Day… Fool for a Lifetime" и "Album of the Year". Первый релиз иллюстрировал один из художников The New Yorker, который известен своей работой с фильмом про американского поэта Аллена Гинсберга "Howl". В русском переводе поэма называется "Вопль".

На обложке "Album of the Year" изображен первый президент Чехословацкой Республики Томаш Масарик, а внутри буклета его похороны с надписью на гробе "Истина превыше всего", которая сейчас является главным девизом Чехии. Подобный "наряд" релиза объясняется тем, что во время промо-тура в поддержку альбома, Faith No More очень часто выступали в костюмах, можно сказать, "при параде".

Последние, выходящие за рамки дозволенного, музыканты в нашем обзоре — это два black-metal коллектива Darkthrone с "Total Death" и Burzum "Filosofem".
Darkthrone своей мрачной космической обложкой и лого уже четвертый десяток лет остаются одним из классических символов черного направления. И если их музыка не является образцом для подражания и восхищения для каждого ценителя жанра, то оформление к релизу стало практически эталоном для следующих поколений музыкантов, играющих в соответствующем стиле.

С Burzum дела обстоят приблизительно также, и уже тогда у Варга Викернеса подтекала внутренняя крыша, так как в норвежской тюрьме на голову ему вряд ли капало. Альбом был написан полностью одним человеком, а названия всех песен в нем - на немецком языке. А сам релиз стал первым в жанре depressive black-metal из-за нестандартного синтезатора на фоне, звук которого погружает в состояние глубокого уныния и тленности бытия.

Разумеется, это далеко не весь album art, который хотелось бы охватить за десятилетний период. Но с каждой эпохой, каждым десятилетием, релизов становилось все больше, и к каждому художники, дизайнеры, фотографы и музыканты делали свое особое оформление, буклет, специальный бокс. В 2000-х начали массово появляться цифровые носители, и вектор графического обозначения музыки стал в очередной раз меняться, но об этом уже в следующем материале.

Материал вычитывали, дополняли\урезали, комментировали: Филипп Добров, Валерий и Юлия Корневы, Александр Масовец, Ярина Денисюк. Огромное им спасибо!

To be continued…

Материал подготовлен при поддержке:

RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter

Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK

Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art

All images are copyrighted by their respective copyright owners.

Neformat.com.ua ©