Industrial in UA

Когда начинаешь писать о развитии и становлении в твоей стране одного из самых интересных музыкальных стилей, то невольно начинаешь переживать, что можешь упустить важные имена, даты, события. В начале пути создания этого текста было ощущение, что стоишь посреди заброшенного цеха и, слушая крики ворон и ветер в ржавых железяках, пытаешься поделить этот звуковой ландшафт на поджанры и связывать его с ландшафтом архитектурным. Вот не нужно этого делать, а подойти к предмету разговора шире. Взять какую-нибудь арматуру, торчащую из стены, и подыграть птицам, подпеть металлу и камню.
 
Это будет рассказ об industrial'е в современной Украине и выглядеть он будет, как стена пресловутого цеха, в которой недостает кирпичей, а местами выцвела краска. Пока такую картинку облагораживают иногда появляющиеся на ней новые надписи с именами и названиями. Правда, некоторых не щадят время с природой и они уходят в небытие. 
 
Украинский industrial успел за пару с лишним десятилетий оставить серьезный след в истории так называемого андеграунда, да и повлиять на умы разного рода культурных деятелей. Вообще, признаться честно, про одно из самых любимых направлений в музыке писать тяжело. Тем более, что четких границ у него нет. Но, вкратце об услышанном и частично увиденном.
 
Когда-то давно, в конце 1990-х годов знакомство с украинским сегментом индустриальных звуков началось с ранней Кати Заволоки, проекта Kotra и кассеты со странным названием «Пластмасса». От всех этих странных звуков немного подплавлялся мозг и был вопрос: зачем люди вообще такое пишут? Особенно тогда весь этот экспериментал шел вразрез с альтернативой и рэйв-музыкой. Это чуть позже исследователи потусторонних комнат сознания объяснили, что эффект «пластмассы» в теле появляется после употребления кетамина, а музыка на кассете, что-то такое и напоминала. Думаю, аналогии с англичанами Coil проводить бессмысленно. Сведений об этом проекте сегодня откопать не удалось. Зато про Zavoloka и Kotra упоминаний выше крыши. Первая играет на вечеринках у Ричарда Д. Джеймса и является весьма успешным электронным композитором, а второй открыл свой лейбл и продолжает выпускать альбомы. 
 
 
 
Кстати, у них в 2012 годe вышел последний совместный труд Kotra & Zavoloka & Dunaewsky69 'Kallista', на собственном лейбле Дмитрия Федоренко (он и есть пресловутая Kotra) Kvitnu. Это сложно назвать индастриалом, так как в треках присутствует noise, IDM, experimental, но в целом дух старой эпохи и ранних работ уловить можно. Также, проект Kotra можно заметить в сотрудничестве еще с одним лейблом экспериментальной Nexsound, который принадлежит еще одному влиятельному человеку в андеграундном электронном мире Андрею Кириченко
 
В конце прошлого века, было еще несколько громких проектов, влияние которых можно заметить до сих пор. А с тем учетом, что 1990-е решили о себе напомнить в звуковом плане, упоминание коллектива Dead Morrozze project лишним явно не будет. Группа из Алчевска тогда представляла из себя микс рэпкора и пресловутого индастриала. В текстах присутствовала острая социальщина, а их клип «Трус не играет в хоккей» стал своеобразным прорывом, среди «альтернативного» видео. 
 
 
Сейчас их фронтмен Олег Гладов живет в Москве и пишет книги. Его называют российским Чаком Палаником, а его романы выходят большими тиражами. 
Вторым названием из того времени всплывает группа Яковъ Эц, содержавшая в себе элементы  martial industrial. Автор статьи по сей день не может слушать этот набор звуков с выкриками немецких офицеров Третьего рейха. Сейчас команда играет рок средней руки с вкраплениями немецкого языка и соответствующей наци-эстетики.
 
 
А вот если зацепиться за martial industrial крепче и потянуть за ссылки во всемирной паутине, то на поверхность вылезет очень интересный проект под названием Stalag 328 (название лагеря для советских военнопленных во Львове в 1941 — 1944 г.г.). Вот здесь как раз все сделано по традициям и канонам военизированного индустриального направления: шумы, марши, зловещие скрипы, декламации. Эстетика, одетая в униформу. Группа существует сейчас, их перформансы можно посмотреть на youtube. Оставляют очень неоднозначное впечатление. А ведь, раз заставляют задуматься, значит эффект достигнут, программа минимум выполнена.
 
 
К сведению, martial industrial — это направление, которое насквозь пропитано милитари, что видно из названия. В музыке и внешних ее проявлениях присутствуют тоталитарные элементы, иногда вызывающие подавленность. Это делается специально для подчеркивания эффекта подавления человеческой воли к свободе. Создателями этого направления называют словенскую группу Laibach
 
С развитием интернета на просторах информационной Вселенной стали появляться лейблы, издающие экспериментальные коллективы. Те, кто еще не решился уйти в окончательное подполье и сделать там безвозвратную инъекцию постмодерна тем самым получив только одного поклонника, но раз и навсегда.
 
Сколько таких «экспериментаторов» установить невозможно. Зато точно известно, что есть несколько громких (шумовых?) лейблов, которые издают музыку неширокого потребления. Среди них выделяются Kvitnu, Nexsound, Cardiowave и Quasi Pop Records. Про первые два выше уже упоминалось, Cardiowave известен тем, что выпускал одесскую группу Flёur, но при этом среди артистов лейбла можно встретить много представителей индустриальных направлений. Там был обнаружен один из самых многогранных и необычных коллективов Украины Библиотека Просперо.
 
 
Сказать, что они играют именно industrial  в классическом своем виде, это все равно, что сказать тоже самое про группу Swans. Но, в отдельных фрагментах творчества соответствующее звучание присутствует. Сейчас по их словам "ныне действующий состав коллектива работает в полуакустической сфере, близкой в звучании к современному нео-фолку, дарк-фолку, психоделическим направлениям краут- и арт-рока 60-70 годов, в музыке есть фрагменты, отсылающие к композиторам-минималистам, к академической музыке". 
 
Группа склонна к экспериментам в акустическом и электронном нойзе, использованию необычных, нестандартных инструментов, компьютера, field recordings. Большое значение имеет текстовая составляющая. Это открытый проект, разные его варианты предполагают разный состав исполнителей». Библиотека Просперо имеет отношение и ко второму лейблу Quasi Pop Records. Его владелец Edward Sol выпускает шумовую музыку, которая своей экспериментальной составляющей ушла уже далеко за пределы стандартного человеческого понимания гармоний и стилей. Данное направление получило название Musique concrète и о нем с его собратьями по жанру нужно писать как минимум отдельную статью, куда добавиться исследование о влиянии звука на человеческую психику. Industrial как таковой также появлялся в свое время на грани человеческого восприятия и как эксперимент. В этом материале очень не помешает это так называемая таблица, с которой многие могут не согласиться, но она прекрасно иллюстрирует, что может находиться за гранями массовых фестивалей и размера 4/4.
 
 
Нельзя также не упомянуть еще две ветки направления: dark-folk и EBM/TBM. О самом появлении dark-folk, который также называют неофолк, а в наших широтах зигафолк, можно прочитать в вики и на лурке, причем во втором случае получилось намного честней и обширней. В Украине это направление успело оставить свои плотные следы и скорее всего, в ближайшее время получит очередной виток развития. Если посмотреть внимательно на пост-апокалиптическую и милитаристскую эстетику жанра, то сразу станет понятно почему у нас благодатная почва для этого стиля. В 2005 году на Strawberry World Records был выпущен знаковый сборник украинского неофолка «Полин квітне». В него вошли только культовые коллективы и немного странной музыки, напоминающей русский рок и Янку Дягилеву. Свой след на полыни оставили Вій, Neкраїна, Замкова тінь, The Litz, Mo-Komo и Sorrow Expert. Два последних также имеют отношение к Одессе. Mo-komo стал пост-проектом Svarte Vidder, одесской группы, которая соединяла в себе Musique concrète, звуковые коллажи и industrial. На сборнике есть совместный трек Mo-komo и CharSky из не менее культовой неофолк Neкраїни «Чорнобильєза». Оба проекта сейчас уже не играют. 
 
 
Еще один самый яркий представитель зигафолк эстетики Sorrow Expert периодически объявляется на музыкальных просторах сети. Чаще всего, когда об этой группе одного человека кто-то вспоминает в ссылках. Сам коллектив решил стать окончательно культовым, включил тонкое чувство юмора, присущее большинству неофолк коллективов, и сидит не жужжит и, наверное, слушает радиозаписи Третьего Рейха. Кстати, ранее, в Одессе была такая культовая программа «Атмосфера», в которой как раз и рассказывалось об индустриальных и экспериментальных проектах. 
 
Несколько слов об EBM/TBM music. Эти направления считаются более танцевальными и до жути киберготическими. К ним же относится еще dark-electro, под который не всегда можно двигать тазом, но есть гарантия, что эстетическое наслаждение от антуража представителей стиля будет получено практически со стопроцентной вероятностью. Ежегодно в Киеве проводится фестиваль «Дети ночи», на котором можно узреть весь концентрат кибергот тусовки Украины и всяческого зарубежья. Мероприятие проводится с 1999 года и там уже успели выступить характерные представители жанров Diary of Dreams, VNV Nation, Covenant, Solar Fake, Rabia Sorda, Spiral69, Faderhead, Attrition. Из украинских коллективов cybergoth community хочется отметить HyperHate, Nitr0-X и Error::Genesis. 
 
 
Часто на мероприятиях киберготов можно оторваться и под ди-джеев, стили субкультуры категорически располагают под танцы. 
 
Большая часть вышеперечисленных представителей многогранного индастриала принимала участие в разнообразных фестивалях. Помимо киберготики в Украине проводились в свое время «Детали звука» в Киеве и «Интерференция» в Одессе. В Днепре проводится фестиваль аудиовизуального искусства «Конструкция», где также можно услышать и увидеть представителей стиля, а в Харькове второй год уже проходит «Конструкторское бюро». В этом году на мероприятии было два "танцпола", один из которых был рассчитан на более экспериментальные направления. Среди выступающих коллективов industrial можно было услышать именно на второй сцене. Киевская группа Garden Krist отлично сочетала его с cold-wave, всяческим gaze  и прочей холодной отстраненностью. 

Кстати, все, о чем шла речь в материале имеет непосредственное отношение к готике. Причем, гораздо большее, чем гробики и кресты или девочки с оперным вокалом. Но это совсем другая история, как и риветхэды, которых у нас никто не видел. 
 
Neformat.com.ua ©