Женщины в музыке: от джаза до андеграунда и обратно. Часть 2

Цель этого материала - показать, что при тотальном мужском музыкальном доминировании всегда находились смелые женщины, которые специально или невольно давали смачную оплеуху устоявшимся канонам. В первой части материала мы уже поговорили о джазе, рок-н-ролле и классическом роке.  В этой же части мы дойдем до нашего времени и затронем, в том числе, украинскую сцену.

70/80-е

Girlschool

Немногим выше я писал о 60-х, которые взбудоражили культурное восприятия мира обыденных американцев, что позже вылилось в глэм-рок. Время шло, но популярной музыкой всё ещё считался рок. Несомненно, рядом были диско, временные жанры по типу тини-бопа, начал зарождаться хип-хоп, но рок в разных проявлениях удерживал первенство в чартах.

На женщинах данный период сказался, преимущественно, отрицательно. Попытка удивить и завоевать новую публику довела до того, что мужчины в невообразимых и чудных костюмах стали наряжаться женщинами. Естественно, подобные действия имели профит, но опять-таки, загляните внутрь себя: если будет выбор между концертом одного стиля, но двумя группами, одна из которых - полностью гёрл-бэнд, а вторая - разукрашенные мужики в париках, макияже, кожаных узкачах и поющих об оргиях, на какой вы пойдёте? С подобным конкурировать было практически невозможно, плюс ко всему, временно утраченный мужской шовинизм начал брать свое. 

Постепенно из андеграунда в мейнстрим приходит тяжелый рок, что в умах большинства оставляет отпечаток того, что подобную музыку могут играть только мужчины. Так и было. Единственными, кто добился успеха на поприще хэви-метала, пусть и умеренного в тот период стали Girlschool, которые образовались в 1975, но дебютную пластинку выпустили в 1980.

В 1979 выходит легендарный альбом "Overkill" от Motörhead, в тот же период, благодаря менеджеру группы Дагу Смиту до ушей Лемми доходит дебютный сингл Girlschool ''Take It All Away'', как следствие - выступление в качестве ''специального гостя'' в туре в поддержку альбома и подпись на Bronze Records. 

Их альбом "Demolition" был спродюсирован Виком Мейлом, стартовал на 28 строчке британского чарта и стал частью NWOBHM с последующим саппортом в турах Black Sabbath и Uriah Heep, но недоверчивое и презрительное отношение к группе всё равно оставалось на высоком уровне. В следующем, 1981 году, выходит сплит-альбом ''St. Valentine's Day Massacre'', который добрался до пятой строчки британского чарта, что и являлось наибольшим достижением команды за всю её последующую историю.

Джоан Джетт / The Runaways

По ту сторону океана ситуация обстояла еще хуже, чем в старом свете, ибо консервативная Европа напрочь отказывалась принимать у себя стиль глэма в проявлении групп а-ля Twisted Sister или Mötley Crüe. Зародившись в Британии, расцвет жанра пришелся на Америку. В то время как молва о Girlschool распространялась благодаря непосредственной помощи Лемми, Джоан Джетт заняла верхние позиции чартов благодаря каверу на трек "I Love Rock ’n’ Roll".

Предтечей этому успеху была группа The Runaways, полностью состоявших из девушек и впоследствии, помимо Джетт, давшая миру Литу Форд. Как утверждает большинство музыкальных критиков, в том числе AllMusic, The Runaways своим коммерческим успехом окончательно смогли доказать, что играть тяжелую гитарную музыку под силу не только мужчинам.

Подпольные 70/80-е

Благодаря успешному примеру женщин ранних эпох, общество стало обращать более пристальное внимание на музыкантов-женщин. С 70 годов, сольно выступающая дама не является чем-то особенным, но массового коммерческого прорыва сделать им пока не удалось. На этом поприще умеренного успеха были замечены:

- Патти Смит. Крёстная мама панк-рока. Введена в Зал славы рок-н-ролла в 2007 году.
- Иксен Червенка. Вокалиста одной из первых панк-групп Калифорнии - X. Два альбома коллектива - "Los Angeles" и "Wild Gift" - были внесены журналом Rolling Stone в список 500 величайших альбомов всех времён.
- Поли Стайрин. Вокалиста X-Ray Spex. Одна из первых лириков панк-музыки, которая активно продвигала феминистические взгляды.
- Уэнди Уильямс. Королева шок-рока  ''истинная, но непризнанная'' королева панк-музыки. Вокалиста Plasmatics и самая радикальная исполнительница 80-х. Известна эпатажными выходками: от выхода полностью обнаженной на сцену до выпрыгивания из взрывающихся авто. Покончила жизнь самоубийством.

90-е

Последняя декада двадцатого века являлась также и последним отрезком времени, когда в мейнстриме слышались отголоски духа рок-н-ролла и выступающие женщины часто и в открытую поднимали острые вопросы своего положения в поп-культуре. Альтернативный рок 80-х перерос в бум гранжа, что появился в начале 90-х. Одной из немногих групп, во главе которой стояла женщина, была Hole с Кортни Лав, супругой Курта Кобейна, добившейся мультиплатиновых продаж. 

Популярная музыка вскоре получит свое ''классическое'' лицо. Пока что о сексуальности только начинают говорить, но не показывать. Эксперты портала Superdrug Online Doctor утверждают, что количество упоминания слова ''sex'' в 1993 году стоит на третьем месте в промежутке между 1960 и 2014 (выше только 1999 и 2010).  Перечислять всех смысла нет, так как выборка проводилась по еженедельным рейтингам журнала Billboard. Под нее попадали первые десять треков рейтинга Hot 100.

Андеграунд 90-х

Альтернативу в тот период предлагало движение Riot grrrl, которое одновременно объединяло музыкантов-женщин и активисток феминизма. Изначально это было радикализированное выражение неравенства взаимоотношений полов, поднятие тем насилия в семье по отношению к женщинам, проблемы однополой любви и противопоставление себя большому коммерческому бизнесу. Однако есть ворох артистов, которые вышли из т.н. андеграунда в мейнстрим, не без помощи идеологии Riot grrrl: Кортни Лав, Ким Гордон и Кэт Бьелланд, как самые яркие примеры. 

Заметной персоной движения музыкального подполья так же была Кэтлин Ханна, вокалистка Bikini Kill, одна из создательниц и главный идеолог движения riot grrrl.

Первая декада XX века

Начиная с 80-х годов поп-культура представлялась во всем мире посредством телеканала MTV. Он был первым в формате музыкального телевещания и специализировался на показе видеоработ. С его легкой руки появился первый и самый главный секс-символ музыки - Мадонна. Её откровенное, как музыкальное, так и видеотворчество, в том числе, привело к тому, что к началу нулевых популярная культура смогла раскрепоститься до степени возникновения своеобразного шаблона поп-исполнителя, делающего максимальный упор на сексуальность артиста.

Секс, как и всё связанное с этим, стало очень хорошо продаваться. То, о чём говорили женщины 20 лет назад с больших сцен, вынуждено было уйти в немилость. Финансы стали главенствующими над идеей. Но не повсеместно.

Конечно, популярность исполнительниц не всегда завязана была на спекулировании сексуального образа, как яркий пример - Эми Уайнхаус. Девушка была крайне далека от стандартов поп-индустрии, но благодаря уникальному голосу, композиторскому мастерству и своеобразной дани 40-50 годам, смогла покорить всю музыкальную индустрию, в частности, стать единственной британской певицей получившей пять статуэток Грэмми.

Андеграунд 2000-х

Был представлен крайне скудно. Из широко известных в узких кругах хочется выделить только двоих:

- Керри Браундстин. Гитара/вокал в группах Sleater-Kinney и Wild Flag. Пионер движения riot grrrl.
- Лора Джейн Грейс. Гитара/вокал в Against Me!

2010 - ...

Тенденция нисколько не поменялось, и продажи сексуального женского образа никуда не делись. Женщины, публикуемые на обложках журналов и занимающие первые места чартов, очень часто продают музыку только благодаря яркому, пестрому образу, построенному на оголении тела. Cardi B, Ники Минаж, Bhad Bhabie, Мария Бринк ну и, конечно же, Тейлор Момсен. Не знакомы - ознакомьтесь с видеоработами и текстовой составляющей, тогда сразу поймёте о чём идёт речь и кому их отнести.

Ники Минаж была главным лицом женского хип-хопа начиная с 2007 года и большинство ее образов, как внутри, так и вне сцены были построены на крайней откровенности, которая присутствовала во всех аспектах жизни, от аудио/видео материала до обложек глянцев.

По поводу Bhad Bhabie, это - американский феномен популярности с негативным оттенком, который благодаря мему в фейсбуке сейчас приобрёл настолько огромную популярность, что не заметить её невозможно. Прямого текста с упоминанием сексуальности понятное дело нет, но образ сам говорит об исполнительнице. Предоставлять первоисточник не особо хочется, ибо девушке недавно исполнилось всего 15.

Есть, конечно, и примеры популярных исполнительниц, которые не ставят свою сексуальность на первое место, однако ввиду актуальности этого периода для читателей, подробно останавливаться на них не будем. Отметим лишь, что на данный момент основное количество исполнительниц с активной гражданской позицией в вопросе женского равноправия в музыке сосредоточено на территории Великобритании, это Louise Distras, The Tuts, Pussycat and the Dirty Johnsons, The Featherz, The Kut и другие. 

Украина

Наша страна частенько в аспектах культурных отстает от мирового уровня, поэтому вопросы гендерного неравенства начали остро подниматься здесь только в последнее время. Несомненно, эта проблема сияла на горизонте и ранее, но остро никогда не высказывалась. Количество all-girls групп можно и сейчас пересчитать на пальцах одной руки. Немного лучше ситуация обстоит с коллективами, где одним из музыкантов является девушка. Большинство исполнительниц закрепилось в металле (Jinjer, Ignea, Azathoth Circle), панке (ai laika!, Death Pill, Swallow! Swallow! Splinter!), инди-музыке (Panivalkova, Krobak, Small Depo), если ми говорим об андеграунде, а не о поп-музыке. 

Я обратился всего лишь с двумя вопросами к нескольким девушкам из музыкальной тусовки андеграунда, чтобы узнать, так ли плохо всё на самом деле.

1. Почему, по твоему мнению, в рок среде большую часть времени на женщин не обращали внимание?
2. 
Сталкивалась ли ты с проявлениями сексизма и гендерного неравноправия?

Хель Богданова (Ignea)

Хель Богданова, Ignea

1. Я не могу говорить точно, что это действительно было так, потому что лет 15-20 назад еще не участвовала в музыкальной сцене. Я неоднократно слышала, что кому-то было нелегко пробиваться, но, мне кажется, что дело не в гендере, а в целом в том, что это непросто, как для девушек, так и для молодых парней.

Кроме того, если посмотреть на статистику, то среди фанатов рок/метала преобладают представители мужского пола. Логично, что из-за такого хобби больше мужчин среди музыкантов. Я к тому, что есть доля правды в том, что долгое время сами женщины не обращали внимания на рок-среду, а не наоборот.

Сейчас никого не удивляют вокалистки, басистки, гитаристки, и т.п. Это нормально. Плохо, когда на этом делают акцент, как на что-то выдающееся.

2. Если говорить о тяжелой музыке, то ни разу, причем, меня всегда удивляет сам этот вопрос (а его часто задают), а также то, что его обычно задают именно мужчины. Единственное неравноправие, которое я вижу, — это то, что я не могу помочь своим ребятам из группы тащить гитарный каб, потому что физически не могу. Но при этом, я с радостью таскаю мерч, инструменты, и все такое, чтобы не сидеть сложа руки, пока все работают.

Более того, мы не так давно вернулись из тура, где из четырёх групп я единственная была девушкой. Если то, что мне лишний раз предлагали отдохнуть перед выступлением или пропускали вперед в душ, — это сексизм, то грустно жить в мире с такими понятиями.

Мар_яна

Марьяна Навроцкая, Death Pill

1. Мне кажется, так сложилось исторически (к сожалению). Это была ниша, занимаемая мужчинами, женщинам труднее было пробиваться, ибо никто не хотел рисковать, - а найдется ли для этого слушатель?

Еще в детстве мне нравилось смотреть интервью Литы Форд, или Доро Пеш, они много рассказывали о том, когда в тебя просто не верят и боятся дать тебе шанс. Да и многие женщины действительно ветреные, непостоянные, могут и передумать внезапно, а с такими стрёмно подписывать контракты, а еще они могут случайно забеременеть в самый разгар туров, и что делать с остальными планами на 5 лет вперед?.. (То ли дело пацаны, - гитары в руки, жопы в бусик и погнали стричь капусту в очередном туре).

Такое циничное отношение, безусловно, демотивирует. Двигаться в том направлении, куда лежит душа, становиться очень трудно. Ведь намного проще сидеть дома и усердно "хранить" тот самый "очаг", - и социум не осудит, и муж не уйдет) Может быть, еще поэтому мало кто рискует, много кто бросает...

2. Да, это происходит, как минимум, один раз в неделю, если не чаще. В музыкальной сфере тоже неоднократно приходилось сталкиваться с сексистами-звукорежиссерами на своих концертах, коллегами-музыкантами; самое отстойное, что это происходит и до сих пор, а ведь уже 2018 год на дворе. Даже иногда, бывает, выходишь на сцену подключать гитару и понимаешь, что кто-то в зале из зрителей сверлит твою спину ну таким уж гадким взглядом… И всем своим нутром ты чувствуешь, что опять тебе бросают такой своеобразный "вызов", мол, "а-ну давай, покажи-покажи, на что тёлка с гитарой способна"!

С одной стороны, жутко бесит; с другой стороны, меня это мотивирует развиваться и играть еще круче и круче; а с третьей стороны, огорчает, - я понятия не имею, сколько десятилетий еще должно пройти, чтобы барышня с электрогитарой перестала восприниматься с таким же удивлением, как тигр на арене цирка.

Gbhjujdf

Наташа Пирогова, H.Soror, Krobak, My Personal Murderer

1. Не могу согласиться с этим утверждением. Мне кажется, к женщинам в рок-музыке с самого начала был повышенный интерес. И у нас он до сих пор остается таковым.

2. Мне повезло взаимодействовать с адекватными музыкантами, которых волнует, как я играю, а не какого я пола. Сексизм - это повсеместное явление, оно не ограничивается музыкальной средой и я, конечно, не отрицаю его существования, но пока что ни один человек, страдающий гендерными предрассудками, не высказывался мне в лицо.

Аутро

За почти полуторавековой период удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, в разное время с разными результатами, но всё равно пока что этого мало. У женщин появился кредит доверия, но не полностью исчез презрительный взгляд, выполняй она какую-либо работу. При выполнении любого процесса стоит смотреть на личные и профессиональные качества, а не на пол, вне зависимости от того, перед тобой повар, айтишник или гитаристка с крестами на руках играющая хардкор-панк. И говорить о полном преодолении стереотипов можно будет лишь тогда, когда all-female bands перестанут восприниматься как нечто особенное и станут нормальным обыденным явлением, не вызывающим каких-либо эмоций. 

Neformat.com.ua ©