Univers Zero - Clivages (2010)

Бельгийская "Вселенная Ноль" вот уже болем 35 лет пугает тысячи меломанов по всему миров. Будучи одним из столпов RIO ("рока в оппозиции") и авангардной музыки вообще, они начали свою деятельность в середине 70х, выпустив, среди прочих, такие шедевры чамбер-рока как "Heresie" и "1313" (дебютный альбом). В середине 80-х группа свернула свою деятельность, но вернулась под занавес Миллениума с новым альбомом "The Hard Quest". Большинство поклонников отметили ушедшую мрачность и ненатурально выпяченную псевдосимфоническую атональность - дескать, смотри, Стравинский, куда мы пришли по твоей тропке! Градус мелодичности изменялся от работы к работе, но на обещанный в самом начале 2010-го альбом возлагались самые большие надежды - сами "юниверсовцы" утверждали, что он получился наиболее роковым и мрачным, в духе их ранних работ. Но мода на возвращение к корням вышла для них боком, о чем и пойдет речь ниже.

Если проводить параллели музыки Univers Zero с кинематографом, то мы неизбежно всплывем в мутных водах хоррора. Ранние альбомы бельгийцев - самый настоящий отклик на европейские фильмы ужасов 70-х годов, с их наивными спецэффектами и часто слабыми сценариями, но по-настоящему страшными моментами. Чего стоит один детский хор в "Омене"! А девочка в "Экзорцисте"? Про легендарных Фредди, Джейсона и компанию умолчу, тут и так все понятно. Сейчас же, когда моду диктует американский мейнстримовый кинематограф с его римейками, горами мейнстримовой продукции и силиконовыми актерами/актрисами, хоррор потихоньку деградирует как жанр. К сожалению, то же самое можно сказать и о новом альбоме Univers Zero. Он ненастоящий. Он как средней руки ужастик, снятый для телевизионного показа: все страшные моменты скрыты, проевшие плешь клише лезут изо всех щелей, а конец легко предсказуем еще на начальных титрах. Бельгийцы тут словно ветераны киноиндустрии после десятка пластических операций, которым дали второй шанс: очень стараются, а выходит все равно нечестно. Даже не так: выходит НЕСТРАШНО. Все так гладко и утонченно, что аж неприятно. Где рычащие виолончели? Где охающие духовые? Где утробное фортепиано, когда-то звучавшее как переваливающийся с ноги на ногу неуклюжий толстый монстр? Где хотя бы композиторский гений коллектива; неужели из быстрого и неуловимого убийцы из слэшеров он превратился в рыхлого апатичного трэшевого тролля с обложки "Clivages"? Не уверен, что получу ответы на эти вопросы: "юниверсы" вряд ли услышат их с высоты своего трона легенд авангардной музыки.

Местами альбом звучит как саундтрек к голливудскому мультику 50-летней давности: пафосно, ненатурально и плоско. Местами он довольно свеж и даже чуть-чуть гениален: в 12-минутной "Warrior" и 15-минутной "Straight Edge" (нет, это не кавер на Minor Threat, расслабьтесь) даже слышится старый добрый (т.е. старый недобрый) Зиро, а коротенькая "Earth Scream" одним махом дает прикурить многим этим вашим дроун-гуру. И все же результат почти шестилетних трудов коллектива никак не назовешь гениальным, это скорее хорошее исполнение по старым черновикам, чем гениальное в своей спонтанности и яркости сочинение. Новичкам оно, возможно, придется по вкусу, а вот будут ли довольны давние фанаты бельгийских мастеров звукового хоррора - это еще вопрос. Римейки тоже надо уметь делать.

Neformat.com.ua ©

01. Les Kobolds
02. Warrior
03. Vacillements
04. Earth Scream
05. Soubresauts
06. Apesanteur
07. Three Days
08. Straight Edge
09. Retour de Foire
10. Les Cercles d'Horus

26.01.2010