Мало - Як є (2018)

Он "просто дебил": не хочет зарабатывать на биткоинах, жрать кокс, жить в центре, ходить в Closer, слышать Забужко или Андруховича - это выдержки из песни-шутки, которую "Мало" играет только вживую. Кажется, это утрамбованная к гитаре с голосом доля Ивасюковской эстрады 70-х. А что? Хорошее начинается с Малого.

14 ноября 2018 32-летний Максим Рубан, киевлянин в первом поколении, сын журналиста и филологини, выпускник Киево-Могилянской академии, выпустил свою дебютную пластинку "Як є" под псевдонимом "Мало". Альбом записан по oldschool-у, с одного дубля благодаря Дмитрию Остроушко и студии Happy Records.

Максим долгое время писал песни в ящик, а, по совету отца, решил прислать демо-записи главному редактору Karabas Live Игорю Панасову, который дал положительный отзыв. С момента релиза альбома сыграл не менее 5 концертов, а 19 января состоялся его сольное выступление в заведении ШООМ, на который Максим просил приходить в теплых носках, потому что там надо снимать обувь. Получил несколько радиоэфиров, в частности на OldFashioned Radio с Иваном Семесюком и Альбертом Цукренко, собирает восторженные отзывы ресурсов The Village, Karabas Live, Новое Время и попадает в выборки лучших песен 2018 года. В этом обзоре пытаемся рассмотреть внезапное появление песенника в информационном пространстве и дать ответ на вопрос: почему отзывов о Мало много? Нет оснований долго освещать технические или продюсерские решения: фолковый минимализм, гитара и голос. Акцент альбома положен на лирику, поэтому попробуем показать ее исключительность.

Первая песня забирает все внимание диалектическим произношением, похожим на полтавский говор, мелодия голоса цепкая. Сразу заметна техническая работа по звукозаписи, сведение и мастеринг: понятность интонаций, удачная компрессия и нормальная громкость. Это комфортный фон для талантливого подхода, интеллигентных текстов и эстетики в согласии с духом времени.

Тембр голоса выше классических низких songwriter'ов вроде Nick Drake, Jeff Buckley или Jackson C. Frank, он более приближен к Elliott Smith и Iron & Wine. Более точное, хотя и "поп" -сравнение касается Jason Mraz с его хитом "I'm Yours". Сила простых слов и положительного до умиления позыва напоминает Alexi Murdoch'а с его "Оранжевым небом".

Сама запись напоминает акустические демо-записи Джорджа Харрисона из альбома "All Things Must Pass", хотя звучит ярче, без красок аналога, благодаря вмешательству нового поколения оборудования, дает пластинке большую аккуратность, честность звука. То есть, вокал третьего битла теплее и более резко эквализирован на высоких; в Мало же диапазон целый, потому это дает большее присутствие в миксе, прозрачность, если слушать на студийных мониторах. На бытовых же саунд-системах звук более чем удобен в высоких частотах.

Из подобных украинских исполнителей — Sasha Boole, который уже выдал свой винил. Буль поддерживает образ фолк-гитариста с губной гармоникой, чего в принципе достаточно, чтобы считать его Dylan-from-the-neighborhood. Мало же отличается тем, что все голые душевные темы у него на виду, ему нечего прятать за очками, существование песен затмевает исполнителя так, что певец исчезает за ними и не остается ничего, кроме музыки. А когда ничего нет, так почему бы не сделать обертку просто красивой? И она годная: аватары с изображением якобы молодого битника на крыльце загородного дома, видео с гитарой времен Элвиса (подобную использует рокабилли коллектив "Руки'в Брюки") не оставляют равнодушными эстетов Фейсбука.

Перейдем к лирике: почти все песни о любви. Не тот ли это классический, хорошо сработанный рецепт тех же Битлов или Элвиса, которые сделали на этом имя? Но у Максима нет таких, скажем, клише, как строк "Я люблю тебя". Зато есть правдивая и тонкая (как говорят англичане, subtle) открытость чувств. Когда на массовую слушательницу с каждой Bluetooth-колонки сыпятся маскулинные бандитские биты с хай-хэтами, насыпанными тридцать вторыми нотами, музыка Мало "цветет розой в наших душах" (цитата из песни "Весна").

Фразам свойственна эстетичность интонаций. Есть моменты, когда лирика подчеркнута тоном, что вызывает мурашки от сочувствия. Такие фразы, как "... и всю ночь меня пытать", "... не слушай их, лети", "... и Мунка поцелуями", "у меня никаких шансов", "... с кем я был бы собой - веселым, модным", "Аю-Даг, ты солнце мое", "... не надо" взрываются разными чувствами и запоминаются. Как советуют мировые учителя по написанию песен, это и есть те "хуки" (hooks), крючки, чтобы зацепить слушателя.

"Я продам Батьківщину" звучит не до конца правдиво, как и вся песня "17-річна француженка", она воспринимается более как плод воображения, а не как пережитый опыт, по крайней мере погружает нас в толпу шумной парижской улочки.

Почему эта музыка нужна нам сейчас?

Перед самоубийством Микола Хвылевой оставил на записке последние слова: "Арест Ялового — это расстрел целой Генерации ... За что? За то, что мы были искренними коммунистами? Ничего не понимаю. За Генерацию Ялового отвечаю, прежде всего, я, Микола Хвылевой..."

Через 90 с лишним лет Михаил Яловой (псевдоним – Ю. Шпол) сбрасывает оковы и воскресает под аккомпанемент Максима Рубана. В те времена в харьковском доме Слово, где жили писатели, гитарой часто забавлял гостей Микола Хвылевой, ближайший друг Ялового, даже в вечер самоубийства. Обращение к лирике репрессированных авторов, первого арестанта из художников расстрелянного возрождения (Юлиан Шпол, песни "Весна" и "Кримська лірика") и панфутуриста Михайля Семенко (песня "Затули Вікно») - целесообразный знак уважения писателям, тем более, что музыка раскрывает поэзию на нескольких уровнях глубины. Песня "Весна" имеет настроение искреннего откровения, такого секретного месседжа на ухо верному другу, даже завещания, раздается тема Прометея. Возможно, крымские татары заплакали бы от выдохов "Аю-Даг" в "Крымской лирике". Эти стихи - исключения среди наклонов к футуризму обоих писателей.

Так кто же такой Максим Рубан?

Новый бард, певец, менестрель эстетического, модного, художественного поколения, которое днем маскируется визуальными бомбами в Instagram'ах, а по вечерам влюбляется, грустнеет, тревожится, или, если судьба милостива, гуляет по ночному Подолу с кем-то за руку и с бутылкой вина в противовес. Его герой - ловелас, мо-пассановский Дюруа, хотя, скорее Степан Радченко из первого украинского урбанистического романа "Город" Пидмогильного. Его лирика — ее величество поэзия, для анализа которой иногда надо открывать толковый словарь.

Мнения, высказанные в рецензиях, передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию Neformat.com.ua

Мало в соцсетях:

https://www.facebook.com/malokyiv/
https://soundcloud.com/malokyiv
https://www.youtube.com/channel/UCDo0xpwBXe6hlPnnsBUTW2A/videos
https://www.instagram.com/malokyiv/

Neformat.com.ua ©

1. Зі Стихій
2. Фазенда
3. Її Осло Манило
4. Закохані Злодії
5. 17-річна Француженка
6. Мар'яна Ханенко
7. Халмі
8. Весна
9. Кримська Лірика
10. Затули Вікно
11. Іспанські Серенади 

15.11.2018
15 листопада 2018