Фил Добров: крепкая музыка - для крепких духом людей

Большое интервью для Neformat.com.ua расскажет об истоках проекта, его целях и дальнейших планах. Если тебе не чужды и знакомы слова: stoner, doom, sludge и psychedelic, то милости просим!  
 
Привет, представься и расскажи, как ты связан с музыкальной деятельностью Украины
 
Привет, меня зовут Фил. В связке с Robustcrew занимаюсь поддержкой и продвижением крепких групп и направлений. Везде, где получается полноценно участвовать нашей командой – есть резон добавлять приставку «Robust». Так или иначе, вся активность сводится под крыло Robustfellow Pruductions и развивается по нескольким направлениям: организация ивентов, лейбл и видео продакшн. 
 
Какова история названия, почему RobustFellow (далее RF), и что это означает?
 
Приставка Robust означает “крепкий”. Крепкими могут быть как сигары, кофе, чай, так и музыка. RobustFellow  - это “крепыш”. История весьма банальна: в далеком 2009 году мы искали название для музыкального блога и как –то сходу я предложил сначала “мрачный крепыш” – “ creepy robust fellow”. Валерий Корнев из Ethereal Riffian меня слегка остепенил и получился просто RobustFellow. Само выражение - из вирусного видео, про маленького мальчика, который рассказывал, что он «человек –летучая мышь, мрачный крепыш».
 
Ты сам всем занимаешься, или у тебя есть своеобразная “семья”, сформированная вокруг RF?
 
Так получается, что тянуть и смазывать ключевые механизмы приходится, в основном, мне, но без хорошей команды и регулярной поддержки, такой большой объём было бы сложнее поднять. Команда продолжает формироваться и сейчас. Остаются те, кто прошел проверку временем, кто схож по духу,  по интересам, и с кем приятно иметь дело. 
 
Сейчас, говоря о команде, можно смело зажать пять пальцев на одной руке и пять на другой – это и будет своеобразный костяк Robustcrew. 
 
 
Robustcrew
 
Ярослав «Necromandus» – человек, отвечающий за звук. На нем шлифовка саунда на мастере и фактически контроль и проверка качества дальнейшего производства. В некоторых случаях приходится направлять группы и давать настоятельные рекомендации ещё на этапе накопления звука.  
 
Макс Гавронский – крепко взялся за контроль качества по визуальной и печатной части вселенной Robustfellow.
 
Val (Валерий Корнев, Ethereal Riffian) – главный по звуку на сцене во время проведения масштабных ивентов, да и вообще незаменимый крепыш по всем параметрам.
 
Артём и Денис (Otryv-Pertsa) –активно поддерживают большинство начинаний Robustfellow фактически со времени зарождения самой идеи. 
 
Мы активно сотрудничаем со многими талантливыми художниками, неотъемлемой частью команды:
  • Юра X Ninja из Киева. Постеры: Robustfest 2012, 2013, Robust ///Mass, Robust Gigs…
  • Оксана Зиньковская – замечательная художница, переехавшая в Киев из Донецка. Обложки Electric Funeral Café, постеры и сногсшибающий тизер Robustfest 2016.
  • Мила “Hopeless” из Москвы, которая в основном рисует для больших глянцевых журналов  типа Playboy и Maxim. Она делала обложки для Ethereal Riffian «Aeonean», “I AM.Deathless”, несколько афиш для RobustFest 2013.
На Robustfest 2016 получилось так же привлечь: белорусского художника - Ивана Тэйма из Минска, Илью Хилько из Бреста (команда дружественных «Riff Dealers»), Диму Диморфика из Львова. 
 
Постеры – это отдельная тема для разговора. Хотелось бы у нас однажды проломить стену и вывести этот вид искусства на должный уровень.
Если говорить о семейной и дружественной поддержке, то во время концертов и фестивалей – это незаменимый источник. 
 
Что за  “стена”, которую хочешь проломить с помощью постеров?
 
Мне импонирует то, как проходят художественные выставки на Roadburn и  DesertFest, где один или группа  художников готовятся к событию, самостоятельно реализуют постеры, занимаются печатью, экспериментируют над техникой подачи. В результате выходят интересные, коллекционные работы, пронумерованные вручную, и стоят 30 -50 у.е. и при этом пользуются спросом. 
 
Пока не получилось найти людей, которым было бы интересно реализовать подобный проект под ключ. В основном приходится довольствоваться тем, что успел напечатать до дэдлайна (концерта, фестиваля). Но, не смотря на это, стоит отметить, что уровень и качество самих работ, оформления и реализации уверенно растёт. 
 
Хочу уточнить: эту планку ты хочешь поднять в Украине, или что бы была какая –то своя особенная фишка – зритель смотрит на постер и понимает, что это дело рук RF?
 
Мы говорим сейчас “на пальцах”. Для лучшего понимания хорошо бы сходить на выставку в галерею и увидеть живьем оригиналы работ, сравнить цифровую превьюшку с оттиском мастера.  Это приблизительно как сравнивать звучание группы на носителе и на сцене, mp3 с винилом.
 
Пока еще должным образом не пересеклись художественная и музыкальная сферы интересов для такой реализации, хотя все нужные ингредиенты давно под рукой.
 
RF как общий организм разделен на несколько частей: fest, gig, mass, shop, production и rehersal. Сейчас каждая часть активно работает?
 
Да, это как вулкан с несколькими жерлами – некоторые источники просыпаются, а некоторые наоборот засыпают, у некоторых происходит извержение раз в несколько лет. С одной стороны - давно пытаюсь выработать концепцию, что нужно закончить одно дело, и только потом начинать следующее. С другой – несколько задач тебя добротно стимулируют, и как из тюбика зубной пасты выдавливается нужный результат.
 
 
Гармонично жонглировать такими задачами - это, пожалуй, высшая степень искусства, которую только начинаю постигать.
 
Хочу вернуться к постерам и уяснить: в одном из интервью ты говорил, что каждый фестиваль был обозначен отдельным животным, в этом году – ленивец. Лично у меня прошла такая аналогия: вся музыка который ты занимаешься в RF – это и есть ленивец: медленный, неповоротливый, тягучий и в своей мере достаточно агрессивен. Так ли это?
 
В 2013 – был цирковой шатер, 2012 - лапа, 2011 - аквалангист на улитке, но не хотелось стоять на месте.
 
В определенный момент я попросил X Ninja нарисовать новый логотип с буквами RBF, и через несколько мгновений он выдал того самого ленивца. Это было прямо в точку. Ленивец выстрелил, понравился и публике, и Robustcrew.  Решили, что не будем его отпускать. Пускай он попозирует ещё несколько сезонов.
 
 
Тот самый ленивец
 
То есть у этого ленивца есть все шансы стать вашим символом, как Эдди у Iron Maiden, голова кабана Motörhead, Вик Раттлхэд у Megadeth и т.д.?
 
Мы работаем над этим. Есть несколько незначительных совпадений в мировой культуре, но наш парень дает им фору. 
 
RF занимается букингом и ивент–менеджментом?
 
Мне лично было бы интересно этим заняться в один момент на серьезной ноте и работать с крепчайшими группами. Но пару лет назад я сделал вывод, что это дело съедает уйму времени и внимания. 
 
В 2011-2013 гг. мы специально организовывали несколько туров для зарубежных команд, чтобы вывести кульминацию под Robustfest. Теперь просто озвучиваем дату и место, максимум, что можем - порекомендовать несколько проверенных городов по пути на фест, дальше группа всё делает сама. Но как подсказывает опыт многих знакомых групп, какая бы не была на руках база «проверенных» контактов, каждый тур приходится делать чуть ли не с чистого листа и каждую дату бронировать как в первый раз. 
 
Благо, сейчас у нас в Украине появляются букинг–агенства, которые могут взять группу под своё крыло и провести их туром по Восточной Европе и по Украине. 
 
Ты говоришь, что букинговые агенства набирают силу и уже появились достойные.  А есть ли площадки, которые могут принимать это все на себя? Я не беру во внимание миллионники: Киев, Харьков, Одесса, Днепр.
 
Площадки для проведения ивентов при желании можно найти везде. Остаётся вопрос качественного звука и команды профессионалов, которые обеспечивают этот звук на месте. Ключевой момент – это наличие заинтересованного в музыке арт–директора, или кого-то среди руководства клуба. В последние годы появляется всё больше открытых людей, готовых идти на сотрудничество. Ситуация в 2011 -2013 годах выглядела довольно абсурдно, многие клубы включали разворот, потому что такая музыка была не их форматом. 
 
В Киеве ситуация кардинально улучшилась. Из крупных площадок можно назвать: “Monte Ray Live Stage” (с которым мы конструктивно и плодотворно сотрудничаем уже несколько лет), “Atlas”, “Sentrum”.  Поменьше – это “OTEL’”, “Mezzanine”, “Asylum Art Club”. Есть так же несколько мелких площадок, типа репетиционных точек, где можно проводить ивенты на 30-50 человек. 
 
Говоря о Харькове, мы сделали там Robust///Mass.Kharkiv Edition в Марте 2016-го года в клубе “Akuna Matata”, и только благодаря энтузиазму местной команды получилось все раскрутить, добавить звук и провести мероприятие на достойном уровне. Хотя по планировке клуба и суммарному звучанию – это далеко не идеальная площадка. Но на тот момент это была чуть ли не единственная доступная площадка.
 
В Одессе по многочисленным отзывам зарекомендовал себя “More Music Club”. Хотя там сам собой напрашивается аналог Duna Jam где то в уютной бухте на берегу моря.
 
Во Львове можно рассчитывать на “Underground”, который курирует Ляна Мицько. 
 
В Тернополе есть легендарная “Koza”, где уже успело отгреметь довольно много групп по пути на один из Робуст ивентов.
 
Если преодолеете дорогу и доберётесь до Калуша, то можно рассчитывать на душевный прием в “Maxwell Pub
 
Есть организаторы-энтузиасты в Ровно, Луцке, Чернигове, Ильичевске (теперь Черноморск) … но ситуацию каждый раз нужно проверять по горячим следам, потому что стабильности среди концертных площадок у нас не наблюдается.
 
Как с посещаемостью?
 
Рост и прирост наблюдается. 
 
Концерты с местными группами Robust///Mass стабильно посещает 100-150 человек, это уверенный ноль или даже небольшой плюс. 
 
Концерты с привозными группами Robust Gig – это в определённой мере риск и не всегда самоокупаемое мероприятие. Но такие концерты сейчас нужны, в первую очередь чтобы показать остальному миру, что в Украину можно и нужно приезжать. У нас безопасно, качественно, у нас есть что послушать и  посмотреть. 
 
Если брать во внимание фестиваль Robustfest - самый крупный и самый затратный проект, которым мы занимаемся, то тут над «выходом в финансовый ноль без потерь» нужно ещё работать и работать. 
 
После каждого ивента стараемся проводить быструю рефлексию: обсуждаем в кругу Robustcrew что хорошо получилось, а что не очень, проводим работу над ошибками, стараемся в следующий раз сделать лучше, оптимизируем лишние затраты.
 
Вся деятельность направлена на психоделическую и около –психоделическую сцену: стонер, сладж, дум. Это твои личные предпочтения? Почему вся работа заключена именно здесь? Отходы небольшие есть, но основная масса – психоделическая музыка.  
 
Тяжелая психоделия – это скорее ось, на которую можно нанизать что угодно, от краста до экспериментального дрона. Тут нет рамок и границ, полная свобода для творчества.
 
Ты можешь в принципе слушать всё что угодно, но  в один момент «стонер» цепляет тебя на свой крючок и возникает желание нырять всё глубже, исследовать около-стонеровые дебри. 
 
Сам ты музыкой занимаешься?
 
Нет. Пока еще не дорос. 
 
Но желание есть?
 
Да, возможно когда-то  бы и пошумел и (или) покричал в нелепом костюме для немногочисленной крепкой компании. 
 
 
По твоему мнению, в каком состоянии отечественная сцена сейчас?
 
Приятно наблюдать за ростом и развитием Украинской психоделичной сцены. Чем дальше, тем больше она становится похожа на монолит. К примеру, для зарубежного меломана расслушав одну-две группы на сборке «Electric Funeral Cafe», наверняка возникнет желание раскопать ещё несколько коллективов и следить за творчеством уже полюбившихся. 
 
Хотелось бы, чтобы наша сплочённая сцена стала тем самым крюком, который с ходу цепляет зарубежного искушенного меломана, готового прилететь из любой точки земного шара. Прилететь, чтобы зачерпнуть эксклюзивной, экзотической, фирменной, украинской психоделии, у которой есть своё лицо и нет аналогов.
 
Для примера, в начале нулевых, своё лицо обрела Чехия с фирменным грайндкоровым «Obscene Extreme Fest», штатовский культовый «Emissions of the Monolith», финский «Amplifier Worship», голландский «Roarburn», британский «Supernatural». Если загуглить состав любого из вышеперечисленных фестивалей, понимаешь что на момент реализации вообще не стыдно за состав.  То же могу добавить про 4 выпуска «Robustfest».
 
Ты занимаешься музыкальным “импортом”, а были ли какие–то попытки устроить “экспорт”, наши команды вывезти заграницу? 
 
Да всё что мы делаем так или иначе рассчитано на экспорт: ивенты, продукция лейбла, видео. Внутренний рынок не менее важен, чем остальной мир. 
 
Последнее время всё больше звучит отзывов от зарубежной прессы и от приезжающих гостей, что Европа заинтересована в нашей сцене. Спрос на наших артистов явно растёт. Пока ещё не понятно к чему это приведёт: к очередному филиалу по формуле DesertFest, или к экспансии шаманов, пиратов и мольфаров в Старый Мир. 
 
Неплохо было бы начать с мини-тура по Украине: собрать автобус с несколькими крепкими группами и захватить все заинтересованные регионы, включая и небольшие города. Посмотреть какие условия, сколько приходит людей, насколько востребованы такие мероприятия в том или ином месте, собрать фидбэк. После этого уже, проложить хорошую дорогу в Европу. Это отдельная, большая работа, которая требует много времени на подготовку и весомых затрат. 
 
В 2011 году  у RF сформировался постулат: крепкая музыка, для крепких духом людей. По состоянию на 2016 год, вы еще работаете под этим слоганом? 
 
Да, этот постулат остался и добавился лозунг “Peace. Love. Heaviness”. 
 
«Праведных» лозунгов в рукаве ещё предостаточно, не успеваем подставлять под них футболки и значки. 
 
 
Почему в 2014-2015 гг. был перерыв на фестивальном поприще?
 
В первую очередь ситуация не располагала энергетически для проведения фестиваля Robustfest. В то же время сложилось понимание, что из года в год получается хороший фаст-фуд фестиваль, когда ты не даёшь о себе забыть. Но если ты хочешь сделать что-то действительно стоящее, то спешка и обязаловка не самый лучший союзник. Рождение фестиваля сродни пополнения в семье: подготовка к родам, кульминация – появление на свет и период последующего восстановления. И тут с ходу «заделать» следующий выпуск по горячим следам – не всегда удачное решение.  
 
С другой стороны за этот период нам удалось провести два Robust Gig [Rideau (Swe), Weedeater (US)] и три разношерстных по составу Robust///Mass с местными группами. 
 
Благодаря многим факторам получилось сконцентрироваться на лейбле и выпустить с десяток  крепчайших релизов. 
 
Появилась возможность посещать концерты с Robust Shop,  активнее заниматься дистрибюцией, распространением нашей музыки за рубежом в обмен на редкие, интересные заграничные релизы.  Сейчас Robust Shop приобрел формат выставки-продажи, где можно пощупать весь ассортимент Limited Editions от Robustfellow Prods., рассмотреть мелкие детали, дать свою интерпретацию концептуальному замыслу того или иного альбома, на худой конец прикупить беспроигрышный, коллекционный подарок для себя или близкого человека.
 
С 2014 года действует “блокировка” артистов из России, наблюдается ли повышение интереса публики к отечественной сцене? 
 
В целом ситуация сплотила нашу сцену. Это ощущалось на всех уровнях.
 
Люди сбросили лишнюю информационную лапшу и стали обращать внимание на то, что происходит вокруг. Доселе со многими сложно было находить общий язык по простейшим вопросам, большинство летало в потребительских облаках. 
 
Во вселенной “Robustfellow” подобных блоков по цензуре нет. Мы всегда выступаем за конструктивное сотрудничество с адекватными людьми. Так на «ROBUSTFEST Vol.IV» (2016) мы были рады увидеть в гостях наших давних друзей из Москвы – группу Dekonstruktor  (ранее известны как The Moon Mistress), которые последний раз выступали в Киеве в далеком 2011 году. Петербуржцы  The Grand Astoria зарядили космической энергией в рамках «ROBUSTFEST Vol.III» (2013) и на «Robust Stage» ГОГОЛЬ ФЕСТ (2015)
 
Актуально ли заниматься в данное время дистрибьюцией? 
 
Этот вопрос мы поднимаем очень давно и это собственно одна из причин, по которой блог RobustFellow и был основан. Мы хотели делиться редкой музыкой, которая пылилась на полках в виде дисков, винилов, кассет. Это желание осталось ещё со школьного двора, когда друзья и знакомые менялись кассетами для перезаписи. 
 
Дистро сейчас не источник сверхдоходов. Скорее это возможность окупить уже выпущенный релиз и наскрести средств на будущий. Если и появляются какие-то сливки, то сразу же перерабатываются в сопутствующий мерч (значки, футболки, нашивки и т.д.).
 
Для меня дистро (Robust Shop) - это определённо увлечение и возможность ретранслировать позитивные вибрации по земному шару: своих показать, других оценить.
 
Плюс совершенствоваться в этой области можно бесконечно.
 
Ты понимаешь, что в мировом андеграунде есть ещё достаточное количество таких же поехавших на музыке людей, которые рады махнуть свои релизы на твои. И где-то там, в Японии или Австралии, кассета BOMG спасёт ещё один пятничный вечер, а в Финляндии в домике у болота будет зачат крепыш под музыку SOOM
 
Ты считаешь, что физические носители со временем выживут несмотря ни на что?
 
Никуда не денешься. Человек по своей природе любит держать, щупать, нюхать интересные ему вещи. 
Виртуальная медиатека под рукой, конечно, не повредит, но для качественного досуга ничто не сможет заменить винил, кассету, диск. 
 
 
Electric Funeral Cafe будет третьим по счету. В паблике Робуста было написано, что вы приостановитесь, но будет что –то новое, по уровню даже больше.  Что это?
 
Действительно, EFC vol.3 станет завершающей сборкой в своей серии. 
 
Мы дали сцене крепчайший импульс к развитию, в ответ она подтолкнула нас на новые подвиги. Нужно будет отдохнуть друг от друга какое-то время.
 
Третья часть даст намёк на то, чем будет заниматься лейбл в будущем. 
 
В воздухе витает серия с рабочим названием «Robust Relics», куда будут попадать группы успевшие уже доказать свою крепость распроданным тиражом дисков\винилов, либо же наоборот не успевшие реализовать альбом,  уже не первый год пылящийся на полке. Задумка довольно масштабная, так что не откажемся от хороших партнёров. Это размеренная серия и может еще пройти год – два, пока не сложатся все пазлы.  И как односолодовый виски – релиз выдержится и станет только вкуснее. 
 
Пару слов напоследок?
 
Всем крепышам, дочитавшим до сих строк – нижайший поклон. 
 
Ждём Вас всех в гости в Киеве 12 Ноября 2016 в “Monte Ray Live Stage” на Robust Gig, где можно будет впитать фуззовые волны от французов Mars Red Sky и разделить радость вместе с SOOM, BOMG, Bluesbreaker и Ethereal Riffian.
 
RobustFellow в сети:
 
http://robustfellow.blogspot.com/
https://robustfellow.bandcamp.com
https://www.youtube.com/user/TheRobustfellow
https://www.facebook.com/RobustfellowProds/
http://vk.com/robustfellow
 
Neformat.com.ua ©