Drudkh - Борозна обірвалася | A Furrow Cut Short (2015)

Харьковская блэк-метал-группа Drudkh в представлении не нуждается – она давно пользуется уважением и любовью не только на родине, но и далеко за ее пределами. Это настоящие хранители жанра, благодаря которым интерес к блэк-металу сохраняется по сей день, несмотря на то, что его «золотой век» остался в 90-х. Вдвойне отрадно, что харьковчане сочетают блэк-металлический надрыв с украинской культурой, используя стихи отечественных поэтов. Подобную комбинацию (только на французский манер), кажется, впервые использовали сумасбродные авангардисты Peste Noire на альбоме La Sanie des siècles – Panégyrique de la dégénérescence 2006 года, нащупав очень плодородную почву, которую успешно «пашет» харьковский коллектив. Зачастую блэк-метал – это либо подростковый нигилизм, либо пафосное шоу; и то, и другое не имеет ничего общего с глубокой жизненной поэзией, которая в сочетании со свирепой блэк-металлической «пилорамой» Drudkh проникает глубоко в дебри нейронов, оставляя стойкий след в памяти. Хочется особенно отметить Епосі нескорених поетів на великолепный фаталистический стих Святослава Гордынского (1906-1993), украинского поэта, художника, искусствоведа, эмигрировавшего в 1940-е на Запад, но продолжавшего писать на родном языке до самой смерти.
 
В лирике альбома, помимо вышеупомянутой «Доли» Гордынского, также присутствуют скрупулезно подобранные стихотворения Василия Стуса (1938-1985), Олега Ольжича (1907-1944), Николая Винграновского (1936-2004) и Михаила Сытника (1919-1959). Они настолько мрачны, что просто поглощают любые проблески позитивного мышления, при этом сильны не только по отдельности, но и вместе – как будто написаны одним человеком, украинцем, с печалью и яростью в сердце. То, что чувствуют многие из нас.
 
Музыкально Drudkh стали не такими притязательными. Их подход к написанию музыки не то чтобы обеднел, но как-то упростился. Злобный блэк-металлический звук, неистовый риффаж и меланхоличность (монотонность) аранжировок вытеснили все остальное. Никаких пост-роковых экспериментов, как в Microcosmos; никаких заигрываний с народными музыкальными инструментами и пространных акустических интерлюдий (ну ладно, почти никаких – в Прокляті сини II, Тліючий попіл и Безчестя I есть нечто подобное). Видимо, это сделано специально, чтобы через упрощение получить более прямолинейный альбом. Такой подход вряд ли понравится любителям эклектичной музыки, зато порадует фанатов Mgła и сторонников традиционного блэк-метала. Впрочем, у Drudkh есть еще один козырь – неизменно мощный вокал, выкрикивающий из самого нутра мрачную украинскую поэзию. Да, незнающим украинского языка может не понравиться, что вокал так сильно выведен на передний план, но в этом соль – главенствует лирика.
 
Борозна обірвалася наделен тем, что отличает глубокое произведение от поверхностного – будь то музыкальный альбом, фильм или книга – он захватывает тебя целиком, заставляя переживать, чувствовать, мыслить, анализировать. Это манифест беспощадной человеческой жестокости, который нужно пропустить сквозь себя, и помнить, что человек человеку волк, всегда был и есть до сих пор. Зверь внутри нас. Кому-то хватает ума, совести и мужества держать его в клетке, но многим Homo sapiens это все еще не под силу.
 
В целом, если говорить обо всем творчестве Drudkh, то это, пожалуй, не самый сильный альбом в их обширной дискографии, насчитывающей 10 полноформатных альбомов, две EP, одну официальную компиляцию и сплит с британцами Winterfylleth за 12 лет творческой активности. Тем, кто только планирует ознакомиться с работами харьковчан, стоит обратить внимание на Autumn Aurora (2004) и Microcosmos (2009).
Neformat.com.ua ©
1. Прокляті сини I | Cursed Sons I
2. Прокляті сини II | Cursed Sons II
3. Епосі нескорених поетів | To the Epoch of Unbowed Poets
4. Тліючий попіл | Embers
5. Безчестя I | Dishonour I
6. Безчестя II | Dishonour II
7. Поки не засиплють чужою землею очі | Till Foreign Ground Shall Cover Eyes

20.04.2015