Как создать независимый лейбл (Инструкция в нескольких абзацах)

Вы любите украинскую андеграундную музыку и обладаете хорошим и оригинальным музыкальным вкусом? Вы активный участник локального музыкального движа и хотите, чтобы команды из вашего города стали известны широкому кругу лиц? Вы независимый украинский музыкант, которому надоело засилие конъюнктуры? Вы активный человек, любите искусство и хотите реализовать свой потенциал? - Скорее создайте свой музыкальный лейбл!

Что для этого нужно расскажет Вадим Олейников, участник группы Климентово Поле (ex-Dahau Holidays), а также совладелец лейбла Nava Records.

1. Концепция, формат и название.

 

Основательно продумайте концепцию и принцип, по которому вы будете подбирать музыку для вашего будущего лейбла. Критерии могут быть эстетические, стилистические, географические, политические и какие угодно еще)

К примеру, живете вы в условном Бостоне (где-то на берегу Черного моря) и держите свой битдаун-хардкор лейбл с грозным названием Judje Records. Все 14 ваших ванменбенда записываются и сводятся лично вами в гараже вашего отца, а издаются только в формате аудиокассет. Или в вашей условной Хацапетовке куча колоритных музыкантов, играющих в разных стилях от хип-хоп до псай-фолка, пишется и сводится каждый сам по себе, а вы публикуете все в сообществе Хацапетовка Экспресс - чем не нет-лейбл? Самые же взрывные альбомы вы издаете лимитированными тиражами в формате CD. Или вы православный токийский хика трансгуманист (душой), живущий в съемной малосемейке на Троещине, издаете соратников кибер-анархистов со всего мира на виниловых пластинках, а рассылку пластинок среди подписчиков проводите почтой - в таком случае вам подойдет название Death to the world INC. или что-то более оригинальное и менее пафосное.

Короче, исходя из приведенных мной, не самых остроумных примеров, определитесь с политикой вашего лейбла, выберите название и прикиньте, каким может быть дизайн логотипа, сопутствующих элементов оформления релизов и интерфейса вашей нет-платформы. Оцените свои материальные возможности и сообразно им решите, в каком формате вы будете издавать будущее релизы: будут ли это физ-носители или вы ограничитесь форматом нет-лейбла.

Большим DIY подспорьем может стать собственная кассетная дека или VHS магнитофон (формат видеокассет, благодаря своей маргинальности, популярен среди индустриальщиков), принтер для печати обложек и тому подобный гир. Люди из поколения наших родителей в свое время умудрялись "нарезать" пластинки на рентгеновских снимках, так что в выборе формата вас ограничивает только ваша фантазия и изобретательность.

Если помимо издания готового материала вы можете сами оказывать какие-то услуги по звукозаписи, сведению и мастерингу артистам, подписавшимся на ваш лейбл - это вообще идеально. Не забывайте, вы работаете в сфере аудиального искусства и фирменный звук, в данном случае играет намного более важную роль, нежели визуальная составляющая.

mnnmn

Примеры украинских лейблов 

2. Соберите команду или трудитесь в одиночку.

 

Если вы богаты, энергичны, мастер на все руки, у вас полно свободного времени и куча связей в музыкальной тусовке, то со всеми задачами независимого лейбла (как то поиск и переговоры с артистами, издание и продвижение альбомов, разработка дизайна, реклама, организация концертов, фестивалей, шоукейсов etc) вы справитесь и без посторонней помощи, в противном случае найдите единомышленников.

Каждому лейблу помимо идейного вдохновителя - инициатора, в обязательном порядке нужен дизайнер и финансирование.

По большому счету, инди-лейбл - это команда друзей, готовых жертвовать какую-то часть своих денег и свободного времени на развитие общего дела. Круто иметь штатного художника и техническую базу для записи материала или выпуска музыки на физ-носителях, но при наличии энтузиазма и денежных вливаний всей этой работой могут заниматься сторонние умельцы. Самое главное - это ваше видение и ваш энтузиазм, остальное можно купить.

История создания лимитированных изданий Ethereal Riffian 

3. Выберете и подготовьте платформу.

 

Тут все очевидно - саундклауд, бендкемп, социальные сети - создайте и ведите. На просторах бывшего СНГ много замечательных нет-лейблов, распространяющих музыку исключительно через интернет. В нашу цифровую эпоху вполне можно обойтись и этим, главное - талантливая музыка, интересная концепция и хороший дизайн.

4. Выберете релиз, пригласите артиста, обозначьте условия сотрудничества.

 

Найдя на просторах сети альбом, который вы хотите издать свяжитесь с его автором/авторами. Подробно изложите суть вашего предложения: в каком формате и каким тиражом вы планируете выпустить их материал, какие услуги в плане оформления (создание дизайна обложки с нуля или коррекция уже имеющейся обложки, подгон обложки под формат релиза, верстка буклета etc) вы можете взять на себя, какое количество экземпляров из тиража вы отдадите артисту / группе, какой процент от продаж физ носителей вы планируете отдавать артисту / группе, или предложите другие взаимовыгодные условия.

0FSzbMf2tBE

Фил Добров (RobustFellow) в процессе роботы над релизом Soom

5. Издайте и "раскрутите" релиз.

 

Когда достигнута договоренность, самое время браться за дело: перво на перво разошлите промо версию будущего релиза по новостным муз-порталам с вежливой просьбой о написании рецензии (на Неформат отправляйте в первую очередь!).Чем в большем количестве публикаций вас упомянут, тем шире будет ваша потенциальная аудитория. 

Свяжитесь с компанией, производящей музыку на физ носителях, закажите интересующий вас тираж, разработайте дизайн обложки / буклета (не забудьте разместить на нем ваше лого), свяжитесь с местной типографией и сделайте заказ на печать нужного количества обложек. Обсудите, в каком виде вам достанется готовая типографическая продукция: не исключено, что вам отдадут ваши буклеты рулонами, и вырезать их под формат коробочки будете вы сами бессонной ночью. При наличии минимальных связей в музыкальной тусовке Украины вы можете найти компании или отдельных людей делающих тираж CD или аудиокассет под ключ, вплоть до разработки дизайна, что может существенно сэкономить ваше время и облегчить бремя владельца инди-лейбла, но кто ищет легких путей?

Дождитесь выполнения заказа,. Получив заветные диски, кассеты или винилы на руки, устройте им хорошую фотосессию и подготовьте пресс-релиз. Готовые фото и пресс-релиз разместите на интернет странице вашего лейбла, (опционально) укажите стоимость и контактные данные для покупателей.

F4WQZajh364

Кассета Dahau Holidays, изданная лейблом Nava Records

Очень желательно устроить концерт-презентацию альбома, с участием самих авторов - виновников торжества и локальных команд похожей стилистики. В самом лучшем случае на презентации будет переаншлаг, вы распродадите весь тираж, разбогатеете и возымеете славу влиятельного муз-дельца, дав путевку в жизнь никому доселе неизвестной, но абсолютно гениальной группе. Хотя сдержанное одобрение публики и несколько проданных дисков - это тоже хорошее начало.

Стоя за столиком с мерчом у барной стойки локального клуба, окруженные шумными людьми и ревом музыки, подумайте, что это мероприятие дело ваших рук - вы тот самый человек, который создает и развивает музыкальную сцену. Трудитесь в том же ключе, издавайте новые альбомы, делайте новые концерты, фестивали и шоукейсы, сотрудничайте с другими лейблами - хорошая музыка всегда будет иметь спрос, но донести ее до широких масс слушателей - это задача лейбла, порой неблагодарный, но всегда очень важный труд. 

Neformat.com.ua ©