Dalek - Gutter Tactics (2009)

Проект Dalek редко встретишь в списках лучших хип-хоп исполнителей всех времён, хотя они вполне могли бы там быть. В родной, казалось бы, среде ребят недолюбливают. Причина такой нелюбви, похоже, кроется в том, что MC Dalek, один из участников дуэта (второй - Oktopus, продюсер) привык открыто высказываться о вещах, которыми он недоволен. В результате этого его интервью на три четверти состоят из обвинений правящего режима, сетований на расовую дискриминацию и, конечно же, на то, в какую помойку превратился андеграунд хип-хоп. В такую, что MTV хип-хоп и r'n'b оказываются даже интересней. Да и в наше время, когда плодится только оранжерейный абстракт-хоп, Dalek оказывается просто уникальным феноменом: ни сбивок, ни idm-судорожности, ни инди-прививок, вообще ничего, что связывало бы с современным "свободно мыслящим хип-хопом". Это всё тот же, мерный уверенный ритм и вал низкочастотного нойза, "смесь Public Enemy и Einsturzende Neubauten", как они сами себя характеризуют.

Так получилось, что группу иронично называют "хип-хопом для людей, которые ненавидят хип-хоп". Братьев по разуму и своего слушателя удалось найти лишь на современных прог-рок и сладж-сценах: выступления с Isis, Jesu, The Melvins, сплит с Zu, контракт с лейблом аудио-эстета Майка Пэттона Ipecac.

На нём же вышел пятый и последний пока альбом Dalek, который называется "Gutter Tactics". Первое слово, которое приходит в голову, чтобы описать альбом, конечно же, "депрессивный". Второе - "мрачный". Ни то, ни другое новостью не является. Все альбомы у них мрачные и депрессивные, правда, здесь уже витают апокалиптичные настроения. В названии одного из треков встречается даже число 2012 - предполагаемая дата конца света. А вот третье - "медитативный", а это уже кое-что новое. Бесконечно валит гитарный нойз. Такой способ звукоизвлечения музыканты называют "выбивать дерьмо": кладут гитару на пол и "выбивают", нажимая на примочки и записывая всё это дело. Полученный материал обрабатывают и сэмплируют. Только здесь границ сэмплов почти не расслышать. Звук почти не изменяет своего характера, когда начинается следующий трек, оставаясь таким же разряжённым и мутным. Кроме того, основная масса низких частот, ранее приходившаяся на бас и барабаны, переместилась на этот бесконечный запил. Речитатив практически тонет в этом потоке. Главное достоинство проекта Dalek, а именно тексты, расслушать почти невозможно. Но сам характер вокала уверенный, а тон декламационный: хип-хоп, по словам MC, всегда был голосом притеснённых и отверженных, "чёрным панк-роком", и музыка - это ещё один способ говорить с народом, "speak to masses". Отсутствие пауз, вообще хоть мало-мальского изменения ситуации вскоре начинает угнетать. Но Dalek не были бы собой, если бы не заканчивали всё на оптимистичной ноте. "Atypical Steretype" можно назвать скорее успокаивающей песней, нежели воодушевляющей, подобно "Opiate the Masses" с "Absence". А истинное просветление находится в середине альбома: это "A Collection Of Miserable Thoughts Laced Whit Wit" - вещь для Dalek не совсем характерная, прозрачная и нежная, пожалуй, уникальная в своём роде. Вот именно здесь и находится ключ к альбому, только нечто подобное может спасти от конца света.

Neformat.com.ua ©

01. Blessed are They Who Bash Your Children's Heads Against A Rock
02. No Question
03. Armed With Krylon
04. Who Medgar Evers Was...
05. Street Diction
06. A Collection Of Miserable Thoughts Laced With Wit
07. Los Macheteros/Spear of A Nation
08. We Lost Sight
09. Gutter Tactics
10. 2012 (The Pillage)
11. Atypical Stereotype

27.01.2009