Эпатажные группы Украины. 10 провокаций из музыкальной табакерки

В 1990-е годы существовали школы популярности для современных художников. Там не самых талантливых, зато наглых, не самых трудолюбивых, зато циничных, учили становиться известными. Достигался подобный результат, как правило, при помощи провокаций и эпатажа. По одной из версий, именно при помощи двух этих качеств можно быстро и громко прославиться.

Среди музыкальных проектов такой путь используется с завидной регулярностью. Благо, инструментарий для подобных действ общество создало на несколько поколений вперёд. Примеров вызывающего поведения, ответной реакции масс, провокационного внешнего вида, громких заявлений и т.д. записано в истории столько, что очередной аморальный выпад сегодня считается уже поп-культурой.

В Украине также есть коллективы и исполнители, которые стараются максимально выжать из своего творчества спорных и противоречивых моментов и покормить ими публику. Сфер для реализации подобного материала существует уйма, способов его приготовить  - миллион.

Мы решили сделать небольшой обзор и взяли как пример представителей ряда жанров от хип-хопа до перформанса на грани. Ниже вашему вниманию:

re-VENGEance 

Трэш, угар и посмеяться из Одессы предлагает шок-рок ансамбль re-VENGEance. Своими хлесткими и острыми шоу они уже успели поразить жюри "Х-фактор" (программа из телевизора — авт.).

Музыканты веселые, очень честные и с хорошим чувством юмора, без популистских шуточек. Группа существует с 2013 года и уже выпустила 4 EP. Пока долгого концептуального альбома у группы не наблюдается. Возможно, из-за того, что хохот мешает что-то длиннее 20 минут сделать. А, может, еще публика не готова. Как показало всеукраинское шоу — аудитории до сих пор необходимы смазливые романтические нотки вместо здорового смеха.

Со слов коллектива они играют youTHRash-vvhoRЯoR. В названиях re-VENGEance явно прослеживается любовь музыкантов к заглавным буквам. Последний их релиз также не обошел вниманием букву "П" и называется "ПедоПутлер". Там всего одна песня, и за ее длительность в 1:25 тема полностью раскрыта, дополнить нечем. И тут музыканты точно добились своего, так как после этого релиза про одесситов написали чуть ли не все украинские СМИ.

Их первые выступления на СТБ смотрятся с улыбкой и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что, наверное, никогда не станет скучно наблюдать за реакцией публики из телешоу на подобные перформансы от "рокеров".

The Nietzsche

Мать-кор тоже может быть смешным и даже самоироничным. Еще одна группа из столицы юмора Одессы с несвоими поэтическими откровениями и костюмированными выступлениями почти как у New York Dolls. В The Nietzsche поет чужие стихи вокалист группы Septa. Их концепт — крики поэзий Маяковского, Уитмана, Уайлда, Буковски, Керуака и других зарубежных рифмоплетов под сложные рифы электрогитары и сбитые ритмы барабанной установки.

Во время исполнения стихотворений очень важно нарядиться в парики и какие-то нелепые шмотки. Подобное альтер-эго сейчас не в новинку — у русских рэперов, например, встречаются довольно часто.

Но, поскольку в Украине с хип-хапом на большой сцене только начинает складываться, за подобные сайд-проекты взялись музыканты потяжелее. В проекте также заняты участники групп Борода Ивана, Facepalm и Debbie Mills.

Так, глядишь, среди неометаллистов и почтовых хардкорщиков станет почетным почитывать Бродского или Бодлера, покачиваясь в одесском трамвайчике с Пересыпи до Поскота.

O'Hamsters

Поистине бодрая, задорная и пьяная музыка этот кельтский панк. Мало кто знает, но ирландцы по всему миру распространены приблизительно также как евреи или китайцы. И где бы они не жили царит их дух угара в зеленых одеждах.

Ирландцем можно быть и в душе, а не по маме с папой. Это подтверждают украинские O'Hamsters. Эпатажным их творчество выглядит из-за характерных для такого стиля музыки текстов и соответствующего поведения до, во время и после выступлений.

Но вот провокацией… Вряд ли саундтрек к залихватскому пьянству, чаду кутежа и дебошу можно назвать вызывающим. Впрочем, драка ради драки разве что. Но, как говаривал один поклонник подобной музыки "лучше пойти под сценой в слэм ворваться, чем шапки в подворотнях снимать".

"Хомяки" выполнены в традиции жанра настолько, что после прослушивания любого альбома хочется пойти накатить и загорланить "шесть недель потратил я в Дублине, шесть недель просто так, вашу мать".

Пошлая Молли

Для следующей группы пришлось нырять в гольфстрим с головой. Если хочешь быть молод, слушай популярный панк-рок! Подростковая тема, половое с мозговым созревание, социальный смех и спонсирующие родители — чем не провокация для человека за двадцать?

Вирусный продукт из мультистуденческого города Харькова. Остро, модно, молодежно. Только нюанс — все это дело в музыкальном плане отдает приличным таким нью-рэйвом, под который более десяти лет назад скакали на дискотеках, а не под сценой. Пока это направление привело молодой и динамично развивающийся коллектив на концертные площадки с наполняемостью 500+ человек.

Посмотрим, как их концерты будут выглядеть в этом году. Но вся соль еще в том, что группа цепляет даже самых высокомерных музыкальных снобов ростом выше потолков в дореволюционных домах.

Еще один нюанс — для каждого культурного цикла (говорят он сейчас короткий — по 4 года) есть своя в меру хулиганская, в меру пошлая и в меру молли.

Курган и Агрегат

Направлений музыки, которая заставляет публику обратить на себя внимание, существует наверное даже больше, чем самих способов эпатажа. Например, хип-хоп — самый популярный сейчас стиль.

В нем до сих пор остается непаханое поле для экспериментов и самовыражения. Рэп, кстати, в последнее время, как элемент сценического и кабацкого действа используется довольно часто. А, поскольку тема гопоты и села у нас неисчерпаема, то ее можно юзать в нещадных масштабах, доводя до пограничных состояний.

Про Курган и Агрегат писано уже было столько, что лишние дифирамбы или очередной обзор "люмпен рэпа" будет скучной мышиной возней. Исследовать их с точки зрения нового интеллектуального пласта тоже уныло. Цитировать тексты с матюками — уже было. Радоваться успеху — конечно, но уже тоже было. Знаете чего не было?

Kurwa Matj

Сравнения, так как хип-хоп как стеб присутствует не только в восточной культурной столице нашей страны. Явление хорошо развито и в западном центре искусства, вежливости и веры в кофе. В прошлых публикациях neformat.com.ua уже упоминал такое явление, как кабаре на украинской сцене.

По этому поводу во Львове присутствует Гумор Кабаре "Вечір Колєг" - Grupa "Kurwa Matj", они еще известны как Загорецька Людмила Степанівна. Их тематика также lumpen-social, только с акцентом на таможенные реалии. Например, контрабанда сигарет в Польшу.

Обе группы от хип-хопа без улыбки и притопа слушать не получается. Обе группы от хип-хопа о суровой реальности через призму иронии, но с серьезным лицом. Настроение поднимают как массам, так и элите.

Именно благодаря "народному" подходу их провокация работает во благо, только одно западло — их сатиру может разглядеть не каждый слушатель.

ХЗВ

Поскольку речь зашла о кабаре, а в нем без элемента шоу и представления никуда, то список провокаторов никак не обойдется без Хамерман знищує віруси. Эти двое уже третий десяток лет веселят и шокируют публику своими костюмированными выступлениями и матюкливыми текстами на суржике.

Альберт и Владимир каждое свое выступление превращают в гротеск и доводят каждый сет ХЗВ до абсурда. Их сценические образы могут варьироваться от аристократии XVIII века до абсолютного идиотских поклонников "совка" или жидомассонского заговора с соответствующей картонной атрибутикой, напяленной практически на голое тело. Балансировка на грани кича и безвкусицы им при этом удается. Группа выступает постоянно, но последний альбом издавала в 2010 году. Хотя, говорят, что сейчас уже их и не надо выпускать.

Иногда, правда, визуальной составляющей слишком много.

ОПД 

Еще одна группа из трех букв появилась приблизительно в то же самое время, когда и ХЗВ. Оркестр предрассветных духов — это антимузыка. В ней нет ни капли провокации. Как раз этот дуэт иногда заходит за грань. Их гротеск иногда уже просто показывает параллельный мир на сцене. Провокация ОПД — это с ног на голову, вернее по голове. У них нет цели прославиться. Их эпатаж — это самоирония.

Сложно сказать, что твориться в голове у подобных творцов и насколько они настоящие. Некоторые умело скрывают себя за лицом ошарашенной публики, а некоторым просто нравится, что публика веселится и никакого профита из этого, кроме энергетического они не извлекают. Поржать и погнать — самое то!

Единственное — ни в одном учебнике с формулами и определениями не написано как рассчитать насколько хватит запала абсурда и как быстро от него начнет уставать публика.

Сон Совы 

В психологии есть понятие вербального и невербального общения. Эти же два эпитета отлично подходят к провокации. Если в популярных стилях и прилагаемой к ним прямой лирике без тени намека все понятно и сразу можно смеяться, то в авангардном джазе сначала приходится думать. Группа Сон Совы с таким жанром выбрали для себя не самый простой путь к популярности и признанию. Но, на удивление это работает.

Молодой проект уже популярен не только среди ценителей странного и красивого. Группа набирает обороты и постоянно принимает участие в каких-то ярких проектах. То она саундтреком для танцевального перформанса сыграет, то украинские мультики 1920-х — 1930-х годов озвучит, а то и под чтение поэзий Ступке и Щуру подыграет.
Они тоже с костюмированным шоу и тоже со странным юмором. Монти Пайтон и Майти Буш, Майк Паттон и Джон Зорн вероятнее всего пляшут в головах у участников проекта.

А вывод тут один — посмотрим насколько этот авангард зайдет далеко в люди своей популярностью.

Кожаный Олень

Люди мрут от ОРЗ, люди почками страдают… Расскажи, мне расскажи, где найти мне точку g… Сразу вспоминаются и многие другие тексты КОленей.

Любую из песен группы можно разбирать на цитаты и… громко ржать. Порно-ска-панк от Кожаных оленей как раз тот случай, когда ненапряжно, стебно, легко и в кайф. Хочется и под сценой поплясать (музыка же танцевально-прыгательная у них), и пивка попить.

Мозг не перегружается от извращенного юмора и нагромождения смыслов. Провокация есть, она на поверхности, но она не раздражает. Эта группа обращает на себя внимание честной непосредственностью.

В этом году коллективу 20 лет, за плечами 4 альбома, скейтерский и панковский задор на месте и подростковый тоже.

Как видно из небольшого списка, эпатаж и провокацию можно натянуть на любой музыкальный жанр. При этом необязательно наступать на нормы общественной морали или включать тотальный нигилизм. Поведение и музыка такого рода — это самое, что ни на есть искусство! И для овладения им нужно обладать нетривиальным талантом. А слава Герострата или совет старухи Шапокляк в эту сторону не работают.

Neformat.com.ua ©