Ian Brown - My Way (2009)
В одном интервью несколько лет тому назад Йен Браун признался, что в начале своего пути The Stone Roses ставили себе целью обогнать U2 - самую коммерчески успешную в конце 80-х рок-группу "нового поколения". Вот только по словам Йена U2 достигли всего, а он и его товарищи по группе (их пути разошлись в 1996 году) всё растеряли. Если честно, невозможно представить большей глупости, чем это его высказывание, пусть оно и отдаёт кокетством. Конечно, время поработало над Йеном: из лохматого юноши с затуманенным (по понятным причинам) взором, кружащимся на сцене в мешковатой футболке с микрофоном в обнимку, он превратился в иссохшегося мужчину с вечно сальными волосами и вызывающей неприятные ассоциации любовью к одежде фирмы Adidas. Вот только в то время как U2 сейчас даже для большей части своих бывших поклонников выглядят посмешищем, Браун записывает именно такого рода музыку, к которой Боно с компанией безуспешно пытались найти ключ все годы своего существования: вышедший не из стадионной патетики 70-х, а из пост-панка поп-рок, красивый, мелодичный и неглупый.
Разумеется, к The Stone Roses сольные работы Брауна имеют самое отдалённое отношение - но пытаться ещё хоть раз повторить их великий дебютный альбом было бы сродни попыткам поймать шаровую молнию, сидя возле окна с сачком в руках. Недаром уже "второе пришествие" Stone Roses в 90-х звучало принципиально иначе - в сольной же музыке Брауна почти не осталось места для гитар, зато полным-полно синтезаторов, электронных ритмов и струнных и духовых пассажей (вспомните хотя бы его главный сольный хит "F.E.A.R." с альбома "Music For The Spheres"). По сути, для музыки 90-х сольники Брауна - то же, чем были сольные записи, например, Леннона для 60-х: эта музыка берёт понемногу изо всего, что предлагает прошлое десятилетие (от мэдчестера до трип-хопа), повторяя формулу той семидесятнической музыки, которую сейчас принято называть "adult-oriented rock". Возможно, лет через двадцать хипстерски (или как там это будет называться) настроенная публика станет воспринимать Брауна так же, как сейчас - какого-нибудь Элтона Джона или Ринго Старра; к счастью, нам это пока не грозит.
Точёная походка открывающего сингла "Stellify" сразу же задаёт ритм всему альбому, почти каждый второй трек звучит как натуральный марш. Браун утверждал, что при записи альбома вдохновлялся не чем-нибудь, а "Триллером" Майкла Джексона, но сложно было не ляпнуть что-нибудь подобное, раз уж день окончания сведения альбома (25 июня) совпал со смертью Джексона (в интервью Браун то ли цинично шутил, то ли всерьёз утверждал, что считает это добрым знаком). Здесь меньше даунтемпо, чем на предыдущих сольниках Брауна, но никаким диско тоже не пахнет, зато имеются в наличии, помимо уже упомянутого бритпопового марша "Stellify", почти идеальный синтипоп "Marathon Man", трогательный кавер на американских фолк-лузеров Zager & Evans "In The Year 2525", ещё один гвоздь в гроб Stone Roses "For The Glory" и красивейшие мелодии - все двенадцать, без исключений. Никаких трип-хоповых блужданий - только пианино, синтезаторы, вокал, звучащий значительно и почти величественно. Это не вполне бритпоп, и не вполне инди-рок; упражняясь в выдумывании дурацких музыковедческих терминов, можно было бы обозвать это пост-мэдчестером или пост-бритпопом, но лучше - просто умной поп-музыкой (Браун сейчас ассоциирует себя, похоже, именно с ней). Это предназначено для людей, переживавших и впитавших в себя бритпоп-эпоху лично, как и сам Йен, но совсем не только для них. Завершается всё самым уместным образом: трёхминутная "So High" - это практически тот самый семидесятнический рок с органом и балладным ритмом, и её простая мелодия звучит почти столь же трогательно и ярко, как звучат до сих пор "Elephant Stone" и "Waterfall" (ну или как звучит и по сей день "Wanna Be Startin' Somethin'", раз уж Йену так хочется подобного сравнения).
Если за что и можно ругать этот альбом, так это за внешнюю сторону дела, не касающуюся собственно музыки. Ну да, обложка идиотская; ну да, клип на "Stellify" оставляет желать лучшего. Да ещё вот название "My Way" многим кажется неуместно претенциозным. У группы Sparks была такая песня, "When Do I Get To Sing "My Way", герой которой задавался вопросом, когда его популярность и талант достигнут высот Синатры, Пола Анки или любого другого исполнителя одной из главных песен всех времён. Так вот, для Йена Брауна такое время окончательно наступило. И приятно, что он это понимает.
01. Stellify
02. Crowning Of The Poor
03. Just Like You
04. In The Year 2525
05. Always Remember Me
06. Vanity Kills
07. For The Glory
08. Marathon Man
09. Own Brain
10. Laugh Now
11. By All Means Necessary
12. So High