Gamardah Fungus: Нам важнее внутренний баланс и душевный комфорт, а не внешние факторы

Производительности электронно-акустического проекта Gamardah Fungus из Днепра стоит позавидовать – на днях дуэт презентовал уже 10-й (!) по счету альбом. Каждый релиз команды – эксперимент, впитывающий в себя духовный опыт участников и расширяющий кругозор слушателя за счет использования необычных музыкальных инструментов и отсутствия привязанности к любым музыкальным жанрам. О "юбилейном" релизе, необычных местах выступлений, кинематографе и не только, мы пообщались с Игорем Яливцом (электроника) и Сергеем Ягодой (струнные).

- Несмотря на вашу известность за рамками Украины, некоторым нашим читателям только предстоит о вас узнать. Как вы сами представляете свое творчество людям, которые с ним еще не знакомы?

- Все зависит от того, насколько слушатель "подготовлен" к такой музыке. Бывает достаточно очертить жанры, в которых мы, преимущественно, работаем, и добавить пару слов об инструментарии, который используем. Но если человек никогда раньше не слышал ничего, кроме теле- и радиоформата, то приходится объяснять терминологию, специфику, историю этой музыки. Последнее, правда, мы делаем крайне редко потому, что не любим вешать ярлыки на музыку и нам бы хотелось, чтобы люди сами искали информацию перед походом на концерт. Вообще, современное искусство – это больше восприятие, чем объяснение. Но если реципиенту интересна кухня, продакшен, подробности, то в эпоху интернета все можно узнать – для этого, помимо прочего, делаются подобные интервью.

- Каждый ваш альбом совершенно отличен от других и новый релиз "Crossing The Wasteland" не стал исключением – вектор сместился от эмбиента в сторону индийской народной музыки. Расскажите, пожалуйста, как он рождался.

- Последние несколько лет действительно выходили очень разные альбомы. Возможно потому, что нам интересно искать новые формы выражения, а не топтаться на месте, не зацикливаться на одном стиле. Не факт, что мы снова не вернемся к тяжелой гитарной музыке или к авангардному джазу... На новом альбоме, безусловно, все еще заметно влияние эмбиента, но хочется надеяться, что внимательный слушатель ощутит также отсылки к сакральной и народной музыке Индии, которой мы во многом вдохновлялись, создавая этот релиз.

Здесь мы делали акцент не на многослойность текстур, а на композицию – минималистичную, репетативную, но в то же время глубокую и сложную благодаря игре с паузами и ладами. После небольшого путешествия по пустыне Тар в прошлом году, очень хотелось поработать именно с азиатской музыкой, передать атмосферу тех мест, но сместить акцент "народности" в сторону "постмодерна". Таким образом, получился своеобразный ворлд футуризм, основанный на аутентичных мотивах, переосмысленный сквозь призму современных синтезаторов и гитар. Теплые и сухие осцилляторы модульных синтезаторов здесь переплетаются с народными индийскими инструментами вроде танпуры и ситара, поверх которых солирует акустическая гитара. Мы так увлеклись процессом, что альбом был записан на одном дыхании и почти не подвергался постобработке и редактированию.

- При создании альбома вы вдохновлялись путешествием в Индию. Чему нашей культуре стоило бы поучиться у индийской?

- Индия вообще очень специфическая страна, в которой каждый заинтересованный находит что-то свое. Нам она интересна, прежде всего, как источник древней культуры, сохранившейся до наших дней, как ареал духовных поисков и источник уникальных полевых записей. А для того, чтобы размышлять на подобные темы, нужно, как минимум, быть экспертом в области культурологии обеих стран, поэтому вряд ли мы можем разбрасываться заявлениями вроде "чему стоит поучиться".

- Вы используете множество примочек и необычных инструментов. Создаете их сами или привозите из путешествий? Расскажите о последних интересных изобретениях и находках.

- В разное время мы использовали тибетский горн канглинг из тазобедренной человеческой кости и древние ацтекские инструменты. Что-то привозили из путешествий сами, что-то нам дарили друзья, которые знают нашу любовь к редким оригинальным артефактам. Кроме того, для записи предыдущего альбома мы сконструировали и немного усовершенствовали шумовой инструмент из серии механизмов интонарумори по схемам одного из главных адептов футуризма Луиджи Руссоло. Помимо альбома, его можно было услышать и на нескольких наших выступлениях, например на фестивале Next Sound в 2017 году.

После записи индийского альбома, летом 2018 года, мы увлеклись конструированием небольших самодельных акустических приборов и примочек, которые неспешно начинаем использовать и на концертах наряду с гитарами и модульными синтезаторами. Не хотелось бы углубляться в технические аспекты их работы – лучше это все увидеть и услышать вживую.

- Важно ли для вас уединение при создании и записи музыки? При прослушивании создается ощущение, что вы записываетесь в лесной хижине или загородном доме, вдали от цивилизации.

- На самом деле два наших предыдущих альбома "Fairytales" и "Herbs And Potions" родились именно в лесных хижинах в Карпатах, вдали от цивилизации. Потом, конечно, мы дорабатывали и дописывали материал, но множество полевых записей и некоторых инструментов было сделано именно в лесах и на болотах. Новый альбом тоже был вдохновлен путешествием по пустыне. Исходя из этого, наверное, действительно можно сделать вывод, что уединение для нас важно. Хотя мы никогда целенаправленно не концентрировали на этом внимание. Запись музыки для нас – своего рода медитация, так что нам важнее внутренний баланс и душевный комфорт, а не внешние факторы.

- Не могу не спросить: рецензию на ваш альбом опубликовали в известном журнале The Wire. Как это вышло?

- Да как-то само собой все вышло. Сначала The Wire, потом Bandcamp. Профессиональные издания, потому и интересно читать, что их авторы не ангажированы общественным мнением и не скованы рамками. Тут есть два главных фактора: ваша музыка должна быть действительно интересной и самобытной, и ее должны услышать потенциальные рецензенты. И уже потом, если материал их заинтересует, то о нем напишут в не зависимости от того, известный на весь мир вы музыкант или нишевый экспериментатор. Так произошло и у нас. На один из треков с прошлого альбома нам нарисовал клип очень крутой мультипликатор Николай "Kol_Belov" Белов, с которым мы давно дружим. Клип засветился на лейбле Flaming Pines, на котором выходил альбом, и очень понравился журналистам из The Wire, которые его там и увидели. Они написали с просьбой послушать весь альбом и потом захотели сделать большую статью о группе. Так все и сложилось.

- Сотрудничество с лейблом Flaming Pines дало вам возможность заявить о себе за пределами нашей страны. Большой ли фидбек от заграничной аудитории и появились ли преданные фанаты, которые вам пишут личные сообщения?

- С фанатами вообще происходят странные вещи. У нас есть несколько слишком преданных иностранных фанатов, которых пришлось забанить на Фейсбуке потому, что они писали кучу сообщений под каждым постом и в личку. Просто тотальный спам восторгов и восклицаний. Но есть и адекватные люди, которые особо ничего не пишут, но покупают все альбомы, следят за лейблами, релизами и т.д.

Flaming Pines - отличный лейбл, во многом благодаря куратору Кейт Карр, которая тоже является замечательным музыкантом. Наши альбомы выходили в Европе и до этого, но с Кейт мы сработались с полуслова, поэтому вот уже несколько альбомов выпустили у нее. Безусловно, наибольший фидбек от иностранной публики мы получили на этом лейбле. Хотя в ближайшем будущем планируем издаваться и на других не менее интересных платформах, о которых пока не можем говорить.

- Как вообще относитесь к нашему странному феномену известности среди слушателей: преимущественно творчество украинских коллективов начинают ценить после того, как они зарекомендуют себя за границей. Это определенный снобизм или же ограниченность слушателей ввиду большого количества доступной музыки?

- Это скорее не снобизм, а ограниченность и отсутствие собственного мнения. Только дело не в большом количестве доступной музыки. Хорошей музыки по-прежнему очень мало. Дело в лени и нежелании воспитывать себя, расти духовно и интеллектуально. Многие люди ходят не слушать музыку, а потусоваться на определенных мероприятиях и локациях, чтобы потом рассказать в социальных сетях о том, какие они модные и продвинутые. На деле же – просто жертвы информационных технологий и чужого мнения, навязанного рекламой. Поэтому сейчас людям так важно где и с кем вы выступали, где издаетесь, кто о вас пишет и нравится ли ваша музыка авторитетам ваших потенциальных слушателей – организаторам фестивалей, журналистам и т.д.

03

- На вашем счету большое количество выступлений, включая выступление на Koktebel Jazz Festival. Увеличился ли, за последние годы, интерес украинской аудитории и как оцениваете положение вещей: экспериментальная музыка остается андеграунд культурой или же набирает обороты?

- Всегда хочется куда-то спрятаться от слов "андеграунд" и "экспериментальный", но, наверное, никуда от них не денешься в ближайшее время.
Если быть честными, то, кажется, что искренний интерес украинской аудитории может увеличиваться только к телевизионным шоу талантов и эстрадным музыкантам, которые покупают контекстную рекламу, сммщиков и которых гордо сейчас называют "новою українською музикою". Этот интерес видно невооруженным взглядом и измеряется он просто – деньгами.

Есть еще техно фестивали, которые вроде как у нас действительно набирают обороты и, соответственно, становятся более-менее массовыми. Только вряд ли можно назвать это "экспериментальной" музыкой. Глубже вникать в то, кому что сегодня интересно, у нас нет никакого желания. Мы не гонимся за трендами, не отслеживаем тенденции и не переживаем об актуальности или заинтересованности нашим проектом потому, что занимаемся любимым делом и создаем музыку в свое удовольствие, а не для того, чтобы кому-то понравиться, попасть в струю или захватить концертные площадки и клубы.

- Не так давно вы играли на крыше музея в Днепре. В каких еще интересных местах вам доводилось выступать?

- Мы выступали во множестве интересных мест: в планетарии и в аквариуме, в лесу и на пляже, в подземельях и на крышах, в театрах, в музеях и даже соборах. Для нас очень важно место проведения ивента. Это, наверное, вообще один из основных факторов принятия или отказа от приглашения выступить на том или ином мероприятии для Gamardah Fungus. Атмосфера пространства, аура локации, архитектурная и историческая ценность – все это играет большую роль для нас и прямым образом отражается как на нашем выступлении, так и на восприятии слушателей.

- Планируете ли расширять состав в будущем?

- Несколько раз мы пытались взять в команду различных музыкантов: саксофон, виолончель, флейту и даже аккордеон. Более или менее результативным было только сотрудничество с саксофоном, которое, впрочем, тоже оказалось временным и не привело к тому, чего мы хотели. Поэтому пока что мы не спешим брать в команду новых музыкантов. Хотя идея поработать с духовыми все еще витает в воздухе.

- Что думаете об украинской экспериментальной сцене? Кого из исполнителей (не только экспериментальных) выделяете для себя?

- Думаем, что, не смотря ни на что, сцена потихоньку развивается. Во многом этому поспособствовал Интернет, возможность доставать нужную информацию, книги, заказывать инструменты, проходить онлайн курсы, общаться напрямую с иностранными музыкантами и ездить за рубеж. Мы поддерживаем дружеские отношения со многими отечественными авангардными музыкантами из Киева, Харькова, Одессы, Новой Каховки и Днепра. Выделять кого-то одного не хотелось бы.

- Кто и что повлияло на ваш интерес к музыке и чем вдохновляетесь сейчас? Расскажите о любимых книгах и кинематографе.

- Кинематограф неслабо влияет на наше творчество потому, что мы оба большие киноманы. Это можно заметить, если внимательно отслеживать нашу дискографию – в названиях и в атмосфере треков много отсылок к любимым режиссерам: Дэвиду Линчу, Джиму Джармушу, Ким Ки Дуку, Акира Куросаве и другим. То же самое касается и книг. К примеру, все пять треков альбома "Hidden By The Leaves" названы в честь книг, которые повлияли на нас в разные периоды жизни. А название альбома означает "Сокрытое в листве". Это адаптивный перевод книги Хагакурэ – трактата о бусидо, о жизни, чести и смерти самурая.

Как вы могли заметить по интервью, азиатская философия и мироощущение нам очень близки. В том числе и традиция мистического созерцания Дзен, благодаря которой мы научились замечать самую суть вещей и находить вдохновение в окружающем нас мире, в природе и внутри себя. Музыка для нас – такой же результат созерцания, медитации, и связующее звено между материальным миром и просветлением, как бы банально это не звучало.

02

- В каких странах планируете или хотели бы еще побывать?

- Нам бы очень хотелось поиграть в Японии и Исландии. А если в плане путешествий, то все страны по-своему хороши, в каждой можно найти что-нибудь интересное и получить новый опыт. 

- Расскажите о ближайших планах Gamardah Fungus.

- Ближайшие планы – это несколько концертов в интересных локациях, запись следующего альбома и выпуск сборника отечественных музыкантов. Также хотелось бы финализировать наш проект с самодельными электроакустическими примочками. Ну а еще дальше загадывать не будем – время покажет.

Gamardah Fungus в сети:

https://gamardahfungus.bandcamp.com
https://vimeo.com/gamardahfungus
https://soundcloud.com/gamardahfungus
https://www.facebook.com/GamardahFungus/

Фото: Влад Лемм и Людмила Добровольская

Neformat.com.ua ©