Mastodon - Crack the Skye (2009)

Покрытая татуировками четверка взорвала мир метала десять лет назад, навсегда изменив его своей безудержной энергетикой и экспериментальным подходом. Критики ломали голову над тем, как же обозначить жанр, в котором группа работает, а ребята упрямо шли вперед с упорством того реликта, в честь которого они назвались - один альбом, другой еще лучше, клипы, туры на разогреве у грандов, затем туры уже в качестве хэдлайнеров со вчерашними грандами на разогреве... Бешеная смесь маткора, трэш-метала, хардкора и сладжа обрушивалась на перепонки американских тинейджеров, пускавших слюну от такого счастья; юные фанаты группы хватались за инструменты, мечтая достичь хотя бы десятой доли уровня профессионализма группы; "мастодонцы" вкушали первые плоды шумной славы, и на пике ее, в 2006-м году, даже дали забавное интервью, где их свежайший на тот момент альбом сравнивали с культовыми работами отцов прог-метала Dream Theater. Квартет заявил, что у пресловутых отцов какой-то "gay " вокалист, прямо-таки "opera singer", и вообще, не стоило им брать на бас маленькую японочку, хе-хе. Проходит три года, и Mastodon фактически оказываются в ситуации "за что боролись, на то и напоролись", ведь их новый альбом - прог-метал чистейшей воды!

В первую неделю продаж 50-минутный 7-песенный диск расходится тиражом в 41 000 копий только в США, и стартует с 11-го места в Биллбоарде (в Финляндии и Норвегии альбом вообще занял 6-е место в основных чартах!). Критики рассыпаются в эпитетах, коронуя группу званием новых глашатаев загибающегося прог-метала, и, надо сказать, они не ошибаются. Та безумная жанровая смесь, что сделала коллектив знаменитым, настоялась и вызрела в прекрасный коктейль из всех упомянутых ингридиентов, но теперь они занимают не более половины нового материала. Остальные 50% практически поровну делят между собой пресловутый прог-метал и арт-рок 70-х (!!!). Да, вы не ослышались: только послушайте соло-запилы в "Oblivion ", открывающем боевике альбома, и в "The Czar ", состоящей из четырех частей 10-минутной эпопее в лучших традициях раннего Dream Theater, - это же чистый Пинк Флойд! А финальная 13-минутная "The Last Baron"? Это лучший прог-металический эпик со времен "Still Remains" Fates Warning и "Second Life Syndrome" Riverside! Альбом просто наводнен невероятным количеством мелодических хуков (чего стоят только припев "Divinations" и средняя часть в "The Czar"), чистый вокал преобладает в 4/5 записанного материала (кроме куплетов в "Crack the Skye", сочиненных и спетых Скотом Келли из Neurosis), и, кажется, ребята наконец-то обуздали науку композиторства - новые вещи звучат последовательно и логично, одна часть следует за другой без явных несостыковок, и даже редкие навороченные прог-запилы (как в "The Last Baron" в районе шестой минуты) не портят общей картины. Более того, альбом может похвастаться уникальным концептом: лирический герой, некий межпланетный Икар, летит к Солнцу, теряет крылья, попадает в черную временную дыру, которая выбрасывает его... в Россию на рубеже XIX-XX веков. Вселяясь в тело Распутина (!), герой помогает ему в борьбе с царем. После того, как Распутина убивают царевы наемники, из его тела вылетают две души, ищущие путь к свету, но, похоже, уже сам Дьявол положил на них глаз... Более эклектичного замеса не знал ни один треш-боевик, но результат никак не назовешь развесистой клюквой, тем более, что дословного следования концепту в текстах треков не наблюдается, и никакие распевы вроде "Oi Rasputin vodka czar" на альбоме потенциального слушателя не ждут. Впрочем, на музыкальной составляющей сюжет никоим образом не сказался, и кайф от прослушивания альбома получаешь просто нереальный - уж поверьте бывалому проггеру!

Итак, Mastodon остепенились, повзрослели и записали по-настоящему мощный ровный альбом, который, впрочем, им могут не простить особо рьяные фаны раннего материала (для таких, по заявлению музыкантов, у них припасен материал потяжелее, который, возможно, в будущем войдет в следующий релиз). И пусть все больше молодых людей по всему миру, послушав этот альбом, берут в руки гитары, мечтая превзойти американскую четверку по всем параметрам, пусть они обращаются к классике мирового рока, пусть они просвещаются, в конце концов! Кто знает, может, среди них есть такие же уникумы, как наши герои, которые десять лет назад начали ставить эксперименты над тяжелой музыкой и не ведали, к чему это начинание их приведет. А если смотреть еще шире, то "Crack the Skye" - это Библия современного прог-метала, очищающегося от шелухи клише, накопившихся за последние 20 лет с легкой руки отцов жанра вроде тех же многострадальных Dream Theater, и пропустить это шедевр было бы фатальной ошибкой. Рекомендую!

Neformat.com.ua ©

01. Oblivion
02. Divinations
03. Quintessence
04. The Czar
05. Ghost of Karelia
06. Crack the Skye
07. The Last Baron

24.03.2009