Tik Tu — Ulitakis (2019)

Тернопольские реднеки, которые хотят создать даб-такси, звенят перкуссионными иголками кактуса, в Бучаче играют для двух десятков танцующих детей, живут камерностью Тернополя — "музыкальной Мекки Украины" — и изолированно, в чистом поле с птичками и ветром пишут черновики на студии Вадима Возняка.

В детстве Наталка жила в Литве. В современных песнях "много грусти, жалости, печали, неразделенной любви, страданий. Нам бы хотелось показать, что существует спокойная, рассудительная любовь" — говорит она на UA: Пэрший в программе Проминь Жывый. Ее подход — live looping, наложение голосовых гармоний на ходу — зрелый шаг, чтобы обнять новые возможности, которые, вместе с тонким вокальным слухом и разноязычными текстами делают необычно интересную смесь. Лесик имеет свою студию и опыт работы с настоящим американским лейблом. Ромко, за словами пользователя Неформата с ником Sun of A Beach: "явно фанат классиков-минималистов", держит звук в Бункермузе. Втроем музыканты до того пресыщают частотами воздух, что звук буквально стоит бесконечной стеной. Что же, они нашли друг друга после того, как всю жизнь были знакомы. Теперь, как говорит Ромко, "каждый занял излюбленное место и создается музыка, "которую захочется включить и через 10 лет" (Лесик). Спорные вопросы решаются правилом троих: истина на стороне большинства.

Tik Tu — лишь вишенка на торте коллективов, сквозь которые нашим героям было суждено пройти. И, чтобы создать цепочку влияний, мы вспомним эти проекты.

Шаг назад были Echo Gardens, где играла вся троица — trip-hop’овый шугейз с самой лучшей акустической фиксацией духа 2010-х, не только музыкально, но и визуально: широкоугольное черно-белое ретро-видео ("One Man") или наивное белоснежно-заячье ("Imagine") свидетельствуют о том, что, на тот час музыканты опережали свое время локально, а глобально были на гребне волны. Параллельно существует Aladebosh — сольник Романа — космические гитары в стиле Slowdive в обертке атмосферных ударных и группа Ті, що падають вгору, где играла Наталья — нежный инди-рок с уклоном к почти коммерческому качеству.

Nameless — там были Роман и Наталья — не только украинский Blur, но и, в некоторой степени, Velvet Underground. Часто цитируют Brian’а Eno: "Первый альбом Вельветов разошелся небольшим тиражом, но, каждый, кто купил его, создал свою группу". Подобное влияние дали Nameless, которые, с идеей "файного миста" (диалект. "клевого города") Гадюкиных дали жизнь целому набору коллективов: СКАЙ, Los Colorados, тем же Echo Gardens и Tik Tu.

Tik Tu существуют с 2014, сперва как дует Натальи и Романа, позже — как трио с приходом Лесика Омодада Драчука. Основные инструменты разделили так:

  • Наталья — Microkorg, вокальный процессор-лупер,
  • Роман — бас-гитара, midi-клавиатура
  • Лесик — ударные

Все началось с релиза акустической колыбельной "Колихана", что растрогала как детей, так и взрослых. Позже вышли песни "Zvoni", "Puh", и, на этапе коллаборации с Omodada, "All My Gods", что пошла по миру и переиздавалась на техасском лейбле Moon Sound Records, который, помимо этого, выпускал забытые записи Ozean, песни группы Ceremony и украинско-канадского дуэта Ummagma.

После вышел dub-овый сингл "Твоє Моє", а после него следующий — "кротовая инспекция" "Малесеньких Малюсиків". Первый полноформатник "Shuma" (2016) наделал шума и показал лавину потенциала и умений, моментально сделав группу культовой. После череды сверхтепло принятых синглов "Planyda/Zyma/Tommy" через три года выходит "Ulitakis" — еще одна эклектическая смесь с западным духом ternowave’а, хотя, и менее утрамбована частотами, чем "Shuma", но как раз этим и сравнивает шальку перенасыщения.

Саундтрек к "Книга-мандрівка Україною" и фильму "Бобот і енергія всесвіту", появление в эфире Zik и UA: Перший, фестивали Гогольфест, Захід и Файне Місто, евротур Германия-Польша-Чехия — это список их действий если только описывать последние год-два, не включая численные отзывы и радиоэфиры. Короче, где они только не были, — голова идет кругом, поэтому будем держаться сегодняшнего: пробуем альбом "Улитакис", пока теплый.

Первым мотиватором служит титульная "Banana" — какая-то неимоверная феерия, очаровательная женская стихия, южный ветерок с Апеннинского полуострова, со скал сирен. Эта песня затмевает жизненной силой все следующий треки, она настолько другая, что только на Планыде возвращается впечатление, что поет все та же барышня. После Бананы врывается кокой-то вихрь американских горок, путешествие потусторонним миром, клубным андерграундом 90-х. Иными словами, bad trip. Но зачем он? Дело в контрастах, их появление играет на чувствах. Если воспринимать альбом как историю, то, как говорит Курт Воннегут, она живет движением от наихудшего состояния к улучшению, то нарастая, то спадая. Кажется, Ulitakis начинается на пике эйфории, ведь музыкально подчеркнутая мечтательность окунает слушателя во вкусняшки предпраздничной зимы.

Дальше выплывает нежный психоанализ горожанки, которую "несет, куда несет", хотя, берет гору домашний уют. Играет ли на массовою тему идея сидеть дома? Вряд ли. Опытные музыканты с численными проектами за плечами тоже люди и закутаться в одеяло вместе с кошкой для них такая же важная потребность, как и для всех живых.

Песня "Tommy" ассоциируется с клипом DIIV "How Long Have You Known", в котором герой смешивает в миксере запчасти, пленку с кассеты Nirvana — "In Utero", клок своих волос, заливая их жидкостью из лава-лампы. Хотя, музыкально, "Tommy", как и ближние танцевальные треки альбома, кажется, ищет соседства с Gorillaz или Massive Attack. И не зря, ведь в эфире на 20ft radio Лесик с Романом с радостью ставят даб, регги и всякий хип-хоп, подчеркивая микс хитом "Лице-яйце" от Левка Дурка.

Уклон в сторону аналоговых синтезаторов с режимом "зубчатая волна" — этой современной классикой строения звука — может напоминать самые разные влияния: от экспериментов с синтезом звука BBC Radiophonic Workshop к почти современным Stereolab, хотя в "Ulitakis" подход моментами наглый: вроде бы, принимает слушателя-интроверта, но, в то же время, в пьяных порывах дергает за руку: "Ну, пошли танцевать! Да умеешь!". Да, "Томми" и "Диего" именно такие.

Трек "Зима" перекликается с Gorillaz’овским "Broken" с альбома "Plastic Beach". Барабаны очень лоуфайные, при чем, "файные" (с укр. диал. — "хорошие, классные") можно воспринимать в знакомом жителям западной Украины значении.

Если верить восприятию, "Planyda" тоже напоминает Damon Albarn’а и эго проекты. Эту песню нужно срочно резать на рингтоны, начиная с 4:00, ведь там душой начинает течь березовый сок вместе со взрывным появлением электрооргана и трембитами с "сурмами" (укр. "трубами") Натальи. Кстати, слово "планыда" означает неотвратимость, судьбу человека, на которую невозможно повлиять. То, что она "крутится и вертит зарницами" может греть тех, кто верит в ее неизменность, хотя, понимающие свою способность управлять жизнью, вряд ли согласятся с таким, вроде бы, традиционным понятием.

И вот, взяв в руки гитару и открыв "квинтовый круг", грозу испуганных грызунов гранита музыкальной науки, одним из которых является автор этого текста, попробуем найти истоки этого Gorillaz’овского феномена. Подберем основные темы песен "Planyda" (с 00:52) и "Kotku" (почти с тех же 00:57). Конечно, подход любительский, и, если ничего не путаем, в обоих отрезках чередуются аккорды Em-Dm. Так вот, в основе песни Горил "Broken" — те же аккорды. Вот оно что. Насчет трека "Zyma", его база — Gm и Fm, которые, если верить нашему страшному кругу, имеют подобные отношения к Em-Dm, просто в другой тональности. Кажется, именно поэтому эти песни дарят такое одинаковое чувство. Конечно, зная эти несколько аккордов можно напевать аж целых три песни Tik Tu! То, что они минорные веселья не придает, тем более что "Зима", "Планида" и "Котку" в альбоме идут друг за дружкой и благодаря этому слипаются воедино, зато, какой имеем контрастище с титульной "Бананой"! Может быть, это была случайность, когда расставляли треки в порядке подобности, или нарочное решение, дабы окунуть слушателя в калейдоскоп миноров — не знаем, будем рады услышать мысль авторов.

Раскрывая тональность песни и делая странные и интересные гармонические ходы, модуляции, которых в Tik Tu в некоторых интро или переходах бывает предостаточно, музыка задевает этими сменами аккордов. Играя разницами тональностей, легче найти и проявить чувства художника. В треке "Banana" на виду оптимизм, F-C, мажорность, в которой Наталка ныряет, как рыба в воде, и даже взлетает над ней в месте "только на миг обернулась, ничего нет". И это хорошее исключение, ведь оно позволяет понять, где можно видеть самую "файную" сторону Tik Tu.

Вы только послушайте эту пианику на песне "Kukuti" с 00:45! Это же тернопольский дикий запад, Кременецкие горы и взгляд дрона на матушку (т.е. мать-Украину) с сюжетов Ukraїner, вокруг — аккуратный дабчик. За эту мелодию можно разбивать глиняную копилку, чтобы купить альбом, можно писать фан-письмо "Дорогие Tik Tu! Умоляю, выпустите 40-минутную версию этого инструментального кусочка, иначе, сами смонтируем и зальем на YouTube. Да, это угроза".

Не Лесик ли Омодада с его песнями "Єдиний Птах" и "Сова" является автором "Korol Ptakhiv"? Кажется, он, ведь здесь синтезаторы и перебор аккордов в стиле коммерческих инди-треков за исключением диалога мягкой бас-гитары с аналогом Романа с 02:31. Во воображении появляется мультик "Король лев".

Конечно, упустить визуальное оформление альбома, а именно, специально изготовленных по образу музыкантов кукол (Luska Drozzd), невозможно. Серьезный подход в таких делах играет первую скрипку, а в эру визуального контента — тем более. Особенно учитывая тот факт, что еще со времен Echo Gardens их промо-ролики удивительные: рядом с музыкой трио запросто может вести творческое видео-агентство. Именно этим внешним проявлением на миг можно почувствовать, как надежно, сквозь историю, Tik Tu держат свою планку креатива, этого западного духа, мистики леса с такими крепкими корнями, что даже трактором не вытянуть эту троицу из тернового гнездышка. И пускай. А, тем временем, где-то в ином месте отряд пластунов перепевает "Колихану" под бандуру, а еще где-то пишут комментарий "ехал машиной из Дунаевцев к Новой Ушице услышал эту песню, стал, поплакал ……..поехал дальше….". 

Мнения, высказанные в рецензиях, передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию Neformat.com.ua

Tik Tu в соцсетях:

https://tiktu.bandcamp.com/
https://soundcloud.com/tiktu
https://www.facebook.com/tiktu.band/

Neformat.com.ua ©

1. Banana
2. Introvert 
3. Bezpechnishe Lyshytys' Vdoma 
4. Tommy 
5. Diego 
6. Zyma 
7. Planyda 
8. Kotku 
9. Kukuti 
10. Korol' Ptakhiv 

25.02.2019
25 февраля 2019