Grand Duchy - Petits Fours (2009)
Блэк Фрэнсис, он же (уже в прошлом) Фрэнк Блэк, - человек, за новыми альбомами которого, кажется, продолжает следить разве что узкая группа сектантов, людей, уже вдолбивших все альбомы руководимой им группы Pixies себе куда-то в подсознание, знающих, к примеру, о существовании песни "Boom Chickaboom", группы The Everybody и способных продекламировать наизусть диалоги, вставленные между песнями на "Surfer Rosa". Остальных же может оставить в недоумении ознакомление с практически всем, что регулярно выпускает округляющийся с каждым годом экс-фронтмен, возможно, величайшей группы 80-х годов. Были среди его сольных работ и относительные удачи, такие, как первые его два альбома - "Frank Black" и "Teenager Of The Year", были и безобразные провалы, вроде последовавшего за ними "The Cult Of Ray". Альбомы, которые выходили в 2000-х годах, в большинстве своём были наполнены взрослым и размеренным кантри-роком - не без отличных песен, но не более того. Вернув себе обратно прежнее сценическое имя - Блэк Фрэнсис, на исходе десятилетия урождённый Чарльз Томпсон попытался вроде бы вернуться к альтернативному року в его привычном понимании - выпустив альбом-посвящение голландскому музыканту Герману Бруду "Bluefinger" и невразумительный EP "Svn Fngrs". Grand Duchy - новое изобретение Блэка, группа, в которую входят он и его жена Вайолет Кларк (оба поют и, судя по всему, играют на всех инструментах).
Начав с участия в трибьюте The Cure, Grand Duchy, недолго думая, выпустили лонгплей. Сложно всерьёз воспринимать альбом группы со столь дурацким названием, сопровождаемый фотосессиями Блэка Фрэнсиса с венком на голове и ещё более сомнительными видео, в которых оба участника группы стоят в каком-то лифте и поют песни с обречённым выражением лица. На поверку содержимое альбома оказывается не то чтобы обескураживающим, но уж точно несколько странным. Вроде бы это всё тот же Блэк, стиль его сонграйтинга совершенно не изменился по сравнению с любой его сольной работой. Вайолет Кларк вполне сносно поёт, в лучшие моменты её вокальные мелодии ощутимо напоминают - кого бы вы думали? - The Breeders (группа бывшей вокалистки и бас-гитаристки Pixies Ким Дил, если кто не знает) или их ближайших "родственников" Throwing Muses. Grand Duchy вполне способны, в конце концов, на вокальные хуки. Тем не менее, на протяжении всего альбома не покидает ощущение какой-то удивительной расхлябанности, с которой подошла к делу семейная пара. С Кларк, разумеется, взятки гладки; но Блэка Фрэнсиса, какими бы не были его самые ужасные сольные альбомы, приходится судить по всей строгости. В связи с этим прямолинейные, как бревно, басовые партии, отстукивающая простейшие ритмы драм-машина вместо ударных, нелепые и смешные электронные звучки, неожиданно мелькающие в песнях, вызывают попросту удивление. Потенциал нескольких неплохих мелодий сходит не то чтобы на нет, но заметно снижается из-за того, что практически весь альбом по уровню музыкальной составляющей смахивает на сборник би-сайдов. Взять хотя бы самую очевидно хитовую песню с альбома - "Fort Wayne", с отличной мелодией в лучших традициях Блэка середины 2000-х и вполне эффектным (хотя и похожим на сами знаете кого) припевом в исполнении Кларк. Итак: мы имеем, помимо самой песенной основы, странный куплет на французском языке, смешной и совершенно лишний второй вокал Блэка фальцетом, неожиданно откуда вылезающий во втором куплете, а заканчивается всё взявшимся из ниоткуда, столь же бестолковым гитарным фидбэком почти на минуту. Другие лучшие песни альбома - например, "Lovesick" и "The Long Song - в общем-то, страдают точно от той же болезни.
Тем не менее, есть одно обстоятельство, делающее группу Grand Duchy достойной если не горячей любви, то, по крайней мере, одно- или двукратного прослушивания. Достаточно посмотреть любое видео с реюниона Pixies 2000-х годов, чтобы увидеть: в то время, как Дэвид Лаверинг, Джоуи Сантьяго и Ким Дил выглядят либо чересчур потрёпанно, либо чересчур неловко, Блэк Фрэнсис смотрится как человек, абсолютно устроенный в этой жизни. Он уже к середине 90-х годов доказал всё и всем, и теперь может себе позволить просто безобидно развлечься с помощью звукозаписывающей студии - согласитесь, создание группы с собственной женой, до этого последний раз занимавшейся музыкой в старших классах школы, больше чем на просто развлекательное мероприятие для самих себя не тянет. На фоне того, как участники группы, чьё название обычно ставят рядом с Pixies - Sonic Youth - выпускают под видом сольного творчества в основном груды неудобоваримого нойза, релиз пластинок, подобных "Petits Fours", вполне должен и может вызвать элементарную симпатию.
01. Come On Over To My House
02. Lovesick
03. Fort Wayne
04. Seeing Stars
05. Black Suit
06. The Long Song
07. Break The Angels
08. Ermesinde
09. Volcano!