Morrissey - World Peace Is None of Your Business (2014)

Извините за сальную инсайдерскую шуточку сомнительного качества, но воздержание явно идёт Моррисси на пользу! Предыдущий музыкальный целибат длиной в семь лет закончился ровно десятилетие назад выпуском фантастического You Are The Quarry; как и в случае с World Peace Is None of Your Business, песни, попавшие на альбом, игрались вживую задолго до его выхода, а самого материала накопилось аж на два диска. Оба альбома точно так же возвращают Мозза не только в аудиосистемы и наушники преданных и новых слушателей, но и в чарты по обе стороны Атлантики. Однако общие детали не заканчиваются лишь на этом! В свое время You Are The Quarry открыл Моррисси для некоторых меломанов 2000х, которые, сами того не подозревая, уже могли слышать влияние его творчества в песнях своих кумиров (Placebo, Muse, Keane, The Killers, The Darkness – список слишком велик, чтобы его продолжать). А теперь World Peace… показывает актуального Мозза нынешним вечно скучающим мегаироничным пост-хипстерам - и им есть чему поучиться у отца жеманной тоски!

Даже безумный темп современного пресыщенного информацией общества, превращающий каких-то пять лет со времени выхода предыдущего сольника Моррисси в вечность, не повлиял на злободневность World Peace…. Упоминания Египта и Украины в одноименном трека, открывающем пластинку, могут показаться нарочито неслучайными, но от строчки «Каждый раз своим голосом ты поддерживаешь процессы», вкрадчиво спетой под мажорный марш, становится не по себе. Neal Cassady Drops Dead заигрывает с культовыми фигурами поколения битников и электронным звучанием, но не идет дальше легкого флирта; восьмиминутная атмосферная I’m Not A Man с ее плакатным тексом почти на четверть состоит из странного шумового сэмпла и скорее сгодилась бы на бисайд, чем собственно на альбом. Однако уже с магического Istanbul начинается классический Мозз, каким его любят и помнят: никаких поклонов арт-року и смутных звуковых экспериментов в духе поздних The Smiths, а плотный цепляющий песенный материал. Восточные мотивы Istanbul перетекают в «испанскую» Earth Is the Loneliest Planet (пожалуй, самая сильная связка на альбоме), а следом идет вполне традиционно-роковая Staircase at the University с эдаким типично-шокирующим припевом.

Что интересно, музыкальный размах релиза поражает своей широтой еще с самых первых треков, однако стоит Моззу извергнуть строчку-другую своим фирменным баритоном, как любая песня, будь то игривая The Bullfighter Dies, торжественная Mountjoy или романтическая Kiss Me A Lot, превращаются в Песню Моррисси. Отвечающие за композиторство гитаристы Боз Бурер и Джесси Тобиас даже позволили себе некоторые вольности в плане мелодики: гипнотическую Smiler with Knife и финальную Oboe Concerto вполне можно обозначить как «новаторские» среди стабильно узнаваемых мелодий сольников экс-фронтмена The Smiths. А вот, например, язвительную Kick the Bride Down the Aisle с ее прекрасным текстом можно было бы обнаружить на любом из предыдущих альбомов, что отнюдь не умаляет ее достоинств. Этот союз противоречий, что вполне в духе нашего героя, эта мешанина консервативной хитовости с неожиданно смелыми находками, эта дюжина по-своему прекрасных сильных песен достойна называться одним из лучших альбомов Стивена Патрика Моррисси вообще... но ведь есть еще полдюжины не менее удачных бисайдов! Отдельного упоминания из них заслуживают циничная Art-Hounds и вторая сильная связка пластинки Scandinavia-One of Our Own: псевдогимн суровому северному краю, открывающийся потрясающей фразой I was bored in a fjord, переходит в душевную и личную исповедь, непонятно каким образом не попавшую на альбом.

Однако Моррисси не был бы Моррисси без скандала. Почти пятилетняя бравада, суть которой сводилась к «Кому нужны лейблы? Кто покупает альбомы?», все-таки содержала в себе толику здравого смысла, и когда в начале 2014 Мозз подписал контракт с Harvest, удивлению многих не было предела. Казалось бы, фигура такого масштаба может позволить себе продавать свою музыку чуть ли не через бэндкемп, да и затеять собственный мини-лейбл для полноценной самостоятельности нынче может каждый бэдрум-гений. Увы, то ли артиста за годы вне системы подвело чутье, то ли Harvest не совсем поняли, что будут делать с таким подарком судьбы, но весь промоушн свелся к пятку странных псевдоконцептуальных роликов на ютубе, где наш герой без музыкального сопровождения в полной тишине читал по куплету из каждой песни. В прошлом месяце Моррисси демонстративно порвал отношения с лейблом, и уже изданный альбом повис в воздухе без дистрибьюции за пару недель до тура в его поддержку. К счастью, сейчас не аналоговые 80ые, когда группы без контракта не имели никаких шансов на успех, да и такая крупная рыба как Мозз в конце концов попадется в чьи-то сети; однако подобные прецеденты не могут не удивлять. Что ж, пожелаем мужчине удачи и прогоним альбом еще разок – уж больно хорош!

Neformat.com.ua ©

01. World Peace Is None of Your Business
02. Neal Cassady Drops Dead
03. I'm Not a Man
04. Istanbul
05. Earth Is the Loneliest Planet
06. Staircase at the University
07. The Bullfighter Dies
08. Kiss Me a Lot
09. Smiler with Knife
10. Kick the Bride Down the Aisle
11. Mountjoy
12. Oboe Concerto
Bonus-tracks:
13. Scandinavia
14. One of Our Own
15. Drag the River
16. Forgive Someone
17. Julie in the Weeds
18. Art-Hounds

15.07.2014