А поехали в тур! О поездках украинских групп за границу и возможности заработать концертами там

С момента получения безвиза все больше украинских групп ринулось покорять европейские просторы. А поскольку андеграунд в Украине интересен малой части населения, среди которой все друг друга знают через одно рукопожатие, то альтернативная сцена сейчас ездит за рубеж с завидной регулярностью.

Тур по Европе — это новый опыт, заработок, возможность расширить горизонты, получить дополнительные баллы себе в эго, известность какая-никакая. Ездить сейчас стараются все. У большинства групп в списках стоят минимум три страны и обязательный пункт TBA (to be announced). Последний говорит о том, что иногда коллектив или их менеджер идут на риск. Они не знают ничего о какой-то дате, ставят на нее анонс и все равно планируют логистику так, чтобы получилось договориться о выступлении.

О том, как ездить в такие длительные концертные поездки, что с собой брать и какие правила поведения с вещами, закрытыми в микроавтобусе уже рассказано было немало. Сейчас речь немного о другом — об организации такого тура и его эффективности. Ездят сейчас представители абсолютных разных направлений. И не важно, касается это электронной субкультуры или блэк-металической.

Холодная рассылка, государство и экспорт-офис

Для начала этого ряда мероприятий многим коллективам приходится заниматься холодной рассылкой. В этом процессе нужна усидчивость и терпение. Писем в клубы и букерам отсылается много, а фидбек приходит от 10% из них, поэтому от подобного занятия и веет холодом. У некоторых коллективов это зависит от принадлежности к определенной субкультуре. Вокалист киевской сайкобилли группы The Troubled - Stan говорит, что очень много времени уходит на холодную рассылку, но важно, чтобы была своя тусовка:

"Приходится много заниматься холодной рассылкой, на которую почти нет отклика. Но для такой субкультурной музыки, как наша, всё может быть проще, если в городе есть сайкобилли тусовка. Там обычно есть промоутер и клуб, в котором можно сыграть, ну и люди, которые придут и позволят окупить концерт. Начинать нужно за полгода-год".

Не менее важной составляющей, а, пожалуй, одной из самых важных, является финансовая сторона вопроса. Без нее трудно спланировать все путешествие. Часть клубов вообще не хочет работать с музыкантами напрямую.

"Многие клубы не работают с музыкантами напрямую, поэтому надо искать местного промоутера. По финансам лучше договариваться о гарантиях, потому что с ними можно хорошо спланировать всю экономику тура", - говорит Stan.

Есть пара альтернатив, но они не всегда подходят андеграунду по идеологическим соображениям. Можно обратиться к государству. Не к украинскому, если вдруг у кого-то побежали по коже мурашки, сопровождаемые громким матом. В Европе есть такое явление, как экспорт-офисы музыки. Они находятся в странах ЕС и охотно помогают заезжим музыкантам с логистикой, организацией и промо. В Люксембурге, к примеру, есть Music Export Office Ukraine, созданный специально для наших музыкантов. Да, там сейчас нет ни одного тяжеляка или экспериментала, но из всех опрошенных к нему никто не обращался. А спрашивать в случае планирования тура очень важно.

Не лишним будет связать с диаспорой в стране, которую в плане хотят проехать музыканты. Они уж точно, если не знают кого-то из букеров, то явно предложат участие в каком-то мероприятии. Поверьте, после абстракт хип-хопа и электронного экспериментала на празднике Чешской Революции 17 ноября, грайнда вряд ли будет смотреться неуместно на каком-то неклубном мероприятии. И это только один из многочисленных примеров того, как фесты, гиги и сейшены происходят там.

Букеры, концерты в понедельник и будние дни

Холодная рассылка не всегда работает в подобного рода турах. Важно знать букеров и клубы и подходить к каждому письму индивидуально. В любом случае, в каждой стране не наберется и тысячи, а то и сотни людей для какого-то тематического гига.

Схема работы с букерами и их агентствами работает в обе стороны, как для промоутеров из Украины, так и для местных музыкантов, которые обращаются за кордон во время планирования тура. Но, для этого нужно время общения, причем на английском и по почте. Европейцы до сих пор очень любят использовать мыло по большей части для работы и деловой переписки.

Вокалистка IGNEA Хель Богданова, говорит, что очень важно найти хорошее букинг агентство, а такие не всегда попадаются сразу:

"Для каждой группы все складывается по-своему. У кого-то есть знакомые или контакты, но для многих единственный выход попасть в тур — это найти хорошее (!) букинг агентство. Я настаиваю "хорошее", потому что, например, предыдущее наше агентство за год не организовало нам ни одного концерта. А текущее — предложило тур на разогреве за 2 месяца с момента начала работы.

Как найти агентство? Гугл вам в помощь. Просто ищите сайты и пишите им".

Вокалист рокабилли группы The Wise Guyz - Chris Bird советует искать агентства и букеров именно в той субкультуре, к которой принадлежат музыканты, и говорит, что в будний день концерты в заграничных клубах пробить можно. Группа была первой в Украине, которая съездила в тур по Австралии.

"Стоит искать подобных букеров в сфере своей деятельности, в кругах, которые близки вам по духу. Цены в туре могут скакать. На первый взгляд сложнее всего "пробить" гиг в будние дни… Но, многие клубы готовы на компромиссы (если вы готовы на них) и согласятся дать вам свою площадку в среду или четверг, на условиях с меньшим гонораром или % от входа. Это рискованно, ибо может быть провально, но глобально может окупаться за счёт правильной логистики, хорошей рекламы и акцента на количестве концертов подряд".

В понедельник клубы также посещает публика и это миф, что в этот день ничего не заработать. Выходят небольшие деньги в среднем, по словам гастролирующих, но эта сумма может оказаться и не основным источником дохода в этот день.

The Wise Guyz в Австралии

Немалых денег приносит мерч, и это признают все музыканты. Все группы, отыгравшие хотя бы один тур, говорят, что вкладываться в него нужно.

"Лучше отыграть в понедельник и получить ±25€, чем отдохнуть в понедельник и получить 0€ (или даже потратить на быт). Плюс у вас появляется всякий раз площадка для реализации мерча! (Что порой выгодней, чем гонорары). Вдобавок выступая где-то – вы гарантированно обеспечены ночлегом и едой (что весомо для бюджета) на этот день и не вынуждены снимать жильё, искать вписку и тп. Собирая в кучу все буднишние канцики - получаешь уже ± интересную сумму + опыт и фан от движухи", - говорит Chris Bird.

Иностранные музыканты, длительные туры и стримы 

Но, сейчас и по миру дела обстоят не самым лучшим образом, вокалист одной из самых известных за рубежом групп Stoned Jesus Игорь Сидоренко на примере группы Deafheaven говорит, что будущее не за такими концертами, а за пэкэдж-турами и в его размышлениях есть доля истины.

"Та вот натурились, насмотрелись, всё далеко не так радужно, как многие банды иногда хотят показать. Вкратце, старая гвардия уходит (в прямом смысле), а молодые еще не настолько закрепившиеся, чтобы делать сборы (за исключением того же Гхоста). Ну и людям в век стриминга в принципе пофиг на музыку, поэтому будущее за летними фестивалями и большими пэкэдж-турами, где за 50 евро/вечер ты можешь посмотреть 5-6 групп (считай, фестиваль на колесах).

Сабж (Deafheaven — ред.), например, турил с Каркассом, думаешь, основная масса на них приходила? Ну Каркасс еще ок группа, а когда я вижу пэкэдж типа Дэз Грипс - Челси Вульф - Министри, то сразу понимаю, что первых двух позвали ради заголовков на питчфорке. А на концертах будет наоборот: 500-600 типов на разогреве и потом 2к удолбанных говнарей, которые пришли на брэнд, и им пофиг, что последний раз хороший альбом у Министри выходил в прошлом веке ладно, 15 лет назад выходил".

Игорь же приводит статью о топовых музыкантах и их участии на фестивалях, где расписаны цены на билеты, сборы по гигу и его локация.

По цифрам сейчас сложно сказать сколько уже съездило людей в тур, сколько собирается и у кого это получилось, а у кого нет. Причин может быть масса, а цифры в любом случае формируются благодаря количеству людей и в зависимости от их потребностей. Помимо тусовок, иностранных клубов, фестивалей и расходов на топливо, стоит помнить, что нужно что-то есть и где-то спать, чтобы не привезти потом домой букет разнообразных хронических болезней.

Наверное, невозможно назвать идеальную длительность тура. У каждого коллектива, в зависимости от логистики, занятости на родине и желания, она своя. Для кого-то две недели мало, для кого-то четыре дня в Польше - уже много. И всегда добавляется извечная дилемма "тусануть или заработать".

"Обычно самый оптимальный вариант для нас был 18 дней (две недели с тремя уикендами), но тут очень важно, сколько гигов в будни. Иначе может не окупиться.

Вам всем необходимо заранее понимать, на что вы идёте, чтобы не случилось припадков ярости, истерики или глубочайшего разочарования во время тура. Расставьте приоритеты сообща. Вам нужно срубить бабла? - значит не всегда будет всё в кайф и будет много работы, мало сна. Кайфонуть/тусануть? - значит вы вряд ли заработаете ощутимую сумму, а скорее даже потратитесь и это для вас будет скорее как vacation.

Придите к ОБЩЕМУ пониманию, что кому надо. В противном случае есть риск разосраться после тура, а бывали случаи и в процессе", - считает Chris Bird. 

Сейчас все больше популярным становится мнение, что стримы могут приносить куда больше прибыли и внимания со стороны публики, чем живые выступления. Была такая практика у одного харьковского клуба несколько лет назад, когда это еще не было гольфстримом, тогда они делали это бесплатно. Клуб мог обанкротиться и трансляции гигов прекратили. Но, если их делать за куда меньшие деньги, чем билет на живое выступление, то это может принести прибыль, как с продажи электронных книг вместо бумажных изданий. В любом случае, любое туровое предприятие это изначально на какую-то долю авантюра и главное, чтобы этот процент окупился.

"На что рассчитывать — это вы должны решить для себя. Просто не думайте, что вы сразу будете зарабатывать на турах, это все своего рода инвестиция. Важно понимать, что в туре на каждом концерте вы поднимаете свою репутацию и нарабатываете фан базу. С каждым туром у промоутеров и фестивалей появляется больше причин, чтобы вас пригласить и заплатить вам. Мне кажется, это и есть выгода и, своего рода, карьерная лестница.

Для меня лично наличие команды — это одна из мотиваций роста, потому что позволяет улучшить организацию и само выступление. Надеюсь, мы когда-нибудь "дотурим" до этого момента", - говорит Хель Богданова.

Поэтому раз вы собрались в тур, то нужно начинать с писем и звонков; затем планировать логистику; не забыть аппарат, так как во многих клубах Европы, его своего просто нет; стоит подумать о жилье и вообще вписках; не забыть мерч и диски и не оставлять инструменты в автобусе, на котором группа поедет — воруют везде. В остальном, нужно запастись терпением, провиантом и можно отправляться в путь.
В конце мне вспоминается одна старая и хорошая поговорка "Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть". Поэтому не стоит бояться ехать куда-то в другие страны, так как это серьезный шанс для выхода на мировую арену.

Обложка - Tobi

Neformat.com.ua ©