Мнение. Главный вопрос украинского рэпа: где найти Андре Ромелла Янга?

Наш постоянный читатель Вадим Стус, в рамках рубрики "Мнение", продолжает делиться своими мыслями по поводу украинского рэпа. В следующем блоге автор размышляет над тем, где украинской рэп-сцене взять необходимый толчок для качественного развития. 

Меня всегда удивляло, как, при наличии такого огромного пласта украинского рэпа, он еще не заявил о себе в полную силу, не стал коммерчески успешным и не занял подобающее ему место на музыкальном Олимпе Украины? Сегодня на нем вы можете лицезреть сколько угодно низкопробной поп-музыки – от "Время и Стекло" до старперской Оли Поляковой, но найти там музыканта, который бы не прикидывался рэпером, как Потап, был бы цельной и последовательной личностью, практически невозможно. Да, конечно же, там можно встретить ТНМК, но, блин… Эти парни превратились в какую-то отдельную тусовочку, которая имеет связи, периодически бывает на ТВ, но еще никого не вытащила с улиц, не поставила на сцену рядом с собой. Явно не лидеры украинского рэпа. Многих обрадовал старт Alyona Alyona, но не меня. Несмотря на то, что это прикольная девчонка, которая проделала путь от Алена Al Kaida, A La Fume до ее нынешнего псевдо Alyona Alyona, она не выйдет за рамки формата, который будет все ближе к формату радиостанций. Впрочем, о ней мы поговорим немного позже. Кого еще можно вспомнить?

Банально, но рыба гниет с головы. В такой сфере, как шоу-бизнес, важен не только рэп, но и умение вести бизнес. Талантливых репэров в Украине огромное количество, есть среди них и люди, которые понимают, чувствуют и способны создавать рэп высокого качества. Но перед каждым из них встает вопрос: как зарабатывать на своем творчестве, с чего начать, к кому обратиться и где взять деньги?

Давайте попробуем найти ответ на эти важные для украинского рэпа вопросы. И начнем мы, конечно же, с рэпера всея Украины, кумира детишек, будущих поп-звезд из разнообразных талант-шоу – мистера Потапа с его Mozgami

Рэпер Потап, который раскручивает Ингрет?!

Меня слегка начало подташнивать, когда я увидел новость, что Потап "раскручивает" милую девушку Ингрет с потусторонней аурой и забавными песенками в стиле PUR:PUR. Честно говоря, подумалось, что неплохо было бы лучше помочь какому-то действительно талантливому и трудолюбивому рэперу. Но это все идиллия. Этот парень не сворачивает с накатанной колеи. Несмотря на то, что его хип-хоп проект постоянно номинируется на все премии, которые в принципе возможны, назвать это тем хип-хопом, который нравится, или найти там какой-то стиль от рэпа язык не поворачивается. И даже отнести это все к хип-хопу – тоже крайне сложно, по крайней мере ментально… да и музыкально, чего уж там… Найти там клауд, дрилл и трилл, мидвест, фонк или g-funk можно, конечно же, но в количестве 2-х нот на весь хип-хоп трек… Поэтому, обсуждать это откровенное хип-хоп говно даже не хочется. Удобно использовать термин, который обозначает субкультуру хип-хоп – туда можно засунуть практически все – от широких штанов до поп-проекта Mozgi

Кстати, мне очень понравился ответ соучредителя и генерального продюсера премии Yuko Павла Шилько на комментарий слушателя относительно номинантов в направлении "хип-хоп". Вот комментарий от поклонника хип-хоп-музыки:

"Попрошу говно с хип-хопом не путать)) Номинанты самой отстойной премии! Жаль, но это реальность((("

Ответ Шилько или в прошлом Диджея Паши:

"Ну, очевидно, человек сильно разбирается в хип-хопе... Просто хип-хоп, понимаете.. это слово, которое объединяет и рэп, и разные другие ответвления. Если вам не нравится Alyona Alyona или Mozgi, вы не считаете это хип-хопом... ну что ж... Продолжайте не считать! Это ваши проблемы!"

Хорошо, что Паша не ответил так: "не нравится - не смотрите" слушателю или телезрителю. Но очень похоже, что это и имелось в виду… Это из той же серии, как если бы вам на заправке залили бадяжный 95-й бензин, а через 2 км вы поняли, что с движком что-то не то… Вернулись начистить морду заправщику, а вам в ответ: "Чувак! Нефтепродукты – это слово, которое объединяет много разных направлений! Тут и дизель, и бензин, и бадяжный 95-й – это все относится к нефтепродуктам! Поэтому говорить, что ты не тем нефтепродуктом заправился – неверно! Скажи лучше спасибо, что мы вообще нефтепродукты предлагаем! И вообще, чувак, ты что, сильно в нефтепродуктах разбираешься? Я тут, б…дь, 10 лет бадяжу, а ты кто вообще?"

Короче, очень характерное высокомерие для людей из тусовочки, которая формирует картинку и музыкальный контент. Не раз встречал такое мнение от отечественных "гуру" и "экспертов" - начиная от музыкальных журналистов и заканчивая продюсерами. Все это настолько типично, что вызывает улыбку…

С менталитетом мы, кажется, немного разобрались, вернемся снова к рэперу всея Украины Потапу и его проекту Mozgi. Хочется понять, почему чувак, который везде позиционирует себя, как рэпер, имеет некоторый доход от своего продюсерского центра, берется продвигать не рэпера…. не Псючего Сина из Калуша, не Браню из Херсона, не того же 044 Rose, а милую девочку Ингрет… Ответ, по-моему, очевиден – это случайный парень в рэпе, он не является носителем его ценностей, менталитета и использует его как ширму накосить денег. Поэтому в пуле его исполнителей вы встретите Время и Стекло, дражайшую Ингрет, но не встретите никого из тех рэперов, чьи треки у вас в плеере. Тех, которые еще и где-то работают, чтобы иметь возможность делать рэп. Вывод очевиден: Потап – это зеро для рэпа. Да, я больше чем уверен – когда появится действительно тот продюсер, который поднимет украинский рэп, то и Потап попытается встрять в процесс и найдет кого-то, на ком накосить денег… Но пока – Ингрет)

Не надейтесь на Alyona Alyona – она даст только 3 положительных тренда

Едем дальше. В прошлом году нас всех страшно порадовала Алена Al Kaida, она же A La Fume, она же Alyona Alyona. Даже моя знакомая, которая читает Медузу и считает рэп какой-то подростковой фигней, и та сказала, что она ей "так понравилась, так понравилась"… Сказала и отправилась читать снобистскую в музыкальном плане Медузу, где стараниями Саши Вареницы или кого-то там еще из пиар-команды этой исполнительницы сделали огромное интервью под заголовком: "Я знаю врачей, которые рокешник лабают. Для меня это нормально". Alyona Alyona стала звездой украинского рэпа, работая воспитателем детсада под Киевом. Мы записали ее историю", где в 123-й раз талантливая MC рассказала о своей удивительной судьбе – "как она вот вдруг стала звездой". Правда, я там ничего настоящего из его творческого пути не нашел, а он действительно интересный, но, видать, она - как рот боксера теперь: что скажут пиарщики, то она говорить и будет.

Так вот… Почему не стоит надеяться на Alyona Alyona. Девочку выхватили из небытия, сказали – ты звезда! Все вокруг ахнули – ты звезда! Дали все премии, и еще о 10 премиях наперед договорились… Вы бы не еб…лись? Да она с широко раскрытыми глазами в рот будет смотреть тем, кто ей такую манну устроил…

Я очень удивлюсь, если она поможет кому-то стать рядом на Олимпе. Конечно же, каким-то чудом на фит с ней может появиться рэпер вроде Фрила, но этот парень, как мне кажется, обладает правильным нюхом и умением общаться с "нужными" ему людьми. Фит с ней, с Alina Pash он или кто-то другой, рвущийся к былой славе, безусловно, может сделать, но это ничего не изменит для общей ситуации с продюсированием рэп-музыки. Поэтому оставьте надежды… Вы уверены, что она имеет право голоса? Я – нет.

От Alyona Alyona можно ожидать только 3 положительных вещи:

  • бывшие поклонники Ласкового Мая, они же Оли Поляковой узнали, что рэп есть и сказали: Здорово!;
  • может, все-таки будет какой-то фит с рэпером с улицы (как в старые добрые времена от A La Fume) ;
  • продюсеров заинтересовал клоунский рэп, и если вы захотите стать звездой, начните с клоунады – шанс есть!

Можно, конечно же, вспомнить тут и Грибы, хип-хауз и т.д. и т.п. Но это настолько мутные, заточенные под амбиции и бабло проекты (в том числе и на российские рубли), что я даже не понимаю, о чем тут можно говорить. О том, разве что, например, что Бардаш, который был бибоем, но всю жизнь продюсировал попсу, станет украинским Dr.Dre – придумает новый g-funk, а потом где-то под Мелитополем найдет украинского Эминема и поможет ему стать мировой звездой?)) Смешно….

Ищем, ждем или вдохновляем рэпера, который создаст успешный лейбл

Так вот. К чему было столько много букв. Украинский рэп на данный момент имеет несколько компонентов, которые нельзя отрицать:

  • опытные исполнители с профессией "немузыкант";
  • несколько десятков классных альбомов только в 2018 году;
  • сформированная армия поклонников;
  • локальный успех на уровне города, поселка, села или области.

Не имеет он одного – настоящего лидера или лидеров с продуманной и работающей бизнес-моделью. Проще говоря, в Украине нет лейбла с финансами, который бы вкладывал средства в продвижение рэп-музыки. Те, кто вкладывает и продвигает "бадяжный" хип-хоп – а-ля Mozgi или Alina Pash, есть, а именно тех, кто продвигает такое направление, как рэп – с его разнообразными стилями от g-funk до кранка, и далее до мабл-рэпа, в котором молодежь кидает вызов "старой школе", у нас нет. И в этом вся проблема.

Что же делать?

Нам надо самое малое – должен появиться рэпер, который вытянет всю разношерстную тусовку вверх. Создаст успешный лейбл, который будет специализироваться исключительно на рэп-музыке, а не абстрактном хип-хопе. Требуется точка, куда бы стремились попасть рэперы от Калуша до Симферополя. Нам необходим свой коммерчески успешный Wu-Tang Clan с го принципами: "Одной из главных целей группы было стать империей, которая могла бы контролировать хип-хоп общество путём дружественных команд, разделяющих их мнение". Нам требуется и Dr.Dre он же Андре Ромелл Янг, который не только придумал новый стиль g-funk, но и помог тому же Эминему. Вот как описывается начало звездного пути Эминема: "Всё началось с того, что известный рэпер и продюсер Dr. Dre случайно обнаружил "The Slim Shady EP" в гараже у шефа Interscope Records Джимми Айовина и сразу заинтересовался молодым талантливым рэпером". Вдумайтесь – "известный рэпер и продюсер"…

У нас нет всего лишь одной существенно важной надстройки, которая не покажется, пока не возникнет необходимый всем нам человек. Когда и где появится такой музыкант, который сумеет совместить творчество, успешный бизнес и умение продюсировать других исполнителей именно в своем жанре? Вот в чем главный вопрос украинского рэпа! 

Публикуется с разрешения автора, оригинал здесь

Мнения, высказанные в рубрике "Мнение", передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию Neformat.com.ua 

Neformat.com.ua ©