Katatonia - Night Is the New Day (2009)

Группа-загадка. Она удивляет, влюбляет, захватывает или наоборот, остается вне вашего понимания. Методично и целенаправленно облегчая свое звучание, легенды шведского дум/дез-метала смогли добиться признания широкой аудитории, не потеряв при этом свою уникальность. Рафинированный звук, чистый вокал и... Назовите хоть одну похожую группу? Что это, альтернативный метал, отяжелевший пост-панк, "готический" метал? Да ну, звучит нелепо. Сами музыканты придумали себе не менее жуткое, но оригинальное определение "депрессив-рок", и вот уже 12 лет (со времен нетленного хита "Saw You Drawn") продолжают с переменным успехом двигаться в заданном направлении. "Night Is the New Day" - еще один альбом из этой серии. Да и странно было бы ожидать поворотов вспять, видя, как ребята из Katatonia любят свой современный звук. К тому же, хочется сделать ремарку: многие легенды дум/деза начала 90-х, такие как Paradise Lost, Anathema, The Gathering и т.д., выбрали себе схожий путь эволюции, но теперь-то у них осталось мало общего.

Приоритетом Katatonia стал чистый меланхоличный вокал по пост-панку и огромный вес лирической составляющей. Ходит легенда, что это произошло не по доброй воле участников, а по необходимости. Вокалист Йонас Ренске во времена "Brave Murder Day" просто утратил способность петь своим звучным гроулингом, и, поработав один альбом со старым знакомым Микаэлем Акерфельдтом из Opeth, группа решила в дальнейшем отказаться от гроула. А затем, увидев отличные перспективы для развития, Katatonia и вовсе начала трансформировать все остальное под стать вокалу.

Что касается "Night Is the New Day" - в музыке стало еще больше сентиментальности. Отлично смотрятся в сочетании с вокалом грустные акцентированные клавишные пассажи и басовые партии ("Nephilim", "Inheritance", "Departer"). Много уделено внимания мелким штриховым секвенсорным мелодиям. К тому же, отличным дополнением к основному материалу стали акустические вставки, напоминающие о другой шведской группе Opeth. А вот предсказуемо, но не менее хорошо, вплелись в звучание нежные раскаты скрипки. Она действительно "читалась" в этой музыке, и Katatonia не преминули ею воспользоваться (на самом деле, им это пришло в голову еще во времена "Last Fair Deal Gone Down", но в значительно меньшем объеме). Ну а наиболее спорный и резонансный аспект звучания - вычищенный перегруз - все так же оставляет двоякое впечатление. Тем не менее, он отлично передает настроение: звук гитар кажется отчаявшимся, апатичным и жалким, а иногда и вовсе не заметен до припева и кульминаций. Зато как эффектно звучат соло, это действительно потрясающе!

В целом, музыка Katatonia за предыдущие три альбома изменилась незначительно. Просто "Night Is the New Day" кажется апофеозом задумок, более мягким и стильным. Очень символично, что синглами альбома стали самые агрессивные треки, "боевики" - "Day and Then the Shade" и "Forsaker". На один из них даже сняли тематический клип с переизбытком девушек в "подростково-готическом" стиле. Но они не отображают сути альбома. Он мягче и лиричнее, по-настоящему грустный и даже в чем-то "попсовый". Если попадет под нужное настроение - затянет надолго.

Neformat.com.ua ©

01. Forsaker
02. The Longest Year
03. Idle Blood
04. Onward Into Battle
05. Liberation
06. The Promise of Deceit
07. Nephilim
08. New Night
09. Inheritance
10. Day and Then the Shade
11. Departer

02.11.2009