BUMA 2018: взгляд со стороны. Часть 2
Автор: Sandbox Magician

Наш постоянный читатель и просто меломан решил изучить всех нынешних и прошлых номинантов на премию The Best Ukrainian Metal Act и сделать из этого определенные выводы.

Редакция же помогала обеспечить баланс мнений в материале, хотя он все равно в значительной степени остался субъективным. Тем не менее это хороший повод задуматься о том, куда движется и как развивается единственная украинская метал-премия.

В первой части материала речь шла о номинантах на премию BUMA в 2018 году. Но, прежде, чем делать какие-либо итоги, стоит вернуться назад и проанализировать номинантов всех лет проведения премии.

***

2013: Jinjer (победитель), Hell:on, MegamasS, Morton, Joncofy, Infinite Tales, Jim Jams

Тут все справедливо: Jinjer победитель, а на сцене немного метала вперемешку с модной музычкой того года. К тому же, первая церемония, все в диковинку и хороший старт для всего движа.

2014: ЗЛАМ, Burrow, Morphine Suffering (победитель), I Miss My Death, Septa, MegamasS, T.H.D.

Немного новых лиц, но все тот же MegamasS на сцене. По факту же, несколько метал коллективов вместе с группами из киевской тусовки (об этом немного позже), плюс Burrow, которые издавали свой альбом на лейбле InshaMuzyka.

2015: Joncofy, Sectorial, Dysphoria, Space Of Variations (победитель), Mind Shredder, MegamasS, Septa 

Снова на сцене Septa, МегамасС и Joncofy. В этот раз практически без метала, а награда уходит возродившимся из пепла Space of Variations. Заслуженно? Сомнительно. Группа выпускает клип, дает несколько концертов за полгода до церемонии и забирает гран-при. При этом, у нас есть Sectorial, которые выпустили лучший альбом года и лучший клип (по версии самой BUMA) и вполне могли забирать третью награду в свою копилку, ведь качество их продукта в том году было на голову выше остальных конкурентов. Но это уже вопрос к присутствующей публике. Напомню, что отличительным моментом у BUMA является голосование посетителей в финале события - непосредственно их мнение учитывается в выборе лучшего метал коллектива.

2016: Morton, The Nietzsche, 1914, Aghiazma, Psionic Arc, Jinjer (победитель), Septa 

К 2016-му году Septa врывается к МегамасС на первую строчку по номинациям на лучшую группу года - 3 раза подряд, неплохое достижение.
Пройдемся немного по участникам: Jinjer возвращаются на сцену BUMA, чтобы снова забрать главную награду в свою копилку. 1914 - да, заслуженно, ибо громко и качественно. Но тут возникает вопрос, за что приглашение Psionic Arc? Никаких претензий к группе, просто коллектив выпускает аж один сингл (хорошая песня, кстати), играет несколько концертов и вуаля - едва ли не лучшая метал банда страны. Стоит отметить, что на гитаре в коллективе играет человек, работающий со звуком в студии КНОБа (об этом тоже немного ниже).

2017: Ignea, Bojevilla, Azathoth Circle, Beyond the Pleasure, The Nietzsche, Velikhan, Space of Variations (победитель)

Здесь есть много модной и популярной музыки, из метала только Ignea и Azathoth Circle, ну и Beyond the Pleasure, которые удивили худшим выступлением  за все годы церемонии. Немного другие вопросы возникают по группе Velikhan - выстрелили из ниоткуда, звездный состав, достойное ЕР, но, простите, это не тянет на номинацию. Многие группы работают годами, а тут, по сути, авансом тебя называют одной из лучших метал команд страны за несколько месяцев существования.

The Best Ukrainian Metal Act 2016: Отзывы участников (Mad Art Promotion)

Критерии отбора

В прошлогоднем интервью Karabas. LIVE Влад Ляшенко заявлял:

"В номинацию "Лучшая группа" попадают команды, которые в целом хорошо проявили себя за год. Имеется в виду как выпуск альбомов и клипов, так и концертная активность коллектива, интерес к нему со стороны публики. Мы отслеживаем все эти нюансы".

Если с альбомами и концертами все более-менее понятно, то интерес публики - достаточно абстрактное понятие. Поэтому я попросил пиар-менеджера агенции Много Воды Стаса Маликова, объяснить как теоретически в существующих условиях можно измерить интерес публики к тому или иному артисту.

"Показателей для измерения интереса публики огромное количество. Если говорить о максимально точных подсчетах, то для этого существуют компании предоставляющие такую аналитику. В их отчет собраны все проявления артиста в сети, упоминания в публикациях, спецпроекты, радио эфиры, концертная деятельность, замеры прироста аудитории и прочее. Вся эта деятельность усиливает фактор узнаваемости и интереса к артисту. Как пример, в первую очередь на ум приходит компания LOOQME (looqme.io). Не раз работали с ребятами, все на высоте. Именно к подобным компаниям обращается большинство премий при отборе номинантов.

При всех реалиях украинской альтернативной сцены, тут подход такой же. Был активным в соц сетях - класс, отыграл 30+ концертов – прекрасно, выпустил ЕР, 2 клипа и альбом – ваще красавец. Хоть в нашей стране до сих пор основным средством массовой информации является телевидение и радио, на которое в большинстве случаев вход для тяжелых жанров закрыт, не нужно забывать, что мы живем в 2018. Важно использовать те инструменты, которые есть в наличии. Хороший пример правильного ведения социальных активностей это Евгений Тымчик из группы Septa. Он и альбом выпустит, и клип снимет, и лидером мнений заделается, и музыкальный стартап запилит. А главное все открыто и в постоянной связи с аудиторией. Отсюда и интерес публики.

Есть и другая сторона медали. Рынок альтернативной музыки хоть медленно и растет, но он все еще не конкурентоспособен. От чего и нет всех необходимых инструментов, чтобы донести материал не только до целевой аудитории, но и до широкого слушателя. Замерять особо нечего. Большинство команд, глядя на более успешных коллег по цеху, стремятся стать подписантами условного Napalm Records и как минимум катнуть клубный тур по странам Восточной Европы. Как максимум, там и остаться. Жаль, но порой это единственный способ быть услышанными и оценёнными по достоинству. Это в корне неправильно. Экспорт должен быть, но лишь когда на своем рынке все в порядке. Именно поэтому стратегически важны такие радиостанции как Submarina, такие издания как Neformat, такие мероприятия как GBOB и премии как The Best Ukrainian Metal Act. Чтобы вновь и вновь доказывать, что тот самый интерес публики есть".

Как можно понять из приведенного выше комментария, интерес публики измерить довольно просто - хороший отклик в соцсетях, активность в плане релизов и видеоклипов, а также частые концерты с хорошей посещаемостью говорят за себя. На деле, не все так хорошо практически у всех участников BUMA. Если смотреть в целом, то многие группы у нас в стране выпускают альбомы, некоторые подкрепляют их отличными клипами, но при этом не все играют большое количество концертов (в этом году только 1914 могут похвастаться цифрами в графе "shows") и не все хорошо работают на своими соцсетями. Особенно учитывая, что практически все группы ведут их на манер "мы едем на концерт > мы в городе > мы играем/мы отыграли > спасибо всем" и так по кругу. Подобный контент хорош и актуален для публики, которая посетила ваше событие в конкретный момент, но крайне редко заинтересует того, кто был на выступлении неделю назад. Важно также держать руку на пульсе и не терять контакт с поклонниками, как это делают многие группы, банально забрасывая свои странички на месяц-другой.

Возвращаясь к группе Beyond the Pleasure. Да, два ЕР в активе (на момент выступления на BUMA 2017 был всего один релиз), клипы, но это было первое (!) живое выступление группы и сразу же номинация на лучший метал коллектив года в стране. У клипов Beyond the Pleasure много просмотров - казалось бы отличный результат, правда, есть подозрение, что все эти цифры были банально куплены с помощью дешевой рекламы - количество лайков совершенно не соответствует количеству зафиксированных зрителей. Многочисленные комментарии с Перу и Аргентины тоже не добавляют уверенности в популярности коллектива Украине и даже в ближайшем зарубежье. Если верить отчетам на польских тематических медиа, на концертах (а группа недавно съездила в тур по Польше) практически не было людей, да и видео на канале группы это подтверждают. Так что, накрученные подписчики и просмотры на YouTube совершенно не помогают, даже если букинг-агентство помогает с выступлениями.

Влад Ляшенко объяснил, как и почему именно эта группа оказалась на сцене BUMA:

"Я хочу отметить, что приглашаем к участию группы, которые реально что-то сделали весомое – альбом, клипы, заметные выступления. Выбор номинантов - всегда сложный процесс. Невозможно быть абсолютно объективными.

3 постановочных клипа за год для нашей metal сцены – это достижение. Конечно, понимали, что это эксперимент. Что на деле может быть "пшик". Но мы дали парням возможность выйти из ниоткуда и попытаться завоевать публику. Чуда не случилось, группа оказалась на последней строчке в итоговом протоколе голосов".

Похвально, что BUMA дает свет молодым исполнителям, но, возможно, оценивать их деятельность следует за какими-то более четкими критериями с использованием тех же самих сервисов или же привлекая более опытных PR-специалистов? 

Одни и те же лица

По многим позициям номинантов BUMA ежегодно есть вопросы.

Для начала, почему на сцене практически одни и те же лица из года в год? Например, The Nietzsche (совершенно никаких претензий в группе, они все делают хорошо и заслуживают большего внимания) уже в третий раз подряд номинируются на BUMA. Space of Variations с Jinjer чередуются и забирают награды в свою копилку через год. Нормально ли это? Как по мне, не совсем. Да, возможно мало достойных кандидатов (это мнение подтверждал в уже упоминаемом интервью и Влад Ляшенко), но простите, не напрашивается ли вывод, что церемония крутится вокруг одной тусовочки?

Тот же Velikhan - это замена МегамасС, которые потеряли свою актуальность и выпали из активной концертной жизни из-за проблем с составом. Да и ежегодно на церемонии играют люди, которые так или иначе крутятся вокруг одной студии звукозаписи Revet Sound или одного лейбла InshaMuzyka - Septa, The Nietzsche, Velikhan, МегамасС, Space of Variations, Psionic Arc… все оттуда. Справедливо ли замечание, что Knob флагман на отечественном рынке звука? Сомнений нет. Но при этом, большинство его работ сложно отличить друг от друга: например, новый трек из клипа группы Fazzer очень легко спутать с творчеством Septa.

К слову, в обзоре издания rok.kiev.ua от начала этого года можно найти следующее мнение:

"Но уже не один сезон в среднем от 1-го до 3-х номинантов выглядят, мягко говоря, выбранными больше по вкусу самих организаторов, чем по уровню выданных ими работ или количеству шоу относительно других групп-конкурентов конкретного сезона...".

Есть, конечно, нюанс, что некоторые группы банально не хотят принимать в этом участие. Почему так? Потому что создается впечатление, что премия все-таки не просто о тяжелой музыке, а об определенных жанрах. Хотя без доли протеста со стороны самих коллективов не обойтись - возможно им это просто не интересно и не нужно.

Ортодоксальный метал

Мысль, которая точно приходит на ум после осмотра списков номинантов - полное отсутствие или же очень малое количество более ортодоксальных метал-коллективов, например какого-нибудь блэка или дэза. При этом уже несколько лет подряд организаторы премии называют группы, которые отказались играть на премии.

Поэтому я попросил нескольких из них объяснить причины отказа выступать на BUMA, но в лучшем случае получил короткий ответ в духе "не тот формат". Примерно такие же мысли можно найти в некоторых закрытых обсуждениях в Фейсбуке, которые невозможно здесь предоставить из очевидных причин. Поэтому в качестве догадки оставлю комментарий группы Nokturnal Mortum, которая в прошлом году получила награду за лучший метал-альбом. Обратите внимание, что музыканты комментировали именно эту награду, а не свое участие или премию в целом. 

"Сюрприз под конец года - звание лучшего альбома года от The Best Ukrainian Metal Act, первой мейнстримовой награды в сфере тяжелой музыки в нашей стране. Это стало неожиданностью для нас, поскольку само событие казалось нам ориентированным больше на metalcore/nu-metal сферу тяжелой музыки, но мы, конечно, выражаем благодарность и лучшие пожелание на будущее организаторам церемонии. Наше уважение другим номинантам за качественные работы в их жанрах"

Если резюмировать, то среди более ортодоксальных металлистов есть тенденция считают премию мейнстримовой и ориентированной на современный метал. Хотя существуют и альтернативные мнения. К примеру, на главном украинском метал-форуме Froster номинантов этого года восприняли в целом хорошо. А в отчете онлайн-издания Daily Metal с прошлогодней BUMA также много позитивных комментариев. Да и присутствие 1914 в списке номинантов говорит о многом.

Влад Ляшенко подтверждает, что некоторые группы действительно отказываются играть и при этом напоминает, что у них остается возможность получить "звезду" за лучший альбом или видео:

"Это могут быть и отказы без объяснений. Иногда мешает занятость в других проектах (премия проходит во время корпоративов). Некоторых напрягает "соревновательность" проекта. Мы понимаем всех и принимаем любое решение. Если группа не выступает на премии, это не мешает ей взять "звезду" в номинациях за лучший альбом или видео. Так было с Nokturnal Mortum и Karna в прошлом году.

BUMA – это частный проект, который хочет объединить metal индустрию, дать стимул бандам делать лучше, делать качественнее. Пусть не все это понимают и принимают, мы не будем силой и уговорами тянуть сюда никого. Если всем будет пофиг, проект себя исчерпает и будет закрыт".

Что же такое метал?

Отдельно хочется обсудить градацию команд словом "метал" по версии BUMA. То есть, под эту категорию можно отнести Beyond The Pleasure рядом с мастодонтами Nokturnal Mortum, или же Heartprints и прочую слащавую музыку, но, по словам Влада Ляшенко, ни Stoned Jesus, ни Somali Yacht Club не попадают на сцену BUMA, потому что они "rock". Хотя при этом в лонглисте на номинацию лучшего альбома пару лет назад встречались пост-метал Octopus Kraft и сейчас группа nug - идейный последователь первых. Уж слишком тонкая грань между стонер-роком и пост-металом получается, хотя эти жанры вполне себе близко находятся в реальной жизни.

Фронтмен Stoned Jesus Игорь Сидоренко, к примеру, тоже считает, что Stoned Jesus на BUMA не зовут и не позовут - потому что они не метал. При этом он предлагает все же немного разнообразить концертную составляющую, за счет дум-метала или блэка:

"Но тут уже начинается смешное внутритусовочное деление: одни кричат "мы с мазафакерами делить сцену не будем", другие - "да эти готы нам в отцы годятся, кто на них придет?". Как организатор фестиваля Winter Mass, прекрасно понимаю, каких усилий стоит набрать интересный вживую/адекватный/свежий состав из 5-6 групп. Так что гигантский респект за работу!"

Также из плюсов премии Игорь отмечает "поощрение тяжёлых групп, которые что-то делают вместо сидения на месте и нытья, что у нас всё плохо", хотя согласен, что активная группа - не всегда значит хорошая, но это уже вопрос вкуса.

Сам же Влад Ляшенко на вопрос о грани между металом и не-металом отвечает достаточно расплывчато:

"Это всегда очень тонкий вопрос, и иногда почти незаметна та грань. Ориентируемся на собственный опыт, проводим консультации с авторитетными (для нас) меломанами и знатоками".

Если ориентироваться на Европу, то там уже давно на понятие рамок метала или "тяжелой" музыки смотрят шире. Известные музыкальные издания (Revolver, Decibel, Loudwire, Rolling Stone и т.д.) активно добавляют в свои ежегодные топы и The Ocean, и Daughters, и Sleep с Yob. При этом, списке спокойно может оказаться рядом новый альбом Vein или же свежий релиз от Gouge Away - по жанру хардкор, но он спокойно помещается рядом с новинкой от Judas Priest, Deafheaven и даже Arctic Monkeys.

Потому и получаем реакцию (стоит только выйти в интернет и почитать комментарии) - люди играющие в жанре death metal, thrash metal и тот же black metal нередко не хотят воспринимать эту церемонию как что-то стоящее. Почему? Потому что в претендентах на звание лучших здесь из года в год, в основном, "мазафака" и современный метал, читай металкор. Такой вектор развития церемонии все больше сужает круг коллективов, которые будут согласны бороться за звание "лучшей метал группы года", а хочется обратного - шире, больше и разнообразнее.

Обзор BUMA 2015 от Live Stage

Немного воды и размышлений вместо итога

На самом деле не хотелось бы, чтобы единственная украинская метал-премия прекратила существование, поэтому у меня есть несколько предложений для развития или же обновления церемонии:

1. Сделать отбор номинантов более прозрачным и понятным.

Я бы рискнул и сделал следующее: ежегодно набирал независимое жюри из разных тусовок и кругов общений (журналисты, просто активные люди и даже музыканты) - пусть они выбирают топ-5 или топ-10 клипов и альбомов, которые потом красиво строятся в один адекватный топ без лишнего мусора.

На деле рисуем простую схему: набираются независимые люди, которые будут составлять топы релизов и клипов, а также определять кого звать на саму церемонию. Все это делается прозрачно и публично - посредством соцсетей или же с помощью какого-нибудь медиа. Каждый член жюри дает комментарий - один-два абзаца текста и у вас готовый отличный материал, который куда более объективно и обоснованно рассказывает о тех или иных именах в списках. При этом, можно побаловаться с системой подсчетов и придумать что-то типа "5 баллов за первое место, 4 балла за второе и так далее" - разгуляться есть где. Закончив со своей работой на церемонии в этом году, эти люди, например, передают эстафету кому-нибудь из своих знакомых, которые будут заниматься всем этим в следующий раз - упрощает работу организаторам и тем самым обновляет кровь и мнения.

Как вариант, можно более активно на протяжении года следить за новостями метал-сцены - в тех же соцсетях периодически публиковать яркие события и релизы: альбомы, клипы, выступления на фестивалях и прочие инфоповоды, что явно найдет отклик среди аудитории церемонии и сделает процесс отбора номинантов более понятным. А пока что, получается что весь этот музыкальный праздник и дальше будет работать в виде "метал-шоу" на один вечер. Хотя стоит отметить, что именно так Влад Ляшенко и задумывал The Best Ukrainian Metal Act (интервью Karabas. LIVE).

2. Добавить награду за "лучший сингл года".

Влад Ляшенко заявлял раньше, что хотели сделать, но уже действительно настало время. Вот чтобы выбрать какой-то супер-хит, не обязательно клип, не обязательно из альбома. Понятное дело, что здесь есть тонкая грань между "лучшее видео" и "лучший сингл" - иногда эти две награды уверенно смешиваются в одну, но, лично мне, бы хотелось разделять понятия.

Все-таки, сделать отличное видео - это большой труд и этот факт стоит рассматривать как что-то стоящее особняком в контексте данного мероприятия. Потому что попросить Артема Пронова или Олега Руза снять видео, как вы играете в гараже или на сцене - это одно (несомненно, будет выглядеть круто и все такое), но художественной ценности оно практически никакой не несет. Вот работы Jinjer круто сочетаются с музыкой, выглядят динамично, качественно и ощутимо лучше конкурентов в этом, так сказать, поджанре, но при этом их не всегда интересно смотреть. Создать клип, выдумать идею и добавить сюжет в ролик - это как создать отдельный трек. Давайте ценить это. Ведь хочется, чтобы группы выходили за эти рамки, выражали себя иначе и впечатляли зрителя чем-то большим, чем просто слаженным выступлением в очередном помещении.

3. Несколько расширить музыкальные горизонты.

Да, уже и блэк во всю врывается в церемонию, и даже забирает награды (Sectorial две "звездочки" в 2015-м и Nokturnal Mortum в прошлом), но кроме "мазафаки" и блэка в стране есть много крутой тяжелой музыки (да-да, те же Stoned Jesus, успехи которых не поддаются сомнению, пусть это им особо и не нужно).

Когда в номинацию на клипы попадает условный Vorog с музыкой не первой свежести и вокалистом, который не попадает в текст на видео, а под боком есть Strike Each Other, которые и в Европу иногда ездят, и дома выступают частенько, клипы получше имеют, да и музыкально намного интереснее при всей узколобости их жанра, то невольно возникают вопросы - почему такие работы как “Останній Breakdown” попадают, а вот клип тернопольских ребят - нет? Не подходит под категорию метал, просто не заметили или же людям, ответственным за отбор, это не понравилось?

Или приглашайте Bluesbreaker - они выступают на той же Республике, берите Стонер - несколько лет назад эта сцена в стране была безумно сильна, да и даже в 13-м можно было позвать Date Rape (скримо релиз же в лонглист альбомов 2018 года попал) - одну из ярчайших андерграундных групп начала 10-х.

Все это вкупе только вызывает недоумение. Если целевая аудитория BUMА, по словах самого Ляшенка, - это любители "тяжа" во всех его проявлениях независимо от жанровых, религиозных или иных предпочтений, то стоит начать звать и более тяжелую рок-музыку и развивать сцену вне зависимости от того, попадает она под расплывчатую категорию "метал" или же нет.

Да, не исключено что Stoned Jesus или Strike Each Other посетителям не очень понравятся (хотя вот клип "Thessalia" от СтДж некоторые обстебали, мол, там едва ли не Limp Bizkit несется, чем черт не шутит!). Возможно, условные Bluesbreaker и Somali Yacht Club тоже скажут - не тот формат, не та аудитория, но нельзя игнорировать эту часть сцены. Подобная церемония ведь должна быть о музыке, о ее развитии в стране, а не об одной тусовочке, вокруг которой собирается какая-то фан-база.

***

Не возникает сомнений, что Влад Ляшенко и его команда многое делают для развития более популярной тяжелой музыки в стране, но было бы неплохо смотреть шире и немного изменить подход к самой BUMA. Запустить тот же "Сингл года" или, возможно, придумать отдельный конкурс для молодых коллективов, которые пока еще не заслуживают сражаться за титул "лучшей метал банды", но вполне достойны хотя бы бумажки с надписью "прорыв года". Как вариант, можно привлечь тех же louder.me и как-то обыграть это, добавив к грамоте еще и денежный приз, если есть такая возможность у проекта или любого другого спонсора извне. К тому же, подобный ход может дать неплохой толчок в развитии команде, а это еще один способ как-то минимально повлиять на популяризацию тяжелой музыки в стране. Церемонии уже шесть лет, а развития из года в год практически нет.

В противном же случае, без каких-либо новшеств и изменений в подходе премия и дальше будет состоять наполовину из одних и тех же коллективов и лиц, плюс выстреливающие гости. Это не есть совсем плохо, но и хорошего в этом всем мало. Peace.

The Best Ukrainian Metal Act в соцсетях:

https://www.facebook.com/events/2006512366027078/
https://www.facebook.com/bestukrainianmetalact

Neformat.com.ua ©