Casa Ukrania — Ofira (2019)

Тихо підкрадеться вечір за вікном.
Спи, моя дитино, забувайся сном.
Як не будеш спати, вийде із землі,
З'їсть упир косматий оченьки твої.

"Maruna"

Casa Ukrania ( "Украинский дом") — так в фильме Алехандро Ходоровски "Танец реальности" назывался магазин одного из героев, переселенца из Украины в Чили. Этот образ островка украинской культуры среди густого и причудливого магического реализма уже третий альбом подряд достаточно точно описывает то направление, в котором работает этот одесский дуэт. С момента выхода предыдущего альбома "Ouroboros" прошло два с половиной года, и все это время Casa Ukrania были активны и регулярно давали о себе знать, принимая, кроме всего прочего, участие в сборниках от околоэзотерических лейблов Khatacomb и Heliophagia. Трэки, преданные дуэтом для этих сборников, были достаточно сильными и выдержанными в похожем стиле и звучании, поэтому не удивительно, что в результате они стали основой для их нового полноформатного релиза, который получил название "Ofira". Несмотря на то, что фактически это сборник из уже выпущенных ранее песен, все эти истории прекрасно слушаются вместе и усиливают друг друга.

46524320_2012737615689945_1408293306474954752_o

Фото Renata Kazhan

Если вернуться в истории до 2015 года и дебютного альбома "Terra Ukrania", то окажется, что CU играли довольно абстрактную этнотронику без тех оккультно-мистических историй, которые уже очень четко с ними ассоциируются. Впрочем, это и не та этнотроника в духе ONUKA, Yuko или Alina Pash, которую можно максимум воспринимать как саундтрек к пафосному сценическому шоу или уличной фэшн-коллекции. Нет, здесь были довольно самодостаточные истории. В основном их вдохновляли Fever Ray и Theodor Bastard, но и целый ряд других вкраплений внимательный слушатель мог также заметить — от Massive Attack до Dead Can Dance, влияние которых сами Casa Ukrania прямо отрицают. Кроме, собственно, вокала Натальи и духовых, музыка была почти насквозь электронной. Далее были уже упомянутые отдельные треки для тематических компиляций и второй полноформатник "Ouroboros". Более целостный, чем предыдущая работа, альбом был отмечен большим количеством живых инструментов (в особенности, гитары) и переходом в эстетику неофолка со всеми его характерными чертами кроме, разве что, заигрываний с фашизмом. Достаточно резкая смена направления давала надежду, что следующий релиз тоже удивит нас интересными изменениями. Так оно и произошло, но давайте разберем по порядку.

"Офира" — это слово означает принесение в жертву и неплохо определяет общий фон того, что мы услышим здесь: кровь, смерть, огонь, очищение и земля, которая принимает принесенные жертвы. Если вам уже показалось, что это звучит как-то мрачно и оккультно, то дальше будет еще интереснее. В то время как на предыдущих альбомах Casa Ukrania и так находилось не очень много места для радости и юмора, то тут их найти будет еще сложнее. Тем не менее, окунуться во внутренние глубины мрака вас здесь не поощряют, ибо Casa Ukrania расскажут вам о внешних явлениях, и в них мрака вам вполне достаточно. Лишь несколько примеров: первый трек "Hai Palaie Nebo" был посвящен кельтском весеннему празднику Имболк, "Maruna" — дню умерших Сауин (или, как неправильно читают, Самайн), а песня с дивным названием "Nekropolem" — празднику урожая Лунаса. Если эти образы не вызывают у вас достаточно кровавых ассоциаций, то есть более буквальная песня "May Day", посвященная празднику любви Бельтайн: романтическая история, которая заканчивается человеческим жертвоприношением через сожжение на костре (привет, "Плетеный человек"). В целом, в этих песнях есть две лирические темы: столкновение человека с силами природы и столкновения человека с потусторонними силами. Иногда одновременно. И в обоих случаях, для человека это заканчивается трагически, потому что человек мал, слаб и недолговечен.

Еще один интересный факт: если лирически "Ofira" продолжает тему предыдущего полноформатника, то музыкально он заметно отличается: гитару и перкуссию, которые напоминали о классическом неофолк в духе Death in June и Current 93, отставили в сторону и из инструментов оставили только духовые. Мягкие электронные секвенции в сочетании с флейтой и аккуратными сэмплами здесь формируют звучание абсолютно всех песен. Стилистически неожиданных вещей, как блюзовый трек "Another Train Passing By", или же быстрых и ритмических боевиков вроде "Faces of Death", мы здесь уже не встретим. Как говорят сами исполнители в аннотации — это неспешный альбом с минимальным вкраплением ритма как такового. Лично мне эта "новая" стилистика напоминает наиболее мрачные вещи из их этно-электронного дебюта "Terra Ukrania". Это ни в коем случае не плохо, ведь в рамках этой формулы CU удается оставаться интересными и убедительными в течение всего альбома.

18077389_1715609958736047_6592065887793130597_o

By Alex Proletarsky

Отдельно стоит отметить, что тексты теперь эволюционировали от преимущественно англоязычных к преимущественно украиноязычным. Хотя англоязычные тексты у Натальи получались замечательные, но украинская лирика звучит в этом контексте более зловеще, что идет только в плюс. На альбоме есть два кавера, и оба они полностью или частично, имеют украинский текст. Первый — "Imla", в оригинале песня "Í tokuni" фарерской исполнительницы Айвёр (Eivør), звучит не менее фатально и волшебно, чем в оригинале. Второй, "I`m your Witch Кипа Тайлера", записан при участии Ренаты Кажан из дружественного проекта Zukkor Zzov, чей вокал а-ля "Скримин Джей Хокинс сменил пол" оказался здесь максимально кстати.

Итак, о чем же этот 9-песенный релиз и что он пытается нам сказать? В основном, послание похоже на то, что мы слышали в "Ouroboros": там Casa Ukrania намекали нам, что новая жизнь восстает из смерти старой, а здесь они уже описывают нам весь этот процесс в деталях и с энтузиазмом Ганнибала Лектера. Не последнюю роль играет тот исторический фон, который мы все с вами переживаем: война, которая происходит совсем рядом и затрагивает нас или дорогих нам людей, не дает забыть о хрупкости и временности материальной жизни. Теневая сторона реальности, которую большинство украинских художников старательно обходят, прикрывая ее чем-то более позитивным, пафосным или популярным, служит для Casa Ukrania замечательным источником вдохновения. Конечно, именно за это мы с вами их и любим, и именно ценителям такого направления творчества новый релиз гарантированно придется по душе, независимо от их заинтересованности в нео-фолковой или етноэлектронной эстетике.

Мнения, высказанные в рецензиях, передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию Neformat.com.ua

Casa Ukrania в соцсетях:

https://casaukrania.bandcamp.com/
https://www.instagram.com/casaukrania/
https://www.facebook.com/casaukraniamusic/
https://soundcloud.com/casaukrania 

Neformat.com.ua ©

1. Hai Palaie Nebo
2. Imla
3. Symonka-Jazdzeniec (ft. Drwiwy)
4. Ofira
5. Maruna
6. May Day
7. I`m Your Witch (ft. Zukkor Zzov)
8. Nekropolem
9. Krov Moia

18.10.2019
18 жовтня 2019