Visual Art - О симбиозе визуального арта и музыки или как увидеть звук

Кто-нибудь пробовал визуализировать образы, которые рождает музыка в голове? Практически любой прослушиваемый трек вызывает ассоциации, а с ними и картинки. Почти вся музыка — это своеобразный саундтрек к мыслям. Для демонстрации общих впечатлений от прослушанного, изображения основной линии того, что хотел сказать музыкант, существуют клипы, шоу, постановки и визуальный фон. К последнему относится виджеинг и видеопродакшн.

За первые два десятилетия нового века музыканты все чаще стали прибегать к визуализации своих звуковых образов на сцене. Экран(ы) и проектор стали уже не просто развлекательными элементами шоу, а неотъемлемой частью дополненной реальности творчества музыканта. Украинская сцена также не избежала участи визуализации основных и второстепенных образов от звука. Видеоарт применяется повсеместно, начиная от популярных и гольфстримовых направлений и заканчивая полным и безоговорочным андеграундом.

Если с большой сценой все понятно — ярко, светло, просто и позитивно, то с тем, что происходит за ее пределами, нужно разбираться детальней. Чаще и раньше всего визуальный ряд к музыке стали применять электронные музыканты. Они первыми стали за пульты с регуляторами, диджейские деки, сэмплеры с секвенсорами и другие мигающие коробочки, поэтому в их выступлениях образовалась статика на сцене и дикие танцы под ней. Необходимо было какое-то другое решение, так как люди не симфонический оркестр пришли слушать.

Впрочем, далеко не каждый, даже на концерт экспериментального музыканта, приходит наедине со своими мыслями. А далеко не вся электронная музыка — это для потанцевать. Есть масса направлений для погружения в транс и медитацию.

Решение проектор+экран на данный момент один из универсальных выходов. Пока голограммы и вокалоиды не поработили шоу-бизнес дальше страны Восходящего солнца можно все еще посмотреть перформанс в виде живого человека за аппаратурой+движущиеся картинки на стене.

Что же предлагают электронные музыканты в своем меню? Однажды, на небольшой вечеринке в провинциальном городе dark-ambient музыкант Oil Texture решил отойти от привычных аморфных форм и включил ровную бочку с басами. Чтобы сет в чилауте не было так скучно слушать, его нужно было приправить фоновой динамикой. И как выяснилось, под холодное dub-techno не существует ничего лучше, чем движущейся по норвежским снежным ландшафтам поезд. В особенности это отлично смотрится, когда камера прямо на нем и установлена.

К сожалению, оригинальную нарезку с саундтреком откопать не удалось. Но, все относительно просто, под видео, длящееся почти 10 часов можно включить несколько альбомов украинских представителей жанра, о которых уже был материал, и отправиться в путь.

Кроме ритмичных электронных сочинений, видео артом постоянно пользуются музыканты, у которых отсутствует ритм в произведениях. Дарк-эмбиент сцена без визуализации просто не сможет существовать. Форма и содержание в ней должны пересекаться и вокруг или на фоне что-то происходить, иначе без действа для глаз, в зале во время выступления останутся только ценители, медитирующие и не способные некоторое время сдвинуться с места.

 

protoU проект, интересный во всех отношениях. Девушка за лаптопом, перед пультами и экраном — нечастое явление для такой музыки. Видео четко в ритм подобрано под звуковой ряд и сочетается с общей атмосферой подаваемого со цены. В dark ambient среде с этим немного проще, так как можно найти массу атмосферных визуальных рядов и смело подставлять их к любому гулу. Но, это если напрочь отсутствует концепция у выступления.

Многие эмбиент-музыканты очень любят фильмы Тарковского из-за его статичности, медлительности и застывшей картинки. Впрочем, его просто любят ритмичные и не очень электронщики. В особенности, когда можно использовать свободный для показа известный видеоряд.

 

В последнее время несколько украинских проектов стали использовать свой, авторский визуальный материал. Это придает полноты шоу на сцене и можно нести свой месседж наиболее понятным способом — при помощи образов. Если говорить о социальном видеоплакате, то сейчас это коллектив вагоновожатые, которые каждый свой концерт сопровождают динамичной нарезкой по своим трекам. Но их бэкграунд на экране выполняет свою функцию в качестве дополнения к шоу от музыкантов. На нем зритель начинает сосредотачиваться только если Антон Слепаков (вокалист — ред.) стоит на сцене истуканом, а этого практически никогда не происходит.

 

Кроме электронных жанров использование визуализации, а иногда и целых видеорядов-синхронов под конкретное выступление широко прижилось в часто инструментальных post-rock, psychedelic rock, stoner-rock, stoner направлениях. Когда в музыке нет вербального посыла, то она часто превращается в саундтрек к несуществующему фильму. И на помощь приходит важнейшее из искусств...

Еще один подход, в котором «динамическая инсталляция» проектор+экран также выступает в роли дополнения. При этом она является мощнейшим инструментом для доставки в подсознание основных постулатов и истин. Таким приемом пользуются Ethereal Riffian. Каждое их выступление сопровождается короткими, но емкими роликами, на которых написаны важные и прописные истины, о которых мы давно забыли. Человечество потерялось и концерты группы об этом напоминают не только своими песнями, а еще и визуальной подачей.

 

Более тяжелые жанры (post-metal, sludge etc.) также могут использовать при случае вербальной видео-сообщение.

Но, чаще им просто это не нужно, так как мощный напор смыслов и звуков и так несется со сцены и проникает в зрителя-слушателя.

 

Взглянем на более серьезные подходы к визуализации. Пока на наших просторах еще не освоили голографических девочек, поющих под джи-джи. Очки для дополненной реальности, с помощью которых можно было бы добиться такого же эффекта, еще не выдаются в качестве обязательного атрибута на хардкоровом фестивале.

 

То немногое, чем остается довольствоваться искушенному глазу происходит на экране. Читатель задаст резонный вопрос: «а где же про клипы? Они тоже визуализация музыки». Про них уже столько было писано и рассказано, что достаточно просто напомнить пару интересных фактов:

- мы уже писали, что 8-битный клип для американской stoner группы Contra рисовала украинский аниматор Лена Ушакова

 

- есть среди клипмейкерства и hand made шедевры, например, группа Мертвые груши их видео на песню «ГОСТbastard», который был сделан при помощи пластилина и подручных средств в довоенном Луганске

 

- про работы Виктора Придувалова рассказывать бесполезно — на них нужно смотреть. Его авторская биография тянет на хорошую отдельную книгу в жестком переплете. Не глядя, на его канале в YouTube кликаешь на видео и не ошибаешься

 

- конечно, нельзя не вспомнить тут группу Jinjer. Их видео 'I Speak Astronomy' уже отметили всеми возможными наградами в Украине

 

3D - технологии семимильными шагами прошагали… где-то рядом с Украиной и оставили в памяти ценителей отличные примеры в виде клипов от иностранных исполнителей. Возможно, краеугольным камнем в отсутствии таких видео у нас стала дороговизна и сложность съемки с монтажом 3D видео.

 

 

Хотя, на примере Bring Me The Horizon 'Shadow Moses', 3D - видео с нестандартным подходом к подобной технологии мог бы снять алкоголик, человек с болезнью Паркинсона или проблемами с вестибулярным аппаратом. Так может показаться на первый, неопытный взгляд. В видео ниже использована технология quick-cutting camera trick — быстрая нарезка кадров, которая может вызвать морскую болезнь. Такой прием еще называют camera shift.

К сожалению, попытки сделать подобные клипы на наших просторах ограничились дешевым мобильным телефоном с камерой и тремором рук у оператора, который с утра на лавочке забыл недопитое пиво.

 

Будущее, все же, за другими технологиями, которые еще развиваются. Так любят говорить адепты культа камеры 360, которая только пару лет назад пришла на рынок видео. Для съемок ее уже использовала группа ALLOISE. Подобные работы сложно назвать клипом в привычном понимании. В сферическом видео есть эффект присутствия и выбор ракурса просмотра. Да можно просто вращать изображение как хочешь!

А если к такому шоу еще прикрутить очки виртуальной реальности, то можно принимать участие в перформансе не выходя из дома. Или же войти в экран на сцене при помощи технологий дополненной реальности. И для просмотра такого ковра не нужен специальный пропуск в виде марки или гриба.

 

В общем, скоро на грайндкоровые сейшена можно будет не ходить. Достаточно будет очков и приложения в телефоне. Очень выгодно — такие концерты с эффектом присутствия под сценой не оставляют синяков и ссадин после моша и слэма. Это в случае, это если мама не пустила. Живой грув, в любом случае, ничто не заменит. А если добавить в сценическое действо плавающие конусы с пляшущими 3D-лягушками, то это будет та еще музыкальная драматургия.

Причем речь сейчас идет о «сегодня». Все эти причиндалы уже стоят под дверью любой студии. Осталось только пустить их в продакшн и потом выпустить в люди.

 

Photo of Krobak by Abrisad @ Neformat Fest 2014

Neformat.com.ua ©