alyona alyona: спасен ли украинский хип-хоп?

Alyona Alyona после первого же выпущенного клипа нарекли спасительницей хип-хопа, самым ярким ее представителем и чуть ли не новой мессией, которая должна повести жанр за собой. Так ли это? По плечу ли поднесенные награды и регалии? Посмотрим, разберемся, проанализируем.

Нынешнее положение дел

Ступает мейнстрим на непаханое поле украинской музыки, идет по нему, изучает, и приходит время, когда под ногами оказывается раздорожье: налево идти — делать популярной гитарную музыку, направо — хип-хоп, прямо — поп. Взвесив все за и против, мейнстрим пошел прямо, успев пару шагов сделать и в другие стороны, но основной путь ясен-красен.

Говоря о действительно популярном хип-хопе, сделанном в Украине, я могу вспомнить только Грибы и T-Fest, есть еще Ярмак, конечно, и Артем Лоик, но время этих пареньков прошло давно. Сюда и Kyivstoner’а можно приплести, но все же его известность исчисляется больше в рамках ютуба и инстаграма, чем концертной и музыкальной деятельности.

Что до хип-хопа на украинском языке, то в эту сторону мейнстрим даже не смотрел. Пристальный взгляд на жанр был и есть у андеграунда, что в некоторых моментах даже хорошо, так как развязывает руки для экспериментов. Андеграунд всегда был котлом, в который сколько-угодно можно было добавлять ингредиентов и получившееся блюдо на выходе находило потребителя, который изъявлял желание приобрести его и рассказывать о нем. Это же правило как нельзя кстати будет, если заводить речь и о хип-хопе.

Подземный хип-хоп в Украине, в его лучших проявлениях остается верен корням — исполнители и команды не скрывают влечения классиками от Wu-Tang до Onyx и их звук, как и флоу, остаются в рамках заданных уже на сегодняшний день олд-скулом и бум-бэпом, но за этим, как минимум, интересно наблюдать, ибо звучит колоритно, да еще и на родном языке.

По-другому стоит вопрос ребром, когда речь заходит о трэпе и его производном, артисты делающие его у нас с переменным и не очень успехом имеются, но они нацелены исключительно на рынок соседей.

Для более точного понимания ситуации я обратился к знающим ситуацию людям с несколькими вопросами:

— Украиноязычный хип-хоп существовал и ранее, но в основном, самые значимые представители андеграунда тесно связаны с классическим звуком. Почему, по вашему мнению, никто не смотрит в сторону новой школы?

Андрей Недашковский, rap.ua / the-flow.ru:

"Это стереотип, мало соответствующий реальности. Чуть ли не каждую неделю появляется парочка фрешменов, которые делают музло в соответствии с последними общемировыми рэп-трендами. Lil Morty, 044 Rose, Telly Grave, Черное Кино, тот же T-Fest — это уже вполне заметные лица новой школы (последний — так давно легитимный хитмейкер). Украинские битмейкеры тоже работают на передовой рэп-повестки, но чаще — в силу той или иной причины — на экспорт. К таким относятся Teejay (человек с немалой историей в украинском рэпе, который ставил звук для Jah Khalib), Palagin (Тимати, Крид, Гуф), FrozenGangBeatz (Pharaoh, Ноггано, Mnogoznaal, Bones), Southgarden (Pharaoh, ЛСП)".

Подобное мнение разделяет и реп-исполнитель Ігор KyLЯ (Тулим):

"Я считаю, что хватает русскоязычного хип-хопа на любой вкус. Например, Danny Delta уже достаточно давно делает более новое звучание. Такие значимые и яркие представители жанра, как Цена Ритма, PVNCH и уже даже Глава 94, также делают не только классическое звучание. Поэтому каждый, при желании, может найти себе, что ему больше по душе".

Совсем иной точки зрения придерживается Алексей Бондаренко, главред LiRoom:

"Честно, мне бы и самому хотелось бы знать (ответ на этот вопрос ред.). Вот это полное игнорирование современного звучания привело к тому, что украинцев начинают по чуть-чуть отвоевывать рэперы из России. Потому что их много и, даже несмотря на то, что артисты из РФ у нас не в почете, им банально нет альтернативы. В то время как там взрывают Big Baby Tape, FACE и даже тот же Фараон, у нас не происходит ровным счетом ничего. И даже наши рэперы, типа Lil Morty или 044 Rose, все равно читают на русском и подтягиваются под тусовочки российских коллег. Почему украинские рэперы так упорно игнорируют это течение и не делают годный продукт – лучше спросить у них".

Актуального материала на украинском языке, идущего если не вровень с западом, то хотя бы несильно отставая, мы не имели. Теперь есть. Эту обязанность на свои плечи взвалила Алена Савраненко aka alyona alyona.

Бэкграунд

Огромный, по ее же словам:

"Первый трек я выпустила лет 10 назад на украинском языке. Я хотела понравиться, а на украинском рэп никто не воспринимал. Я блуждала, искала, пробовала что-то делать на английском. А все, что я хотела сказать на украинском, просто копилось. И потом я стала делать то, что делаю сейчас. Мне это ближе". (Из материалов meduza.io)

Подтверждает это и Ігор KyLЯ (Тулим):

"Большинство тех, кто интересуется украинским хип-хопом, знакомы с ее творчеством довольно давно. Сейчас просто была найдена форма и подача, которая подходит для массового слушателя."

Рифмовать начала она еще в пору отрочества, как и делать первые шаги в записи собственного материала, но фидбэка особого так и не получала ввиду настороженного отношения к женскому хип-хопу, как таковому в принципе.

Находясь в игре большое количество времени, Алена Савраненко смогла накопить опыт в записи и выпуске материала, но достучаться до широкого круга слушателей так и не удавалось, поэтому вопрос ''откуда она появилась'' отпадает сам собой. Но вот что по поводу перепрыгивания из жанра в жанр и выстрела, вернее было ли это сделано чьими-то руками? Было и делается до сих пор, силами Саши Вареницы и его пиар-агентства Много воды, артистами которого являются Cape Cod, Cepasa и Dibrova. К слову, в сотрудничестве также были замечены: Alina Pash, ТНМК, Христина Соловій, Лион и несколько менее известных широкому кругу исполнителей.

Образ

Female хип-хоп сейчас на сильнейшем подъеме, в том числе благодаря постоянному вниманию вокруг Cardi B и Nicki Minaj, которые являются самыми титулованными и популярными представителями жанра от женщин в мире сейчас.

В то время, пока запад рождает и возносит тренды, наша задача их умело адаптировать на свой лад. Такое повторялось более заметно на сцене России и менее заметно на сцене нашей: принесшие первую известность Face приемы, были слизаны у Lil Pump; Lizer копировал фишки Trippie Redd и менее известного Lil Aaron; Flesh байтил Killy; T-Fest подрезал куски, идеи и даже целые треки у Meek Mill, Tory Lanez и Post Malone.

Оставался вопрос, когда же кто-то осмелится перенять образы, приемы и фишки Iggy Azalea и Azealia Banks, вместе с упомянутыми выше двумя королевами хип-хопа, борющимися за корону?

Алену Савраненко, благодаря внешнему виду успели записать в бодипозитивщицы и natural beauty, от чего, могло проскочить сравнение с Меган Трейнор, времени, когда ее хит ''All About That Bass'' гремел по всему миру, но и это есть неправильно.

Как заявляет исполнительница, ни о каком бодипозитиве речь не идет, хотя в дебютном треке "Рибки" есть отсылка к тому, что в разные периоды прошедшего времени она поддавалась буллингу из-за своего внешнего вида.

Сейчас же, это образ обывателя улиц, не падиков, что было модно во второй половине 00-х. Обывателя, который рассказывает о серьезных вещах и размышляет о высоком, порою даже философском, с раскачиванием в сторону синдрома мессии ("Відчиняй") и того, что лучшие времена только впереди ("Залишаю свій дім").

— alyona alyona с момента выхода первого-второго видео сразу нарекли самым ярким событием в украинском/украиноязычном хип-хопе, почему так?

Андрей Недашковский, rap.ua / the-flow.ru:

"Савраненко крута, потому что она пришла и единолично разрушила массу стереотипов. Что девчонки не умеют читать рэп. Что девчонки в рэпе должны выглядеть вот так, а не иначе. Что в новом звуке шарят только хайпбисты и столичные тусовщики. В конце концов, что рэп на украинском — это скучно. В хип-хопе — и мне кажется, не только нашем, а и общемировом, — давно не появлялось настолько неординарных артистов, чья бы история шла настолько вразрез со стандартным бекграундом. Ее песни отлично работают и вне контекста — у нее сильнейший флоу, свой звук, необычные сюжеты песен — но когда узнаешь, что всё это заряжает человек, 5 лет проработавший воспитательницей в сельском детсаде, — становится же намного прикольнее."

Алексей Бондаренко, главред LiRoom:

"alyona alyona яркая относительно других хип-хоп релизов в том году. Лично по моим наблюдениям украиноязычный рэп у нас живет в двух плоскостях: это либо андеграунд для своих (Денні Дельта, Кашляючий Ед и даже Фрил), либо коммерческая поп-история (ее предельно мало, но допустим Алина Паш). На фоне всего этого появляется девушка, которая читает триплетами на манер новой школы и впечатляет нестандартной внешностью и упоротыми клипами. Конечно же, это ярко."

Музыка

Пока у артистки не вышел полноформатный альбом, где она смогла бы раскрыть себя со всех сторон, или по крайней мере попытаться сделать это, приходится довольствоваться малым — синглами, благо, что на это alyona alyona не скупилась, и на сегодняшний день мы можем слышать и слушать пять треков, из которых в виде демо только один, но зато с забавной историей, о которой позже.

"Рибки" — дебютная работа, которая сравнима с разрывом локальной бомбы, осколки которой смогли достичь и до близлежащих соседей.
Это чистой воды трэп, который вышел из soundcloud в 2015-2016 годах, особенность которого в хай-хэте — если в обычном случае он выведен вперед и может быть доведен до запредельных скоростей, то на этом треке его едва-ли слышно, он оставлен на втором плане.
Одна и та же мелодия основного инструмента, громкий, почти что рвущий уши или колонки бас, что был свойственен первым работам XXXTentacion, Ski Mask The Slump God и их объединению members only.

"Залишаю свій дім" — продолжает заданное дебютным синглом направление — бас стал тише, хай-хэты вышли на первый план и звучат намного мягче, как и клавишные. Читка разбавляется распевочным зацикленными фразами.

Старое творчество Альоны

Особенность песни "Голови" в воздушном, почти что чилловом и спокойном мотиве под аккомпанемент минималистик-трэпа. Такая атмосфера вполне может тянуть на клауд или если добавить в темпе — на творчество Lil Mosey.

"Відчиняй" есть самым агрессивным, качающим и напористым произведением среди всех опубликованных. Впору было бы сравнивать его с дрилл сценой Чикаго и производных Chief Keef, но здесь присутствует сильный и, самое главное, разборчивый фаст-флоу, пулеметные хэды и (наконец-то!) бас, который и не рвет уши и не заставляет делать громче — выведена золотая середина в его звучании.

Последним презентованным треком есть "Обіцянки", оперативно выпущенный после раздутого из ничего скандала, суть которого заключалась в следующем — Альона была замечена на презентации предвыборной программы, баллотирующегося на второй срок Петра Порошенко.

— На музыкальной сцене пост-СНГ стран есть огромная особенность, что в начале своего творчества, артисты копируют приемы западных коллег. Как вам кажется, это относится к alyona alyona или нет?

Алексей Бондаренко, главред LiRoom:

"Конечно копирует. Но это суть всего современного трэпового рэпа. Их истоки ведут к Migos и A$AP Rocky. Но в результате мы имеем тысячи Lil'ов и других артистов, которые берут за основу звук TR808 и читают поверх него. Можно называть и Lil Pump, и Cardi B, и Desiigner – все примеры будут релевантны. Сама основа аранжировки весьма типична и проста. А вот смысловое наполнение и флоу – это то, что выделяет Алену. В первую очередь благодаря тому, что она это делает на украинском."

Андрей Недашковский, rap.ua / the-flow.ru:

"А кто сказал, что копировать — плохо? Это этап, через который проходит каждый артист. Главное его преодолеть и, повторяя за артистами, которые нравятся, прийти к своей форме, языку и стилю. Слышал, кому-то флоу Alyona Alyona напоминает Cardi B. Ничего такого у нее не слышу, а если память не изменяет, то Алена мне сама же и рассказывала, что музыкой авторки "I Like It" никогда особо не интересовалась.

Про копирование в женском рэпе будет правильнее говорить в архетипичном ключе. Если упростить, типажей героинь есть всего два: сентиментальный рэп про любовь или песни бой-бабы. Алена на них плевать хотела и сформировала свою героиню: сильную, но самоироничную. Умную, но не скучную. Чувствующую цайтгайст, но не унывающую. Я бы сказал, что она очень человечна, а в женском рэпе такое почему-то редко происходит."

Видео

Под одну гребенку подвести видеоработы точно нельзя, потому что руку к ним прикладывали разные режиссеры: Delta Arthur, Ян Болотов и Александр Прилуцкий.

Перу Delta Arthur принадлежат первая "Рибки" и последняя, на данный момент, "Залишаю свій дім" и то, что улавливается сразу — автор сильно увлекается творчеством Коула Беннетта, создателем канала Lyrical Lemonade. В самой картинке нет чего-то особенного, на экранах не творится экшн, но то, как проделана редактура с вкраплениями рисовки от руки поверх читающего артиста, два видео поверх друг-друга и странные локации дают свои плоды. Вряд ли бы рыбки поплыли так далеко и стремительно без такой картинки.

"Залишаю свій дім" сделана точно в такой же стилистике, как и "Рибки", и здесь, для более точного описания, подойдут слова самого Коула о своем подходе к работе, который воочию был воссоздан на этом видео:

''Можно снимать в любой локации, будь то подвал, какой-то грёбаный переулок или что угодно ещё. Благодаря объемному процессу редакции мы можем сделать из такого материала что-то крутое, и видео выстрелит''

Александр Прилуцкий стал автором второго вышедшего сингла "Голови" и самого минималистического видео на него. Вся суть заключается в том, что на протяжении трех с половиной минут камера одним дублем снимает медленно бегущую Алену читающую текст и активно жестикулирующую.

Ян Болотов сделал "Відчиняй" и "Рибки2". В последних четко виден колорит телевидения Украины конца 90-х и начала 00-х, тот самый дух сказок на ночь и музыкальных программ со странными названиями по-типу ''Дека''.

"Відчиняй" — это сменяющиеся колоритные танцующие личности, на фоне которых читает исполнительница. "Рибки2" — трэш-пародия на эфир спокойной ночи малыши, где звучат абсурдные шутки, якобы закадровые моменты и концерт для детей, роль которых выполняют манекены.

Забавным фактом есть то, что игрушка кабана, появляющегося здесь, будет также фигурировать на "Залишаю свій дім" в моменте, когда водитель мотоцикла, увозящего Алену, снимает шлем, лицо его конечно же мы не увидим. Вот и думай, кто на самом деле стоит за артистом.

Лирика

Знакомясь изначально с текстовой составляющей нельзя сложить какое-то однозначное мнение о посыле и смысле. Ну вот что может говорить автор, читающий про рыбок в аквариуме? Только потом, пересмотрев несколько интервью, становится понятно, что это сравнение себя с рыбками, будто она находится постоянно за стеклом и на нее все смотрят.

Плюс, автор делает неплохие и даже интересно построенные рифмовки, когда одно предложение разбивается на две полноценных части, концы которых рифмуются в следующем предложении (даблрайм/двойные рифмы). Как пример — второй куплет трека "Залишаю свій дім":

Я купу, купу, купу разів, мутила посів, я так палко чекала врожаю
І скільки було збитих колін, життєвий трамплін я вкопала, і я ж відкопаю
_____
Я кучу, кучу, кучу раз, мутила посев, я так горячо ждала урожая
И сколько было сбитых коленок, жизненный трамплин я вкопала, я и откопаю
"Залишаю свій дім"

Но это вещи, которые не лежат на поверхности, от того и искать целенаправленно смысл в строках будут люди, которые захотят в этом разобраться.

Конечно, с одной стороны это хорошо, ведь отсылает к корням, когда хип-хоп больше делал упор на текст, чем на музыку. С другой — это своеобразный архаизм и ненужное закапывание смысла, в эпоху, когда все должно лежать на поверхности. Вроде бы объединились Кендрик Ламар и J.Cole с 21 Savage и Migos.

Аутро

В интро я говорил о том, что на протяжении всей статьи попытаюсь разобраться, является ли alyona alyona тем самым человеком, что выведет украиноязычный хип-хоп продукт в массы? Вполне.

Она обладает харизмой; у нее есть бэкграунд, который, как известно, за плечами не носить, и если этот фактор может сыграть не в пользу слушателя, так как есть с чем сравнивать, то играет на руку самой артистке; ее видео обладают некоей изюминкой — совмещение работ Коул Беннета и приемов украинского телевидения конца 90-х; музыка звучит несвежо, но качественно, но и этот пункт стоит поддать отдельному рассмотрению.

В целом — хорошо, но что-то подобное было и у Грибов, которые как быстро выстрелили, так быстро и пропали с экранов. Не хотелось бы, чтобы такой продукт, к тому же полностью украиноязычный, был краткосрочным.

alyona alyona в соцсетях:

https://soundcloud.com/alyonaalyona/
https://www.youtube.com/channel/UCX74kjhVcdu05Dm54BnQgyw
https://www.instagram.com/alyona.alyona.official/

Neformat.com.ua ©