Ghost Cities - joyhunter (2018)

В общем дело какое — есть, значит, в мире джаз — хорошая и сложная музыка. И, понятное дело, есть у него масса ответвлений. А поскольку базируется он на импровизации, то эти ответвления могут далеко зайти. Например, в рулады саксофона может помешаться какой-то шум, гул, окружающий звуковой ландшафт и потом не выбраться совсем из всех этих дебрей. А если исполнять это все по велению души здесь и сейчас, то получится сплошной экспромт. Некоторые для таких случаев припасают под пальцем кнопку Rec. нажимают на нее и потом смотрят, что же из такого исполнения вышло.

Так поступил Николай Лебедь — украинский саксофонист, который играет и играл в массе проектов, самый известный из которых сейчас это H.Soror. Но речь пойдет не о нем, а о проекте музыканта Ghost Cities, который построен на моментальной звуковой реакции или на таких же сыгранных ощущениях. И все это вживую, как и запись первого релиза "joyhunter".

На релизе, который появился после выступления в киевском Mezzanine, из живого есть только саксофон. Остальное отдано электронной подзвучке. Если бы автор этого текста любил слово "атмосферно", то оно, наверное, ярче всего бы смогло описать то, что получилось у проекта. Но, это определение далеко не в поной мере описывает, а также показывает, рассказывает и передает.

Есть процентов эдак 90 уверенности, что вживую пробирает намного сильнее, чем на записи с концерта. Но для ознакомления и погружения послушать явно стоит. Как минимум потому, что подобных проектов в Украине очень мало. Есть схожий авангард из Новой Каховки по именам Kadaitcha и Starless, но они не только импровизационные, но по характеру очень схожие с тем, что делает Николай Лебедь.

Названия композиций, которые, наверняка, появились после того как были сыграны на сцене, тоже очень схожи по характеру и настроению с тем, что делают коллеги саксофониста в южной части нашей страны. Если у проектов Андрея Кожухаря и Юрия Самсона уклон больше в пост-индастриал, то у Николая Лебедя больше эмбиента, местами дарк-джаза и вот этого всего туманного и плавающего. Но, в любом случае все это экспериментал и авангард (кто, как не журналисты, будут навешивать такие ярлыки?).

Самое главное Ghost Cities — это проект не для новичков, а для тех, кто уже знает несколько названий типа Bohren & der Club of Gore, Swami LatePlate или Sunn O))) на пару с Ulver. Это проект для тех, кто проезжается по не самому популярному, но очень каноничному направлению замедленного джаза. Его, пожалуй, можно назвать ландшафтным. Это проект для тех, кто уже немного нырнул во все это и пока не хочет выныривать. И для тех, конечно, кто любит на концертах открыть для себя новые стороны исполнителей, когда они начинают сочинять на ходу. Автор этой статьи очень не любит английский эквивалент слова "варенье" применимо к современной музыке, в которой есть в обилии электронные эффекты.

А вообще, по саунду без всего этого пост-мастеринга и гиперсведения до идеального состояния "joyhunter" вышел очень настоящим и при этом не потерял своего обаяния. Вообще, критиковать импровизационную музыку сложно, потому что она каждый раз разная. Можно к ней относиться с претензией в момент живого прослушивания или же сразу после, пока впечатления свежы. А запись — это уже другой эксперимент. Последствия о ее прослушивания иные.

Думки, висловлені у рецензіях, передають погляди самих авторів і не обов'язково відображають позицію Neformat.com.ua

Ghost Cities у соцмережах:

https://soundcloud.com/mykola-lebed
https://www.facebook.com/ghostcitieskyiv/
https://ghostcitieskyiv.bandcamp.com/

Neformat.com.ua ©

1. eyes open
2. deeper, deeper
3. taming the beast
4. concrete heartbeat
5. shoot the sun

24.10.2018