BUMA 2018: взгляд со стороны. Часть 1

Наш постоянный читатель и просто меломан решил изучить всех нынешних и прошлых номинантов на премию The Best Ukrainian Metal Act и сделать из этого определенные выводы.

Редакция же помогала обеспечить баланс мнений в материале, хотя он все равно в значительной степени остался субъективным. Тем не менее это хороший повод задуматься о том, куда движется и как развивается единственная украинская метал-премия.

***

В Украине уже шестой год проводится церемония награждения лучших метал коллективов страны - The Best Ukrainian Metal Act. Отличная инициатива, хорошая идея и замечательное подспорье для соревнования между коллективами в среде нишевой музыки. Погнали смотреть внимательно, как обстоят дела с единственной премией, посвященной тяжелой музыке в Украине.

В первой части материала предлагается анализ номинантов на The Best Ukrainian Metal Act 2018 года, а во второй - ретроспективный взгляд на номинантов прошлых лет, а также некоторые итоги, которые можно сделать, глядя на премию, в целом.

Для тех, кто в танке: есть 3 номинации - лучший клип, лучший альбом и лучшая группа При этом, в лонг-лист премии попадают альбомы и клипы вышедшие с 01.12.2017 до 30.11.2018 (включительно).

Клипы

В этом году в лонглист лучших клипов попали 28 работ от 23 групп.

Я пересмотрел внимательно все работы, и немного пройдусь по главным претендентам и самым интересным роликам.

  • АННА - Крик - простецкое видео, ничего особенного, а сама группа играет в пустом помещении FestRepublic. Таким коллективам нужно как минимум делать клипы серьезные (привет работе "Гра з богом"), а не просто пытаться запрыгнуть в давно ушедший поезд “современной молодежной музыки”.
  • Beyond The Pleasure - открытие прошлого года, любимая группа южноамериканских металхедов и, при всей матерости отдельных музыкантов, крайне никудышная музыка. Визуально их клипы (целых три) можно смотреть - неплохая картинка, симпатичные дамы в эротических нарядах, вот только от музыки течет кровь из ушей из-за какофонии звуков и не попадающего вообще ни во что вокала. При этом есть 2 вопроса: 1) Может хватит использовать женское тело в клипах (в клипе "Take Me Back To Hell" 7 раз (!!!) крупным планом показывалась пятая точка одной из девушек танцующих в одном только нижнем белье)? 2) Хватит накручивать просмотры за счет рекламы? 300к зрителей и всего лишь 120 лайков - это выглядит слегка подозрительно и нереалистично.
  • Chasing Embers - Silent House - опять же, простое видео, но при этом на голову выше работы АННА. Здесь и костюмы, и какой-то движ несется в кадре, да и задумка есть, а не просто "мы играем в пустом помещении клубешника".  Возвращаясь к теме просмотров и лайков: клип группы Chasing Embers посмотрели 46 тысяч раз и у них 700 лайков.
  • Клип Dimicandum - Cloud Mind - это клише из серии "музыканты готовятся к выступлению", "группа играет на сцене" и "публика во время их сэта".
  • Fazzer - Shot in my head - вполне неплохое видео с минимальным сюжетом и хорошей картинкой, которая вполне гармонирует с песней. Одно из лучших в лонглисте.
  • Heartprints - Dead or Alive. Снова группа играет на камеру, при этом звучит и выглядит как какая-нибудь пародия на Asking Alexandria в начале их творческого пути - джинсы с дырками на коленях, чистый вокал с автотюном и немного электронщины с узнаваемыми брейкдаунами.
  • Ignea - Queen Dies - первый претендент на лучший клип в году. Здесь и хорошая картинка, и неплохие костюмы, и в целом ролик смотрится интересно, качественно выделяясь на фоне остальных номинантов.
  • Jinjer - Ape. Красивое и очень качественное видео очередной группы играющей на камеру.
  • У Morton получилась интересная работа, но слишком затянутая песня утомляет зрителя - много событий на такой хронометраж и уследить за сюжетом становится проблематично.
  • Ролик Space of Variations не несет никакой художественной ценности - обычная нарезка с летних фестивалей и различных выступлений, смотрится драйвово и динамично, но абсолютно ничем не выделяется на фоне остальных.
  • The Nietzsche получают лайк за оригинальность. Целых два видео, которые при этом кардинально отличаются друг от друга - уникальность работ и фирменный юмор от Жени придется по душе не каждому, но это однозначно интереснее шаблонных клипов.
  • The Hiraeth сняли лучшее видео в категории "группа играет на камеру". По крайней мере, могут соревноваться за это звание с Jinjer.
  • Velikhan - Hero - претендент на лучший клип номер два, и, пожалуй, мой фаворит данного забега. Харизматичный вокалист, немного юмора, динамичный ролик и в целом крутая работа с костюмами и образами - все это в купе хорошо ложится на песню. Действительно достойная работа заслуживающая большего количества просмотров.
  • Vorog - Останній Breakdown. Вокалист не попадающий в текст на видео, а сам клип состоит из прогулки молодого человека читающего строчки из песни на ходу. Если бы была награда за худшее видео, то она отправилась к парням из Vorog.

Подытожим: пока что мы научились снимать только группы играющие на камеру, но при этом редко, но метко, выстреливают отличные работы, как, например, у Velikhan и Ignea.

Как я вижу топ-5 лучших клипов:

  • Velikhan.
  • Ignea.
  • The Nietzsche.
  • Fazzer.
  • Morton, лайк за идею, и пятое место авансом, так сказать.

Осмелюсь сделать прогноз и предугадать пятерку лучших от жюри: Velikhan - Hero, Jinger - Ape, Ignea - Queen Dies, Fazzer - Shot in the head, Space of Variations - TIBET в произвольном порядке. Хотя не исключаю, что в список зачем-то ворвется АННА с клипом на песню "Крик".

Альбомы

С альбомами несколько сложнее: список номинантов переваливает за шесть десятков и переслушивать все это, а уж тем более адекватно оценивать каждый из них, нет возможности - времени на это уйдет столько, что к самой церемонии не успеть никак. Можно было бы отталкиваться от пятерки действительно лучших альбомов в году, которые жюри заранее отберут, но такой список еще не опубликован. 

Пока что в лонглисте можно наблюдать все подряд, включяя Сокиру Перуна, Detach, парочку откровенных фриков и даже скримо-релиз René Maheu – Fetters, который почему-то попал в номинацию. В то же время сами организаторы премии в соцсетях уверяют, что они дают лишь полный список всех вышедших metal альбомов за год, а жюри выберет лучшие из них.

"Собираем все в течение года. Сидим на музыкальных потоках, следим за профильными СМИ. В лонг-листах никакого серьезного подхода нет. Это просто список вышедшего за год. Пока релизов не так много, чтобы проводить отбор", - объясняет подход к формированию лонглистов сооснователь премии Влад Ляшенко.

Редакция Neformat.com.ua подтверждает, что также получила предложение отобрать пятерку лучших метал-альбомов года из опубликованного списка.

Я практически на 90% уверен, что 1914 с пластинкой "The Blind Leading The Blind" получат первое место. В принципе, достойных конкурентов у них в этом году особо-то и не было. По крайней мере, ничего больше не подобралось по качеству близко к Кумару & co. Да, есть хороший альбом Drudkh, но он уж слишком нишевый, мне кажется, потому и не найдет достойного внимания со стороны ни жюри, ни публики.

И вдогонку сделаю прогноз на лучшие альбомы от членов жюри BUMA:

  • 1914 - The Blind Leading The Blind
  • Space of Variations - Mind Darknet (у меня большие вопросы к этому альбому
  • The Nietzsche - Finals
  • АННА - Перетинай за гранню грань
  • Sectorial - VYR

Группы

Пройдемся же по группам-номинантам на лучший метал коллектив страны в 2018-м году.

  • 1914. Масса выступлений, как на локальных площадках, так и на крупных фестивалях в Украине и за бугром. Все это подкреплено крепким концептуальным альбомом, который получил массу положительных отзывов как от медиа, так и от простых слушателей. Подтверждение этих слов можно найти на официальной странице группы
  • The Nietzsche. Финальное ЕР, несколько концертов то там, то сям, два забавных клипа и вуаля - номинация на лучшую группу.
  • Sectorial. Выпустили альбом, опубликовали два видео, практически нигде не играли за год. 
  • Heartprints. Запомнились концертом в городе "Yellow Waters", несколько раз делили сцену сo Space of Variations, сыграли на Рок-Булаве, выпустили альбом и клип, а еще выиграли штуку баксов у Жени Тымчика на louder.me. Но качество продукта вызывает большие сомнения).
  • Velikhan. Отыграли несколько шоу, в том числе и на крупных фестивалях страны, разогревали Attila и выпустили отличный клип. 
  • Dimicandum. Выпустили первый за 5 или 6 лет трек (если не больше), сыграли на паре-тройке летних фестивалей и нескольких локальных шоу. 
  • The Hiraeth. Отыграли на некоторых отечественных площадках, съездили в тур с бесплатными концертами (похвально, молодцы) и отсняли клип.

Смотрим на картину в целом - часть коллективов кажется не совсем достойной бороться за звание лучшей метал команды в стране. Одни выпускают альбом, участвуют на больших фестивалях и делают качественный продукт, а вторые при куда более скромных заслугах запоминаются парой-тройкой локальных шоу, как максимум. Почему так? Практически нет альтернативы - большинство команд ничего не добилась за 2018-й год, а те, кто чего-то достигли, успешно катаются по Европе и не только (привет Jinjer и Stoned Jesus, например).

Возникает вопрос - кого выбирать? Получается, что некого, потому и имеем в номинантах повторяющиеся из года в год группы и условных Dimicandum или The Hiraeth, которые по сути ничем особо стоящим не отличились за последний год. Все-таки, концерты давать - это не релизы штамповать.

При этом, по факту у нас остаются 2-3 реальных претендента на главную награду и тут практически очевидно, что 1914 заберут приз. Да, возможно Sectorial и Velikhan с The Nietzsche смогут удивить своим выступлением на сцене Бинго, но как-то в это слабо верится - уж слишком хороша группа со Львова на живо.

Я также попросил нескольких достаточно авторитетных представителей украинской музсцены поделиться своим видением списка номинантов-участников BUMA 2018. Это оказалось не очень легко: часть людей отказывалась комментировать премию, а другие и вовсе не хотели или же не имели времени вникать в этот вопрос.

Ляна Mыцько, организатор львовских концертов и не только:

“Я в метал-музыке обращаю внимание, в первую очередь, не на исторических реконструкторов, а на тех, кто использует старые-проверенные методы для новых смыслов. Сейчас в этом списке мне лишь 1914 такими кажутся. Ницше и Великаны тоже вроде не боятся экспериментов. Но не хватает многих, к примеру, White Ward странно не видеть.” 

Артем Миняйло, гитарист Bojevilla (участники BUMA 2017) 

"Прежде всего, радостно, что впервые за два года, победитель предыдущих премий не будет номинантом. Jinjer уже не до того, а Space of Variations будут играть как спецгости. Как по мне, для более объективной оценки, нужно было бы разделить голоса для выбора главной премии 50/50 между публикой и авторитетной группой, которая могла бы состоять, например, из победителей прошлогодних премий.

Нынешние ставки являются более интересными, чем впрошлом году, ведь 1914 и Sectorial выпустили мощные альбомы, которые были очень тепло приняты критиками и публикой, The Nietzsche презентовали свой лучший альбом и вообще постоянно подогревали интерес к себе в лучших традициях мета-модернизма, а Velikhan сняли один из интереснейшых видеоклипов за все годы существования альтернативы в Украине и успешно провели фестивальный сезон, который может оказать большое влияние на общее количество их фанов, которые придут на саму церемонию. Dimicandum вернулись после длительного перерыва с довольно хорошим синглом и номинация в премии является скорее толчком к следующему сезону.

Теперь к новичкам: во-первых, очень круто, что Влад и компания продолжают тенденцию, начатую в прошлом году, приглашать настоящих "фрэшмэнов" тяжелой сцены. В этом году ими станут The Hiraeth и Heartprints. Первые выпустили сильный клип и поехали в первый тур (а это в наше время уже подвиг для молодой группы), вторые издали качественный альбом и выиграли в первом турнире от Louder.me. Претендуя на победу, в зависимости от выступления, ребята смогут получить к своей аудитории немало фанов.

В общем, список номинантов выглядит очень солидно, есть только вопрос о двух львовских группах - Twelves и АННА. И если первые можно обвинить в почти отсутствующей промо-кампании по выходу альбома, и как следствие, "недонесении" своего материала до слушателя, то почему АННА, мастодонты украинской сцены, которые впервые за восемь лет разродились альбомом, неприглашенные на премию, выглядит недоразумением".

Тут стоит отметить, что раннее на форуме Froster Влад Ляшенко писал, что группу АННА звали на BUMA 2018, но те отказались участвовать без объяснения причин.  

***

В результате, 22-го декабря нас ждет довольно интересное шоу с хорошим составом - 1914, The Nietzsche, Sectorial и Velikhan обязаны круто выступить на сцене Bingo, а вот остальным участникам BUMA 2018 предстоит очень постараться, чтобы соответствовать уровню своих коллег.

The Best Ukrainian Metal Act в соцсетях:

https://www.facebook.com/events/2006512366027078/
https://www.facebook.com/bestukrainianmetalact

Neformat.com.ua ©