вагоновожатые – Wasserwaage (2015)
Автор: Baksior
Но давайте серьёзно.
Вы не различаете – где чёрное, где белое?
Сколько пальцев – один или два?
Сколько пальцев – один или два?
Подождите. Все слышат мои слова?
вагоновожатые, «Обабелые»
 
вагоновожатые – это банда, которая стала одним из украинских музыкальных флагманов буквально за год. Благодаря или вопреки известности каждого из участников этого трио – вопрос открытый. Как минимум, они сами декларируют этот трамвайно-творческий путь как отказ от приставки «экс» и абсолютно самостоятельный коллектив. Вот в чём, а в самобытности опытной команде работников трамвайного депо, как называют себя сами вагоновожатые, не откажешь.
 
При этом многие слушатели, пристально следившие за творчеством легендарной для украинского андерграунда днепропетровской группы И Друг Мой Грузовик… (последний вариант названия), хорошо знакомы с сайд-проектом вокалиста Антона Слепакова и бас-гитариста, а по совместительству и мультиинструменталиста Ростислава Чабана под названием НеГрузовики. Именно продолжателем традиций НеГрузовиков вышеупомянутая аудитория видела вагоновожатых. Справедливости ради замечу, что в случае прослушивания Wasserwaage вперемешку с Не Улыбаются палитра эмоций только расширяется, и контраст между двумя альбомами хоть и ощутим, но лишь добавляет общей картине изысканности.
 
Однако обсуждать привязку нового проекта к старому и постепенную трансформацию идей, вылившихся в единственный полноформатник НеГрузовиков в 2008-м году, вряд ли стоит – тем более, что в состав вагоновожатых поочерёдно вошли два самобытных музыканта, имевшие, подозреваю, несколько другое виденье инструментальной составляющей материала. Валентин Панюта, игравший на гитаре в харьковской группе Lюк, в своё время возглавлявшей перечень самых перспективных групп на Last.fm, взялся за написание музыки и, кроме гитары, стал заведовать сэмплером и в целом цифровой стороной проекта. Станислав Иващенко, который играл в весьма необычной банде DOK, состоявшей из ударника, саксофониста и бас-гитариста (желающим проследить аналогии с Morphine – you’re welcome), присоединился к вагоновожатым несколько позже, и наполнил электронику звучанием живых (и не только) барабанов. Кроме того, Станислав оказался настоящим кладом для группы: он не только стал аналоговым драмером, но ещё и композитором, привнесшим немало идей в музыку вагоновожатых. Надеюсь, читатель простит меня за столь обширную ретроспективу, но мне она кажется уместной: с самого начала Wasserwaage ударяет в голову, как хорошее креплёное вино, посему без подготовки и понимания – откуда взялась такая ударная сила – можно слишком быстро опьянеть. 
 
Сложно охарактеризовать полноформатник вагоновожатых в рамках исчерпывающего набора жанров – в первую очередь потому, что столь бессмысленную дискуссию вокруг этого альбома вовсе не хочется разводить. Кроме того, сами ребята неоднократно акцентировали внимание на том, что даже им тяжело отнести себя к какому-либо существующему музыкальному стилю. В одном из интервью вагоновожатые называли свою музыку «freaky cyber folk & starichuli hard electro», а отвечая на благодарность за поддержку обороны жанра IDM, недоумевали – почему их отнесли к адептам именно IDM. Поэтому я как недалекий любитель незамысловатых жанровых определений по образцу «шансон с дудкой» или «мазафака с клавишами» приму определение ребят и перейду к самому альбому. Да и если учитывать тот факт, что в вагоновожатых нет довольно частого для музыкальных коллективов уклона в самостоятельное творчество одного из участников – это вовсе не сайд-проект Антона, Станислава или Валентина, а их совместное детище, причем как в музыкальном аспекте, так и в вопросе содержания – определить слияние разных вкусов и жанров одной неброской словесной конструкцией невозможно.
 
В цифровую версию Wasserwaage входит 12 треков, 5 из которых были выпущены ранее – сингл Хундертвассер Хунта и 4 песни, составившие EP Упасть с тандема, появившийся в сети ещё год назад. Наверное, это самая большая претензия к вагоновожатым в связи с альбомом – наличие такого количества уже привычных песен, которые на фоне новых композиций иногда ощутимо выделяются. Но это скорее попытка ворчащего фаната с какой-то стороны придраться к релизу, полотно которого без этого недостатка является безупречным и однотонным. Только сложно разобрать, какого оно цвета – чёрного или белого. Кроме того, композиции Шлемофон, Восстание ватников и Упасть с тандема – одни из лучших во всём творческом наследии вагоновожатых, и включение этих хитов в Wasserwaage с данной точки зрения вполне логично.
 
Альбом открывается песней Неудобен, которая начинается со звучащего в пустоте голоса Антона, декламирующего первые строки. Однако затем Неудобен перерастает в насыщенный и качёвый микс электроники и динамичной барабанной партии, в конце композиции сопровождаемый ещё и яростным вокалом. Песня безошибочно задаёт тон альбома. Wasserwaage отличается не просто динамичным звучанием и давлением на слушателя, он в некоторых моментах гораздо более мрачен, мистичен и даже зол, чем уже упомянутый EP Упасть с тандема, и это настроение передаёт как инструментальная составляющая, так и лирика, которая очень быстро вползает в голову и гнездится там надолго. «Для тебя слишком сложно 15 минут помолчать?» – фраза, сказанная с таким напором и реалистичностью, что сложно не воспринять её на свой счёт.
 
Затем следует безусловный хит Шлемофон, сопровождаемый, наверное, самой жесткой гитарной партией во всём альбоме. За ним же расположился, по моему скромному мнению, безусловный лидер Wasserwaage – одна из двух песен, записанных вместе с Татьяной Михиной, Жовнір feat. Камни. Слова буковинской народной песни, которую не впервые используют украинские группы (можно вспомнить Kozak System), совмещенные с той самой насыщенной электроникой создают просто неповторимое впечатление, пугающе-мистическое, ураганное. Рекомендую сопровождать этим треком прогулки по пустой промзоне или лесному (парковому) массиву в околосумеречное время. Ощущения непередаваемые.
 
Перед «электро-фанком» в уже упомянутой композиции Упасть с тандема находится трек Обабелые, рассказывающий об известном эксперименте, подтверждающем высокое значение мнения окружающих для отдельно взятого индивидуума (желающие могут ознакомиться с одной из его версий, загуглив фразу «обе белые»). Очень своеобразная и реалистичная лирика, в том числе в виде монолога модератора эксперимента, которую снова начинаешь принимать на свой счёт, на фоне довольно лёгкой музыки. Всё это в сумме создаёт чрезвычайно нелинейную песню, некую жемчужину Wasserwaage, которая раскрывается не сразу, но каждому, кто проявит необходимую толику терпения, подарит приятный сюрприз. 
 
К экватору альбома его настроение меняется на осеннее – настроение старения, отмирания и «времени рассыпать эти ржавые гвозди». Композиции Старость, Осень и Фалунь составляют собой своего рода однотонный блок внутри Wasserwaage, в котором царит тема опавших листьев, меланхолии природного и антропогенного характера и постепенного увядания жизни. Отдельно хотелось бы отметить шикарные семплы, выбранные Станиславом Иващенко для трека Осень.
 
Возможно, это трио гораздо лучше подошло бы в качестве коды для полноформатника, но тогда был бы невозможен тот эффект, которого вагоновожатые добились, поместив его в середину альбома: сперва после столь меланхоличной 12-минутки следует добродушная песня Врезалось в память, которая завершается приятным и даже несколько танцевальным аутро. Слушая Врезалось в память (также ранее вошедшую в EP 2014 года), можно оказаться настигнутым мыслью о том, что это типичный хэппи-энд для голливудского блокбастера, и перед завершением трека за окном ярко засветит солнце, и несколько минут можно будет посидеть в тишине, собираясь с мыслями по поводу Wasserwaage.
 
Но здесь вагоновожатые действительно сделали достойный восхищения поворот. Вместо того, чтобы оставить слушателя в приятном расслаблении, они напоминают ему, что это за альбом, и после танцевальной вставки следует самая взрывная, самая актуальная и, да будет позволен мне такой эпитет, самая огненная песня этого альбома – Хундертвассер Хунта, получившая широкую известность задолго до его релиза и ставшая камнем преткновения для многих почитателей, так и не разобравшихся с идеологическими клише, затронутыми в тексте композиции. Хотя там же авторы проходятся и по отношению обывателей к искусству, и даже по конфликту пролетариев с интеллигенцией – с той оговоркой, что посыл песни каждый может трактовать совершенно по-разному.
 
Дело, начатое Хундертвассер Хунтой, продолжает Восстание ватников – вторая песня, записанная вместе с Татьяной Михиной, тоже давно известная почитателям вагоновожатых, и, безусловно, также отличающаяся актуальной социально-политической тематикой. Эти два произведения являются кульминацией Wasserwaage: в этом дуэте динамика постепенно снижается, и подводит к эпилогу. В его качестве вагоновожатые используют напряжённую, щекочущую нервы (как, впрочем, и большинство песен Wasserwaage) Программу защиты свидетелей, единственную песню вагоновожатых, на которой можно услышать живую бас-гитару, авторство же композиции целиком и полностью принадлежит Иващенко. Посыл о зависимости человечества от его же изобретений, переданный в лирике Программы защиты свидетелей, тоже весьма интересен, и, как и со всей лирикой Слепакова, трактовать его каждый может по-своему. Так заканчивается этот неординарный опус под названием Wasserwaage, который для меня становится альбомом года, и, подозреваю, не только в Украине.
 
Между тем – релиз будет выпущен на виниле, и эта версия будет содержать немного меньше песен, поэтому, чтобы проникнуться атмосферой целиком и услышать все упомянутые композиции, стоит приобрести Wasserwaage в цифровой версии. А вагоновожатым я могу пожелать лишь дальнейшего развития, поскольку его вектор мне чрезвычайно нравится, больше живых выступлений для агитации новых адептов трамвайного культа и ни в коем случае не уходить, в первую очередь со сцены. Потому что сразу так грустно на душе станет – минус три человека…
 
Neformat.com.ua ©
01. Неудобен
02. Шлемофон
03. Жовнір feat. Камни 
04. Обабелые 
05. Упасть с тандема 
06. Старость 
07. Осень 
08. Фалунь 
09. Врезалось в память 
10. Хундертвассер хунта 
11. Восстание ватников 
12. Программа защиты свидетелей

22.10.2015
SnowPuma Records