Devendra Banhart - What Will We Be (2009)

Один из самых знаменитых птенцов, выпорхнувших из-под крулы лейбла XL Records легендарного Майкла Джиры (The Swans), Девендра Банхарт (Devendra Banhart) успел сделать многое за семь лет - с момента выпуска своего дебютного альбома. Став любимцем нью-йоркской богемы (к примеру, актриса Натали Портман снимается в его клипах), он принялся рьяно участвовать в возрождении американского фолка. Всё это вылилось в бесчисленные сплиты и сотрудничества с другими музыкантами. При этом Девендра не забывал и о собственном творчестве - вышедший недавно "What Will We Be", стал его седьмым по счету студийником, и дебютом на мейджоре Warner.

При прослушивании диска не возникает впечатления, что руководство лейбла каким-либо образом мешало музыканту. Напротив, "What Will We Be" - одна из самых сильных работ Девендры. Альбом получился взрослее, серьезней и взвешенней его ранних фолковых дурачеств. Лишенный нарочитого лоу-фая, с более проработанным звуком и солидными аранжировками в духе британских поп-классиков, диск всё так же продолжает экспуатировать харизматичный образ Банхарта, как "певца свободы" немного не от мира сего.

Музыкальная начинка "What Will We Be" вполне в духе предыдущих работ: психоделик фолк шестидесятнического пошиба с примесью лаунж-джаза и софт-рока. На месте осталась излюбленная тема Банхарта с внедрением экзотики в музыку и тематику текстов. Правда, восточные акценты сменились на жаркие бразильские. Нельзя сказать, что затея вышла очень уж удачной - музыканту не хватает нужного накала эмоций и экспрессии. Поэтому вместо жгучей страсти мы имеем дело с тихим бразильским сериалом, вроде "Секрета Тропиканки". Не забыл Девендра и про свои полиглотские эксперименты - тексты к "Maria Lionza" и "Angelika" частично написаны на испанском.

В остальном же - это привычный альбом музыканта. Банхарт всё так же тихонько пощипывает шестиструнку, мяукающим голосом напевая свои чудаковатые гимны о любви, самопожертвовании и карме. Изредка тут появляются вальяжные клавишные и размягченный саксофон, а где-то сзади слышны мотауновские бек-вокализы. Делая свою музыку из разрозненных лоскутов музыкальной старины, босоногий сонграйтер скрепляет их лучезарной психоделией. Кажется, что каждый звук, каждая гармония пропитаны любовью, чувством самодостаточности и непонятно каким образом постигшего музыканта прозрения. Как будто он узнал секрет добродушного настроения и спешит поделится им с нами. И всё это без лишних сантиментов и не дай Бог признаков пошлости - от этих пороков Девендру спасают самоирония и врожденное чувство меры.

Он не затягивает песни - большинство из них умещаются в аккуратные три с лишним минуты. При этом в них достаточно переходов, смен настроений и гармоний. Начинающаяся со стандартного британского фолка "Angelika" переламывается посредине, перемещаясь в горячие ритмы тропиков. Беззаботная "Baby", которая поближе к наследию Jefferson Airplane радует полифонией голосов, полусонная медитация в "Goin' Back", заканчивается мантрой с обещаниями "не оглядатываться на прошлое". Но не только дремотными плясками занимается тут Девендра - своеобразной серьезности ему не занимать. Тут есть признание в любви некой "Б" в двух частях с причитаниями "Пожайлуста, уничтожь меня" - и всё это с интонацией светлой грусти, как будто от подобных сеансов самобичевания косматый певец получает истинное удовольствие. Среди этой всей домашней и уютной атмосферы, иногда проглядывают треки-отщепенцы, вроде умеренно танцевального "16th & Valencia Roxy Music" отдающего нью-вейвом, и персонального привета 70-м в ледзеппелиновском "Rats".

По большему счету расслабленный и ленивый "What Will We Be" с духом солнечной Калифорнии внутри, мог бы быть безумно скучной пластинкой, если бы не потрясающая харизма обрезавшего свою знаменитую бороду блаженного хиппаря Девендры Банхарта. Именно обаяние и аутентичная атмосфера домашней обстановки (а пластинка записывалась как раз на домашней студии и опять-таки в славной Калифорнии), делает прослушивание этого диска увлекательным. Как будто ты на 50 минут вернулся в солнечное лето и очутился на каком-нибудь уединенном островке у реки, а под боком всё так же тихонько дергает струны гитары Девендра Банхарт.

Neformat.com.ua ©

01. Can't Help But Smiling
02. Angelika
03. Baby
04. Goin' Back
05. First Song For B
06. Last Song For B
07. Chin Chin And Muck Muck
08. 16th And Valencia Roxy Music
09. Rats
10. Maria Lionza
11. Brindo
12. Meet Me At Lookout Point
13. Walilamdzi
14. Foolin'

27.10.2009