Женщины в музыке: от джаза до андеграунда и обратно. Часть 1

Исторически так сложилось, что женщинам в обществе место было отведено крайне неоднозначное, мягко говоря. Образно, большую часть времени их существование проходило под лозунгом: ''курица - не птица, баба - не человек''. Скорее всего, объясняется это тем, что с развитием продуктивных сил в эпоху мезолита на смену матриархату пришел патриархат. Мужчины взяли на себя физически трудную работу и заняли более высокое положение, как в обществе, так и в семье. Впоследствии история и социум невольно (?) поставили рамки для женщин, не спросив их об этом, во всех аспектах нашей жизни, начиная от культуры и заканчивая политикой.

Цель этого материала показать, что при тотальном мужском музыкальном доминировании находились смелые женщины, которые специально или невольно давали смачную оплеуху устоявшимся канонам. В первой части материала мы охватим джаз, рок-н-ролл и классический рок.

Интро

Основой жизни есть пища. Мужчина ее добывает, следовательно - он является кормильцем, от которого зависит, без преувеличения, последующая жизнь, либо же ее прекращение. Как вывод - главенство автоматически присуждается ему. Кого волнует процесс, который происходит потом, после добычи? Никого.

Этот фактор дал толчок всему, что мы имеем на данный момент, в плане распределения ролей и функций выполнения. Женщина, понятное дело, в некоторых культурах приобретала более значимый вес, но по сравнению с мужчинами он оставался незаметным. Все знают про Клеопатру, как правительницу Древнего Египта, или же Нефертити, но на фоне количества имён других фараонов вышеупомянутые женщины блекнут. Отечественная история, к примеру, может похвастаться княгиней Ольгой или Анной-Ярославной, но на другой чаше весов сразу появятся Олег, Игорь, Владимир, Кий, Щек и Хорив и многие другие правители. Таких вот примеров тьма-тьмущая.

С музыкой ситуация кажется куда более презентабельной, но далеко не идеальной. Смею оговориться, что материал будет затрагивать как андеграунд в первозданном виде, так и тот, что в последствии стал поп-культурой.

Джаз

Я пропущу тот период, который принято называть классической музыкой, но стоит отметить, что женщины-творцы той временной рамки сейчас вспоминаются как незаслуженно забытые только из-за тотального доминирования противоположного пола. Такие имена, как Луиза Фарранк, Дора Пеячевич или Эми Бич вряд ли могут вам о чём-то сказать, но можно погуглить, если интересно.

Право, сложно осознавать, что музыка основанная на африканских ритмах и блюзе в 20-х годах XX в. будет приравниваться (и являться таковой по факту) к поп-музыке? Джаз охватил умы довоенной Америки вплоть до 40-х годов и после - разделился на такое количество поджанров, что не хватит пальцев двух рук сосчитать их.

Среди обилия мужчин ярко сияла персона Эллы Фицджеральд, которая является одним из самых узнаваемых лиц всего периода расцвета джаза, наряду с Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном и Оскаром Питерсоном.

Тот отрезок времени был переполнен экспериментами и импровизациями, но в то же время стандарты сочинения четко соблюдались и нещадно карались в случае отступления от канонов. Естественно, кто из профессионалов захотел бы подавать руку помощи бедной афроамериканке, которая в жизни ни разу не посетила преподавателя пения и не пользовалась распевками перед выступлениями.

''Она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неограненный алмаз'', - отзывался о ней Чик Уэбб, но благодаря Элле, за четыре года до кончины, на него упали первые лучи славы, а впоследствии его имя было вписано в историю, как ''того, кто дал Фицджеральд славу''.

Наряду с Эллой сияла джаз-дива Билли Холидэй, которая, возможно, уступала в популярности ''неограненному алмазу'', но своим броским и довольно сложным характером, силой пробилась в мир популярной музыки, попутно рассказывая о проблемах чернокожего населения США, что в тот отрезок времени считалось табу.

С 12 или 14 лет она была несколько раз арестована за проституцию вместе с матерью и пела в кабаках, которые отказывались придерживаться сухого закона. Спустя практически 10 лет такого образа жизни, благодаря Джону Хэммонду, продюсеру, который познакомил её с восходящими артистами жанра Каунтом Бэйси и Арти Шоу, в 1939 году она записывает песню "Strange Fruit" ставшей протестом против линчевания и расизма по отношению к афроамериканцам.

Ходит легенда, что за свою карьеру ни один продюсер не решился на то, чтобы в биг-бэнде кто-то стал на место Холидей. Она могла уйти только по собственному желанию, чего не было ни до, ни после неё.

Андеграунд джаз*

*под андеграундом здесь имеется в виду внимание к персоне, не к работе

Несмотря на, казалось бы, тесное взаимодействие между музыкантами, всё же находились те, кто оставался в тени, без пристального внимания к ним со стороны медиа. Среди музыкантов-женщин превалировали пианистки и сонграйтеры, услугами которых начали пользоваться примерно с 20-х г. XX века. Ярчайшими андеграунд представителями были:

  • Лил Хардин Армстронг. Вторая жена великого Луи Армстронга с которым у них было плотное сотрудничество в 20-е годы. Самые известные композиции - "Struttin' with Some Barbecue", "Don't Jive Me", "Two Deuces", "Knee Drops", "Doin' the Suzie-Q" и "Just for a Thrill".
  • Кора "Лови" Остен. Наряду с Лил Армстронг в 20-х считалась самой популярной и влиятельной женщиной того периода. Пианистка.
  • Дороти Филдс. Одна из самых плодовит сонграйтеров в жанре за всё время существования. Написала лирику для более чем 400 песен, большая часть из которых исполнялась Дюком Эллингтоном. Была соавтором созданных Джимми Маку джазовых стандартов и композиции "The Way You Look Tonight" в исполнении Джерома Керна, которая в 1936 году получила Оскар за лучшую песню.

Рок-н-ролл

Закат джаза дал жизнь новому популярному жанру - рок-н-ролл’у. На смену чисто ''черному'' стилю исполнения, пришла смесь американского белого кантри и традиционного блюза. Саксофон и пианино отошли на задний план и стали фоном, вместо ведущих инструментов. На первый план вышла ритм-секция: контрабас и ударные. Визитной карточкой стала электрогитара.

Очередной всплеск, очередной идол - Элвис Пресли. Казалось бы, что персона и успех Эллы Фицджеральд существенным образом не сделали ничего для уменьшения шовинизма мужчин, наоборот. Отчасти благодаря этому, отчасти благодаря тому, что аудитория состоит не только из девушек, но и из мужчин, машина индустрии выдаёт два громких имени, настоящих звезд в прямом смысле этого слова, и самое главное, - женщин: Конни Фрэнсис и Бренда Ли.

Как современная журналистика окрестила Марию Чайковскую ''Вакарчуком в юбке'', так и Конни Фрэнсис называли ''Фрэнки Эвалоном в юбке'' после 1958 года. Технически, критики признавали её превосходство над некоторыми коллегами-мужчинами и отдавали должное в умении держать мелодию. Образ вечной озорницы, красивейшая улыбка, парочка успешных хитов, приближающиеся 60-е, которые перевернули культурную Америку с ног на голову, сделали Фрэнсис той, кому всё никак не могут отдать лавры ''самой успешной поп-исполнительницы'' всех времён из-за соперничества за статус с Мадонной.

Брэнда Ли была женским воплощением рок-н-ролла и могла бы вполне наступать на пятки Элвису, если бы не время, в котором она смогла заявить о себе - 60-е. Она была миниатюрна и казалась даже хрупкой, зато голос был, по словам Паскаля Джереми, ''отчасти пропитым, отчасти негроидным, но не лишенным женственности''. После, подобные описания будут лететь в сторону Дженис Джоплин.

История говорит, что в 60-е Брэнда закрывала пятерку самых популярных артистов, вслед за Элвисом Пресли, The Beatles, Рэем Чарльзом и вышеупомянутой Конни Фрэнсис.

Подпольный рок-н-ролл

60-е в начале продолжали гнуть линию тотального мужского доминирования в популярной музыке. Исключения из правил были описаны на примере вышеописанных женщин. Индустрия пока еще смотрела на женщин только в качестве ''закулисных'' работников: инструменталисты, сонграйтеры и бэк-вокалистки. О серьезной работе продюсера речь даже не заходила.

Заметные представительницы периода:

  • Кэрол Кинг. В начале периода работала в соавторстве со своим мужем Джерри Гоффином и написала порядка двадцати хитов для разных исполнителей. Является одной из самых значимых и влиятельных сонграйтеров второй половины 20 века. 118 треков с её участием занимали лидирующие позиции Billboard Hot 100 в период между 1955 и 1999 годами. Также написала 61 хит, которые возглавляли чарты Британии в период между 1952 и 2005 годами.
    Добилась мировой популярности в 1971 году с выходом альбома ''Tapestry'', который продержался на первом месте Billboard 200 15 недель и в общем находился там порядка 6 лет. Во всем мире продано более 75 миллионов копий её работ.
  • Элли Гринвич. Также творила в тандеме со своим супругом Джеффом Барри. Принято считать, что в 60-е именно она популяризировала творчество первых гёрл-бэндов.
  • Лора Ниро. По мнению когорты американских тематических изданий стала популяризатором белого соула и создателем своего собственного музыкального саунда, который объединил джаз, классический r’n’b, фанк, соул и рок. Введена в Зал славы рок-н-ролла в 2012 году как исполнительница.

Классический рок

Это был тот же хронометраж, но совершенно другой мир. Рок-музыка зарождалась в 60-е, и нет смысла рассказывать вам, кто стоял у руля тогда и кто стоит у руля сейчас. Есть смысл упомянуть отдельно ото всех Дженис Джоплин, чей вклад в общую музыкальную историю оставляет желать лучшего, по праву его можно назвать даже нищим, но заслуга её в другом - она показала на своём ярком примере, что рок-стар клише применимо не только к мужчинам.

Это была та самая развязная девка, за которую тебя будут ругать родители, приведи ты её в дом. Наркотики, алкоголь и всё вот это, казались обыденностью, но в купе с огромных масштабов харизмой, сильным вокалом и какой-то неописуемой магией, Джоплин дала смачного пинка всем, кто сомневался и не верил в то, что женщины могут в рок.

Если блюз, это когда хорошему человеку плохо, то Дженис своими выступлениями доказывала это в полной мере и люди её понимали. Не просто так ведь на концерты приходили десятки тысяч зрителей, правда?

Продолжение статьи выйдет на следующей неделе 

Neformat.com.ua ©