ЛУНА — Остров свободы (2017)

"ты такая номинированная на успех"
Грибы - "Велик"

Каждому не обремененному предрассудками слушателю и обозревателю давно очевиден тот факт, что традиционно вся лучшая русскоязычная поп-музыка идет из Украины. Лично для меня причины такого положения вещей вполне понятны, но сейчас не об этом. В контексте этого обзора намного интереснее рассмотреть творчество ЛУНЫ с "феноменологической" точки зрения, ведь именно о ее феномене за два года стремительно растущей известности не говорил только ленивый. И недаром, ведь появление Кристины Бардаш и ее группы в топе музыкальных пристрастий наших современников — результат не только и не столько грамотного, осмысленного продюсирования, сколько неординарности самой фронтвумен — как личности и как творческой единицы, которая не только отличается великолепной продуктивностью, но и соединяет вещи, казалось бы, взаимоисключающие: искренность и мистический флер, самобытность и мейнстримность, простоту и доступность месседжа — и специфическую манеру его подачи, и т.д.

Из интервью певицы ясно, что классической пресловутой "проблемы второго альбома" с ней не происходило — и это подтверждает собственно сам высококлассный материал свежей пластинки. Прежде всего бросается в глаза короткий (чуть более получаса) хронометраж альбома и кардинально иная (по сравнению с дебютным) обложка — абстрактная, интимная, воздушная и холодная одновременно. Что до первой особенности, то она продиктована соображениями перфекционизма (и в этом смысле слушателю повезло):.

"У меня изначально было намерение выпустить большой альбом. Но потом я поняла, что против природы не попрешь. Ты не можешь обманывать сам себя и идти на поводу у сроков, которые ты себе придумал. Нужен баланс. Значит, у меня сейчас такой период в жизни. Там был такой выстрел наверняка из песен, накопленных за три года, тут прошло меньше времени — и я решила оставить половину треков на весну, потому что хочу, чтобы они были еще круче."* 

Дизайнерское решение обложки удачно подчеркивает разницу между двумя пластинками.

Отличий не так много, но они ощутимы: 1) несмотря на то, что оба альбома в сюжетно-тематическом разрезе являются по сути сборниками очень разных состояний и настроений, их контрастность более заметна именно на первой пластинке, в то время как вторая носит определенно минорный (а местами — откровенно мрачный) характер, являясь таким образом более целостной с точки зрения эмоций; 2) как в аранжировках, так и в исполнительской манере Кристины на свежей пластинке явно прибавилось уверенности и профессиональности (что было заметно уже на ЕР "Грустный дэнс", вышедшем осенью 2016) — активная концертная деятельность пошла на пользу группе, а стабильность состава обеспечила плавность этих изменений, без вреда фундаментальным особенностям саунда ЛУНЫ, такие "новшества" можно только приветствовать.

Успешность поп-альбома принято оценивать по наличию в нем хитов и я не вижу оснований отойти сейчас от этой традиции. Скорее всего, именно в более зрелом подходе к материалу — причина большего "удельного веса" хитов в треклисте "Острова свободы" (по сравнению с дебютом). Настоящих, бесспорных "бэнгеров" тут три: мощнейшася "открывашка" "Free Love" с ее "холодными" синтезаторными ритмами, отчужденно-печальной атмосферой  и изысканной лирикой (чего стоит только первая строчка "твои невинные сны — как ледяной артефакт"); пронзительно-женственный "Jukebox" с рефреном-находкой, который дает понять, как мастерски обходится ЛУНА минимальными выразительными средствами; лучший на альбоме (и, как оказалось лично для меня, — во всем творчестве этой группы) "Хулиган" с его пульсирующим басом и жизненной, психологически достоверной стихотворной составляющей.  Кстати, Кристина подчеркивает, что всегда пишет на основе личного опыта, вдохновляясь событиями реальной жизни, а не фантазией как таковой, но при этом ее песни нередко являются своеобразными "интимными записками":

 Я бы никогда не сказала этих слов этому человеку напрямую. Но я могу написать песню. Это как прикрытие для меня, по сути. Потому что я постеснялась бы эти стихи отправить человеку, которому я их посвящаю. Или рассказать их ему в лицо. Но поскольку это песня певицы Луны, с меня как с Кристины это снимает ответственность.*

Слабых номеров я здесь не наблюдаю — песни "второго  плана" тоже хороши, что усиливает позитивные впечатления от альбома. Наболее заметная из них — предпоследняя на пластинке "Друг", — трек не столько о дружбе, как о классической френдзоне (естественно, увиденной с женской стороны) с отличной мелодикой и нежным вокалом. Клип на эту композицию стал третьей видеоработой ЛУНЫ с профессиональной "картинкой" (еще одна новая тенденция в проекте). Интересно, что если слушатель — мужчина, то по-настоящему получить удовольствие от этой песни можно только в том случае, если хорошо знаешь, как в эту самую френдзону не попадать : )

Не обошлось на "Острове свободы" и без небольших неожиданностей. Несмотря на известный интерес Кристины в сфере эзотерического, трек "Поцелуи" все же несколько удивил обращением к фольклорной песенной структуре и манере, наиболее напоминающей народные заговоры. А экранизированный (в форме клипа) еще летом "Огонёк" выделяется небольшой текстовой отсылкой к общественным (а точнее — военным)  событиям, что является единственным исключением из всего творчества "аполитичной" ЛУНЫ.

Собственно, именно эта аполитичность является палкой о двух концах для перспектив группы ЛУНА, учитывая воровитую, имперскую привычку "соседей из-за поребрика" приписывать чужие заслуги своей культуре, особенно подогретую комплексами и жгучим ресентиментом на фоне геополитического и культурного разрыва Украины с "русским миром". И, как известно, если лично ты не интересуешься "политикой", то нет никаких гарантий того, что она не заинтересуется тобой.  

Что касается чисто творческих итогов, то "Остров свободы" как новая глава в творчестве ЛУНЫ выглядит более командной работой по сравнению с дебютом (и это однозначный шаг вперед), а обаятельность и талант Кристины продолжают творить чудеса.

* в обоих случаях цитируется интервью "Медузе":

https://meduza.io/feature/2017/11/17/mne-ne-nravitsya-chto-zhenschina-dolzhna-borotsya-ona-dolzhna-kayfovat

Facebook: https://www.facebook.com/lunavokne/
Vk: https://vk.com/official_luna
Soundcloud: https://soundcloud.com/luna_official
 

Neformat.com.ua ©

1. Free Love
2. Пули
3. Поцелуи
4. Jukebox
5. Хулиган
6. Огонёк
7. Друг
8. Не лечи

17.11.2017