Ольга Пулатова: Я не была до конца собой

В мае 2017 года прошли последние концерты культовой одесской группы Flёur – после 17 лет совместного творчества пути Ольги Пулатовой и Елены Войнаровской разошлись. Тем не менее обе исполнительницы продолжают радовать поклонников сольными песнями и выступлениями. Мы пообщались с Ольгой Пулатовой о сольном творчестве, сновидениях, которые вдохновляют и не только.

- Здравствуйте, Ольга. Благодарю за то, что нашли время для интервью. Хочу поздравить с выходом нового сольного альбома, который получил название "Рой" и неожиданно удивил альтернативным гитарным звучанием. Расскажите, пожалуйста, о концепции, как проходила работа над ним и кто помогал Вам в записи релиза.

- Изначально этот альбом должен был называться "Эволюция и прочие неприятности", так как песни, которые я приберегла за многие годы специально на случай сольного проекта, были объединены темой эволюции человека и его убеждений. Сначала, как и было до начала эволюции, ничего не было понятно, в том смысле, что я вообще не понимала, чего хочу. Кроме того, у меня совершенно не было сил и ресурсов на то, чтобы начать что-то новое. На самом деле, проще всего для меня - играть сольно (то есть в одиночку), но мне это не так интересно, как играть с кем то ещё, потому что когда ты один и варишься в собственном соку - у тебя не происходит обмена энергии с другими людьми и в конце концов тебя начинает тошнить от себя самого. Я металась в сомнениях недолго и написала Жене Чеботаренко, так как еще в период его игры в группе Flёur мы обсуждали в неопределённом времени совместный проект. Кроме того, мысль о том, чтобы сейчас начинать общение и чтотовместеделание с незнакомыми людьми была невыносимой, у меня не было сил даже на это.

Я решила, что теперь я должна обязательно делать что-то позитивное, например регги и латину, потому что это самая жизнеутверждающая музыка. Женя был не рад и сказал, что тогда это не к нему, но он может сделать все хорошо и мне понравится, только ради всего святого, не регги и латину. И прислал мне несколько песен эмбиента. Я расстроилась: "А где же всё остальное?", - спрашиваю. Мне вообще тяжело воспринимать музыку, в которой нет ритм-секции. "Ладно," - сказал Женя, "- хочешь рок? Будет тебе рок". Я так думаю, что он просто пошутил, потому что электроника эта в песнях так и осталась, просто добавилось "всё остальное". Первой песней, которую он мне прислал аранжированной, была "Ненависть" и это действительно то, что мне нравится. Плющило меня так, что я начала снова писать песни и некоторые из написанных за время работы над альбомом песен вошли в него. Изначальная идея сползла куда-то и мы изменили название на "Рой".

Все это время меня часто пинала и выводила из забытья Аня Егина - это человек, сделавший краудфандинг альбома. Аня, если можно так сказать, рулит фан-клубом Flёur и это очень инициативный человек и хороший администратор. Хорошо, что это настолько важно для кого-то -  моё, с позволения сказать, творчество, понимаете? Потому что я последние годы находилась в депрессии, в основном. Я не считаю себя чем то особенным, типа я делаю что-то что прям нужное всем позарез, завидую артистам, которые так пафосно могут говорить о себе. Мне часто кажется, что я занимаюсь какой-то херней, не имеющей отношения к выживанию и улучшению окружающего мира, лучше бы шла дворником работать. Или, из-за исчерпанного жизненного ресурса, застаю себя сидящей и смотрящей в одну точку и понимаю, что так прошло уже несколько часов. Женя так много себя вложил в мои песни, как если бы отдал мне всю свою кровь, а Аня пнула этот валун и привела его в движение и, я надеюсь, он будет и дальше катиться, расти и тащить нас за собой.

- Тяжело дается сольный путь или это все же логичный исход событий, который не стал для Вас вызовом? Все же раньше ваши проекты были, скорее, как сторонние от основного – Flёur.

- Я сейчас только пришла к пониманию того, что раньше я почти всегда делала то, чего от меня хотят другие, и, как мне казалось, я делаю это из чувства ответственности. Но это все чушь полная, нужно делать только то, чего хочешь сам. То, что лучше для тебя, тогда и всем остальным рядом с тобой будет лучше. Группа Flёur - это сообщество слишком большого количества людей, слишком много разных энергий и сейчас, глядя на всё со стороны, я вижу, что вообще не понимала многих из этих людей и общего у нас мало. Нужно было раньше всё это прекратить, чтобы дать возможность всем развиваться в своих направлениях, это было бы правильно. Что касается сольных проектов - раньше никогда не было уверенности в том, что это то, что мне нужно, что это будет существовать и развиваться. Это не было до конца чем-то моим. Я не была до конца собой, я, отчасти, была кем-то другим из-за своего желания делать как лучше. Для кого-то, не для себя.

- В прошлом году Вы дали атмосферный концерт в одесской Кирхе. Не присутствовал на этом событии, но был на других концертах в этой локации, и не могу не отметить, что атмосфера и акустика там неповторимы. Каким вам запомнилось это выступление и в каких еще интересных местах приходилось давать концерты?

- Кирха - это потрясающее место. Я, на самом деле, удивлена демократичностью лютеранской церкви: днем там проходят службы, вечером играет пост-рок, к примеру. Кроме того, кирха является местом обитания еще одного моего "хлопальщика" - Леры Виноградовой, которая и является, вместе с MoreMusicClub, организатором концертов в Кирхе и не только там. Мы с Валери дружим ещё со времен нашей совместной работы в театре, в хрензнаеткаком году и мои последние сольники происходили в практически принудительном порядке. Типа "так, взяла пианину свою и пошла играть". Боже, храни этих энтузиастов, чтобы их энтузиазм не иссяк. MoreMusicClub был чуть не единственным местом в Одессе, где происходит всякий андеграудный движняк. Я надеюсь, что у них все будет хорошо, так как недавно MoreMusicClub стал бездомным.
Но, кстати, о Кирхе: мы будем 28 декабря как раз презентовать там "Рой" и это будет мой первый концерт с новой группой.

- В декабре-январе вам предстоят презентации альбома в Одессе, Киеве и Харькове. Насколько я понял, они пройдут в живом составе? Можно ли считать, что этот состав (на данный момент) будет постоянным или не исключаете вариант концертов, где только вы и фортепиано?

- Мы пока пробуем, хотелось бы хотя бы один концерт сыграть вживую для начала, чтобы понять во что я вляпалась на этот раз. Сольно, в смысле "сам, без ансамбля", я, возможно, буду играть, но позже. И, должна упомянуть -  это две совсем разные программы. Мы с группой не будем играть песен Flёur, только песни из нашего альбома и, возможно, что-то новое. Мы не слишком быстрые, очень постепенные, поэтому насчет нового - это не точно.

- В аннотации к альбому вы говорите, что "Трансформация и переход в другое состояние невозможны без дискомфорта и боли, нельзя стать лучше, ни разу не почувствовав разочарование и отчаяние, приобрести силу, не признав свою слабость". Раньше мне казалось, что рефлексия – удел совсем юных людей, перед которыми стоит сложный (по их мнению) выбор, но, с годами, убеждаюсь в обратном. Выходит, что человеку на любом отрезке жизненного пути необходимо анализировать свои предыдущие действия и делать выводы или эта формула индивидуальна? Как Вы сами находите баланс в таких ситуациях?

- Полагаю, в данном случае не совсем точно используется слово "рефлексия". Это исследование собственного опыта, своих психических состояний, реакции на окружающий мир, в моем случае, анализирую, чтобы избежать коллапсов. Человек не может не рефлексировать, не реагировать на окружающий мир, если он не совсем тупой. В 16 лет брат подарил мне книгу Карла Леонгарда "Акцентуированные личности", с тех пор началось моё увлечение психологией и я постоянно ставлю себе диагнозы, а также многим окружающим. Просто держу своего психолога при себе и об этом никто никогда не узнает, потому что я воспитанный кролик. Я не думаю, что с возрастом мозг атрофируется и перестает анализировать. Я, по крайней мере, только сейчас чувствую себя ожившей и пришедшей к пониманию всех процессов, происходящих со мной и с миром, который меня окружает. И, скорее всего, через пару лет я приду к каким-то другим выводам. Когда человек перестает развиваться, учиться, познавать себя и иногда проверочно гуглить - он начинает умирать. 

- Как ваши и поклонники Flёur отнеслись к новому формату вашего творчества? Важна ли критика для Вас, в принципе?

- Я не в курсе и не сильно по этому поводу беспокоюсь. Главное для меня - получать удовольствие от жизни, иначе какой в ней смысл? Поэтому я стараюсь делать то, что, в первую очередь, радует меня. Критика - почему бы и нет, если она конструктивна. И, особенно, если она мне интересна.

- Что стало катализатором повышенного интереса к музыке? Помните ли, как и чем заинтересовала именно рок-музыка?

- Считаю музыку абсолютно бесполезным и бессмысленным занятием, но она определенно дает возможность немножко украсить серую монотонную жизнь, особенно если вы играете концерты и особенно, если на них приходят люди! Если взглянуть со стороны (я сейчас не говорю об успешных раскрученных музыкантах), а, к примеру, возьмем человека взрослого, работающего на нормальной работе и в свободное время репетирующего с рок-группой, на концерты которой приходят друзья и знакомые, и редко, в случайном порядке, какие-то новые зрители. Это занятие со стороны может показаться бессмысленным, как мне, например футбол. Мужчины в гольфах бегают по полю за мячом, они плачут, страдают, ломают колени и наблюдать за этим скука смертная. Если мы не будем брать в расчет гонорары некоторых футболистов и пользу подвижного образа жизни, то со стороны это выглядит так же нелепо. Но это способ получить эмоции, которых не дает обычная унылая монотонная жизнь, возможность почувствовать себя живым.

Изначально рок-музыка меня не интересовала вообще. Рок-музыка сама пришла ко мне домой в виде двух инициативных и дружелюбных ребят, которым нравились мои песни и, поскольку я ужасно стеснялась и не могла петь, просто человек-спазм, мне отгородили часть комнаты шкафом, и я сидела за ним. Типа, здесь никого нет. Так у меня появилась моя первая группа Аэроплан.

- Вы стали матерью прекрасного сына. Как изменилась ваша жизнь после этого события? Есть ли вещи, на которые Вы стали смотреть совсем иначе?

- Ребенок учит бесконечному терпению. Дети - они все время ноют, но вы не можете себе позволить раздражаться и должны снова и снова повторять и учить с ребенком элементарные вещи, и не раздражаться. Вы не можете позволить себе впасть в уныние, потому что ребенок почувствует это, мать и ребенок - как сообщающиеся сосуды - он будет ныть и тоже чувствовать себя плохо. Это как служение: вы больше не можете думать о себе, нужно думать о ком-то другом и это делает вас лучше, вы учитесь заботиться и любить каждый день, как ребенок учится ходить и держать ложку. Вы растете вместе. Еще очень сильно меняется отношение ко времени - сколько было потрачено на тупёж, как бездарно было потеряно время. Это становится понятно только тогда, когда его нет совсем. Теперь есть куча идей, но нет возможности реализовать их.

41250518_1013999868784517_5704913018127646720_o

- Важно ли уединение при создании музыки или вовремя сделанное замечание со стороны может помочь процессу? В каком формате лично Вам удобнее всего работать?

- По-разному, песни я обычно придумываю сама, не обязательно в уединении - это слишком сложно: достаточное время такого уединения себе обеспечить. Просто всегда на ходу обдумываю, совершенствую, фиксирую, напеваю про себя. Так даже лучше, потому что не фиксируешься специально на процессе, а делаешь это как бы мимоходом, расслаблен и открыт для идей, приходящих из подсознания.

- Любите путешествовать? Расскажите о любимых местах

- Да, было бы неплохо путешествовать, а не вот это всё. Больше всего я люблю зеленый туризм или просто бродить где-то, обожаю это ощущение, когда ты просто идешь в новом, незнакомом месте и не знаешь, что за углом или холмом, просто бредешь бесцельно. Не знаю, когда у меня будет такая возможность, поэтому предпочитаю об этом не думать, чтобы не чувствовать себя лишенной этого.

- Случались ли моменты, когда хотелось бросить все и больше не заниматься творчеством?

- Ну прям бросить все - нет, я не такая. Кто бросает что-то, потому, что тяжело? Только не я. Это относится ко всем сферам моей жизни. Тем более, как я уже сказала, музыка - бессмысленная вещь и вы делаете это в первую очередь для себя. Если вы решаете отказаться от музыки, это жертва только для вас.

Но я не чувствовала бы себя обделенной и без, тогда я наверно переехала бы в село, так как смысла оставаться в городе уже бы не было. Мне очень нравится село Приморское в Одесской области, оно находится между морем, Буджакским лиманом и пресными "рыбацкими" озерами. Где-то в таком месте я и исчезла бы с радаров, вместе со своим малышом.

- Какие личности и события Вас вдохновляют, помимо семьи?

- Какие-то события, какие-то личности - мне всё равно. Ну, разве что, это имеет прямое отношение ко мне. А обычно - просто принимаешь решение, и делаешь. Когда вы начинаете движение - у вас появляются силы для продолжения этого движения. Ничего не происходит и не приходит само по себе, даже вдохновение. Просто вы делаете несколько попыток и одна из них внезапно открывает портал внутри вас и тогда берете сколько сможете унести, в эти несколько секунд озарения. Ничего не приходит извне само по себе, вы должны качнуть пространство и тогда глядишь, что-то и свалится вам на голову.

- На своей странице вы иногда рассказываете о своих самых необычных снах. Как относитесь к сновидениям?

- Хотя человеческое сознание отчаянно сопротивляется этому, я пытаюсь заниматься осознанными сновидениями, уже давно. Это в общем-то и есть то место, где я путешествую. Ни для чего не использую это, просто хожу и смотрю. Как турист. Иногда реальность у меня смешивается со снами, потому что вы мыслите по-другому через какое-то время и обращаете внимание на то, чего раньше не заметили бы. В окружающей нас реальности тоже очень много странного и нелогичного, как во сне. Если вы, к примеру, перед сном попытаетесь вспомнить в подробностях свой день, вы обнаружите, что помните его так же плохо, как сны.

Иногда мне удается протащить оттуда целые куски песен или идеи этих песен. Часто это чушь полная - во сне это окрашено как шедевр! А не деле что-то смешное. Когда вы выходите на сцену, а там толпа, а вы ваще не в курсе что петь и тут начинаете, а оно само, и так круто! Просыпаетесь вдохновленным, еще напевая, а там (((((. Это можно сравнить с ощущением, когда в конце сна вы мешками нагребаете драгоценности или вкусняшки, а потом просыпаетесь ни с чем. Как говорится: с чем пришел в этот мир (с пижамой и одеялком), с тем и ушёл. Но бывают и интересные песни. Я уже усвоила, что если снится концерт других музыкантов, то это тоже мои песни, потому что это все происходит посреди моего сна, это все плод моего воображения. Но вспомнить этот нюанс можно только если сон в этот момент осознанный. Если нет - вы проходите мимо, ведь зачем запоминать чужие песни какой-то известной группы? Хотя это может быть вообще несуществующая группа - это ваш мозг сгенерировал её, присвоил ей статус известной и это как бы разумеется само собой.

- Если бы одна из ваших песен стала бы саундтреком к фильму, какой бы это был фильм?

- Думаю, я доживу до момента, когда человеку в мозг будут вживлять чип, с помощью которого можно будет транслировать то, что он представляет себе. Это был бы отличный фильм и у всех музыкантов сразу были бы свои видеоарты, прямая трансляция! Ну, у особо смелых. Я бы свой фильм показала только после тщательного монтажа. И хотя я, как и все поэты-песенники (или авторы-исполнители), выворачиваю себя наизнанку, вы еще многого не знаете обо мне, и пожалуй, так мы и оставим.

- О чем мечтаете сейчас?

- Мечтаю чтобы на человечество снизошло озарение и освящённые любовью к ближнему и к окружающему миру люди перестали бы бросать окурки в палисадник под моими окнами. И кричать в рупор "Продаем домашнюю картошку" в 9 утра в выходной.

- Большое спасибо за интервью!

Ближайшие концерты:

Одесса, 28 декабря - https://www.facebook.com/events/2126901194227401/
Киев, 26 января - https://www.facebook.com/events/245435499486460/
Харьков, 27 января - https://www.facebook.com/events/755914854760478/

Pulatova в сети

https://www.facebook.com/pulatova.music/
https://soundcloud.com/pulatova

Фото: Алина Воронюк 

Neformat.com.ua ©