"Когда фотки?" Интервью с Артёмом Проновым и Вероникой Гусевой

Концертная фотография – неотъемлемая часть музыкальной сцены. Благодаря красивым снимкам мы имеем возможность снова и снова окунуться в атмосферу любимого концерта и переживать его вновь. Сегодня героями нашего интервью стали Вероника Гусева и Артем "Slippy Inc" Пронов, которые расскажут о специфике работы музыкальным фотографом, любимых снимках и не только.

- Какое оборудование сейчас используешь чаще всего?

Артем: Для фоток всё тот же старый добрый Марк 2. Недавно наконец-то взял себе долгожданную 35-ку на него. Ко мне позже всех дошло понимание, насколько это важная и удобная линза, даже в версии за 100$.

Вероника: Сейчас снимаю на полнокадровый 5dmkIII, раньше это был 6d, оптика - в зависимости от потребностей. Для маленького помещения - что-нибудь широкоугольное или иногда фишай (если Артем даст), вспышка на длинных выдержках. Сейчас вот вернулась с Файного Міста - на фестивале, например, без телевика не могу. С ним проще добраться до лиц людей в толпе и получить максимально живой результат: люди то меня не видят. Вообще, моё любимое стекло, в последнее время - это фикс на 40мм. Универсально: и портрет, и концерт и все, что душа пожелает.

- Помнишь с чего началось твоё увлечение фотографией и первую серьезную съемку?

Вероника: Как и у многих, началось с детства. Пленочные мыльницы из 90-х навсегда останутся в памяти самыми теплыми воспоминаниями. Первая серьезная съемка - концерт Animal Джaz в Бинго в 2008-м, это был около репортаж для rock.kiev.ua. Мне безумно хотелось попасть на этот концерт, но денег не было, и я предложила им бартер. С издания - проходка, а с меня пара простеньких фото и коротенькая заметка с впечатлениями о концерте. Помню, на разогреве были Robot’s Don’t Cry и O’Torvald, а мне было ужасно некомфортно от того, что вокруг ходят матерые дядьки и тетьки с огромными объективами и казалось, что они все меня осуждают.

С rock.kiev.ua мы потом хорошо подружились и я много снимала для них. В основном - металл в Бинго. Мегамасс, Анна, ТОЛ - много было крутого!

Артем: Увлечения фотографией как такового не было, оно появилось буквально пару лет назад. Начиналось всё с музыки – просто снимал её и отдавал в ответ на фотках, как благодарность. У меня до сих пор перед какой-то важной (лично для меня) концертной съёмкой стоит персональный вызов – я должен сделать хотя бы один максимально крутой кадр, чтобы они у меня были на фотке, на которую я бы хотел смотреть ещё и ещё. Это я в цензурной версии процитировал мысли, которые у меня были на концерте Underoath или ’68, например, в прошлом году.

Первой серьёзной съёмкой для меня стала та, где я снимал группу, которую хорошо знал давно до этого, не лично, а именно как банду. Это была замечательная и максимально своеобразная группа из плиточной столицы мира – белгородские Tremor. Именно на ней у меня сломался затвор, но хорошо, что уже ближе к концу и всё нужное было снято. Она же была и первой зарубежной съёмкой, хотя ехать с Харькова мне туда было полтора часа.

2_Undreroath_@_Yotaspace_(Москва)

Фото: Артем Пронов

- Какой из своих последних съемок гордишься сейчас?

Вероника: Самые любимые фотки мои концертные были сделаны в Вене на гиге Obey the Brave и Stray from the Path, в октябре прошлого года, в клубе Arena. Я купила билет на этот концерт, сделала себе подарок на день рождения, а снимать даже не собиралась. Камера лежала на поверхности в сумке, но охранники ничего не сказали и я решила рискнуть протиснуться поближе. Зал был не очень большой, человек на 300, sold out, но все получилось, во многом благодаря отличному свету.

IMG_6981

IMG_7448

Фото: Вероника Гусева

Артем: Ну странно, наверное, прямо "гордиться" чем-то, что так и осталось в электронном виде, но мне вот очень нравится что получилось с того, что я зашел к Курганчикам на концерт на Файном вот недавно. А ещё я с фоткой ’68 выиграл третье место на каком-то конкурсе от трансент. Я в таких обычно не участвую, но этот устраивала крутейшая Аня Ульянова, чей мастер-класс и есть мой приз, который я и так и не получил, АНЯ!

3_'68_@_Atlas_Weekend_(Киев)

4_Курган___Agregat_@_Faine_Misto_(Тернопол_)

Фото: Артем Пронов

- Расскажи, пожалуйста, о специфике концертной съемки.

Артем: Специфика её, наверное, в том, что это чуть ли не единственный пример в фотографии, где правил вообще нет. Ты может абсолютно не шарить в матчасти фотика, вспышек или ещё чего угодно, но ты можешь просто снимать, что видишь и слышишь "обьективом от себя" и потом уже разбираться с тем, что у тебя получилось, наблюдая и, по возможности, исправляя ошибки. У меня так и было.

Вероника: Даже не знаю. Нужно соображать быстро, смотреть под ноги, никому не мешать и тогда все получится, какие бы ни были условия. Захочешь сделать что-то хорошо - сделаешь обязательно.

- Как много времени приходилось тратить на обработку фотографий раньше и сколько тратишь сейчас?

Вероника: Раньше я работала в Adobe PS, это было довольно муторно и долго. Четыре года назад я полностью перешла на Lightroom и качество жизни значительно улучшилось. Быстрее и удобнее, особенно когда сроки горят, а долго ковыряться можно где угодно:)

Артем: Та на самом деле почти так же много. Я до сих пор ни одну околомузыкальную съёмку не обработал "на отъебись". Просто раньше это занимало много времени, потому что я не использовал лайтрум и пил пивко, а сейчас, потому что я ещё больше придирчив к картинке и просто-напросто не разрешу себе выпускать фотку, которая лично мне чем-то не нравится хоть немного.

- Приходилось ли снимать концерты за границей? Есть ли какие-то отличия?

Вероника: Съемка за границей - это вообще отдельный пласт моей жизни. В 2014-м году я на полтора года уехала в Великобританию учиться на документалиста и закрутилось. Снимала практически во всех крупных клубах, где обычно играют всякий модный металл и хардкор. Из отличий: за границей ты всегда чувствуешь себя человеком, особенно если ты с бандой или официально аккредитован. Все ведут себя максимально пристойно, даже пьяные посетители. Нет страха перед тем, что тебя задавят, ударят, а даже если и ударят, то извиняться будут весь остаток вечера. А может мне просто так везет. Тем не менее свет бывает чаще плохой чем хороший, приходится выкручиваться со вспышкой.

В общем за границей я отсняла больше 20 гигов. Сначала был тур с Betraying the Martyrs в 2015-м году по UK, в ноябре 2017-го - с Polar, Counterparts и Napoleon.

Фото: Вероника Гусева

Артем: За время этих замечательных туров с Andrew Bear я поснимал почти по всей Европе, но, зачастую, это были не совсем те концертные площадки, на которых можно разогнаться по картинке. Но атмосфера всегда давала своё. Из недавних заграничных позитивных опытов – в Москве, когда мы снимали под руководством того самого Олега Руза DVD для Enter Shikari – я просто максимально завалил с того, насколько там охрана человекоподобнее нашей. Там человеку, упавшему в фотопит, не руки заламывают, а водичку с кулера наливают. Каждый охранник парится, чтобы ни меня ни мой провод не зацепили. Ну котики же.

6_Andrew_Bear_@_Black_Plastic_(Дортмунд)

Фото: Артем Пронов

- Поделись своими любимыми концертными фотографиями

Артем: Cложно выбрать парочку или типа того. Я отношу себя, в какой-то степени, к задротам в этой теме - я и вёл паблик VK про концертную фотографию, и постоянно все ленты во всех соцсетях у меня, в основном, забиты именно этим (вот поэтому я почти ни на кого из знакомых не подписан в инстаграм, а не потому что они постят там пиво и ногти).

Я как-то на Flickr'е нашел замечательную группу с названием "Sound on Film", что, как не сложно понять, было совмещением двух огромных сил – концертов и плёнки. Там очень много максимально неправильных, "нерабочих" фоток и т.д., но это ж просто вообще другая материя и от неё нельзя ничего требовать. Вот такие штуки и есть самым любимым. Уже, наверное, даже не сама фотка, а подход.

Вероника:

Фото: Tom Pullen, XpeesX, Vincent Voll, Brian McCain, Bird Sounds

- Расскажи о факапах, которые могли сорвать съемку или срывали ее.

Вероника: Мои классические факапы - забыть дома карту памяти или аккумулятор на зарядке. Пару раз забывала карту, бежала в ближайший переход покупать новую, за аккумами ездила домой за 15 минут до концерта. Больше так не делаю, всегда перепроверяю все по десять раз.

Артем: Самый главный, как ты говоришь, "факап" - это когда съёмкой и, особенно её организацией, занимается та часть группы, которая ебанько.

- Бывало ли, что организаторы отказывали в аккредитации? С чем это было связано?

Вероника: Отказывают, в основном, в аккредитации на большие городские фестивали, типа U Park и Belive. "Извините, вы нам не подходите" - стандартный ответ. Были и смешные случаи: в 2016 меня забанили на Atlas Weekend. Моя мама живет в одном квартале с Атласом и я, часто не глядя, расписывалась за нее под всякими петициями, одна из таких петиций была против концертной площадки ROOF.

Артем: Не, с этим проблем не было. В основном из-за того, что я почти никуда не подавался.

- От чего зависит твой прайс на фотосессию? К примеру, сколько примерно будет стоить промо-фотосет для группы?

Вероника: 100$ - стандартный прайс для всех, я почти научилась уважать себя и свой труд. Исключение - те случаи, когда я сама предлагаю съемку, когда хочу воплотить свою задумку. Но в последнее время у меня с идеями напряг, посему просто слушаю пожелания заказчика.

Артем: у меня всегда есть 3 ценовых категории, от меньшей к большей:

1 – чуваки, которые делают музон
2 – чуваки, которые делают продукт
3 – ебучие кавер банды

- Как находишь компромисс в случаях, когда ты выбрал локацию и выставил кадр, но у группы иное представление о том, как они должны получиться на фото?

Артем: Вся грусть в том, что у большинства наших групп на этот счёт нет ни малейшего представления. Но вообще такую ситуацию сложно представить – так как на нормальной съёмке весь контроль абсолютно всего происходящего должен быть полностью на мне. Я просто в процессе сверяюсь насчёт некоторых нюансов картинки или идеи.

Вероника: Такое бывает очень редко. Желание клиента - закон, на фотки это распространяется тоже, Студия - значит студия, кирпичная стена - значит кирпичная стена. Локация, шмотки, прически, макияжи (для любых съемок, не только промо групп) - все это проговаривается заранее. В процессе съемки материал отсматривается, делаем выводы, работаем дальше.

- Какой вид съемки (помимо концертной) тебе близок?

Артем: Я понимаю, что я очень мало в жизни снимал просто интересных портретов и т.д. Хотя мне искренне нравилось то, что иногда получалось. Так что, дорогие читатели и читательницы, – если у вас есть толковые мысли по красивым съёмкам TFP – моя личка и сердце открыто)

Ещё мне недавно кто-то подкинул мысль про спортивную фотографию (футбол, баскетбол и т.д.), и я подумал, что мне было бы интересно в такое ворваться попробовать. Мне кажется, с концертным опытом ловить моменты в спорте будет вполне прикольно.

Ещё я в инсте где-то подписан на чувака со Штатов, который зарабатывает тем, что снимает музыку и, мать его, профессиональный реслинг! Это ли не ебучая жизнь мечты?

12_Vivienne_Mort

Фото: Артем Пронов

Вероника: В последнее время мне все больше нравится снимать людей в крутой одежде - это вроде "фэшн" называется? Пробую новые ракурсы, новые локации, новые условия работы в общем. Пока я полностью в этом всем еще не разобралась, но на носу несколько студийных съемок для молодых украинских дизайнеров и приходится учиться на бегу.

- Что думаешь о концертных видео? Назови свои самые любимые

Вероника: Концертные видео мне пока сложно понять с точки зрения их производства. Вроде бегаешь-снимаешь, но никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Пытаюсь снимать сама, что-то монтировать, Мне очень нравится то, что делает Лукас Энглунд для Parkway Drive и Том Грин для Frank Carter and the Rattlesnakes. Cтараюсь смотреть больше западных имен, но, к сожалению, запоминаю все меньше и меньше.

Артем: Когда спрашивают о каком-то "том самом" концертном видео, то на ум сразу приходит Locust Star от Neurosis. Тут всё без объяснений. Там пиздец. А так я, конечно же, люблю все эти AudioTree, KEXP, Tiny Desk Concert и т.д. Отдельно бы отметил A Take Away Show за все их эти уличные лайвы одним живым дублем.

Из последнего, самое крутое что я видел - это те два максимально тёплых лайва TigerJaw на AudioTree Far Out. Очень уж круто там всё - и вставочки эти в начале, и сама локация, и вообще всё. Из своих мне максимально нравится что у нас вышло в OTELе с Bojevilla. Вот прям именно так, как это и представлял. Спасибо Веронике Гусевой и Саше Цуки за помощь, кстати!

- Какие музыкальные открытия сделал для себя в последнее время?

Артем: Don Broco, чувак! Это ж топ оф зэ топ оф зэ ворлд! Видно, что они максимально кайфуют, от всего что делают. Там секс на сексе просто. Из моих знакомых они не понравились только уёбкам. A так вот из недавно добавленного и долго в плеере играющего выделю тех же TigerJaw, Warpaint, Vince Staples, а ну и конечно же новый Night Verses! И вот BinkBeats сейчас слушаю. Очень интересный тип.

Вероника: О музыкальных открытиях говорить сложно, на самом деле: все больше слушаю подкастов и аудиокниг. Если сжать понятие "последнего времени" в прошедшие года два - это будут Don Broco, Being as an Ocean, Arcane Roots, Loathe, Silent Planet, из электроники - The Midnight, Kiasmos, из хип-хопа - Logic.

- Не думал\ла о выпуске о выпуске своей книги фотографий?

Артем: Хочется, конечно, что-то такое, но я абсолютно не представляю, кому оно у нас тут, кроме друзей и около коллег, надо. У нас этой культуры как таковой нет и всю силу этих штук мало кто понимает. Сториз же есть с канца, какие книги?

Вероника: А книга-то у меня уже есть! Точнее не книга, а альбом скорее. После тура с BTM (как часть дипломного проекта по документалистике) я маленьким тиражом напечатала ее и назвала "Finding Faith in Negative Spaces". Внутри - бэкстейджи с концертов в Кардиффе, Глазго, Манчестере, Лондоне, Ноттингеме, Cаутхэмптоне. Темные коридоры, саундчеки, дневной сон на полу, встречи с близкими друзьями из других городов. Последний разворот - мой самый любимый: набережная Брайтона на закате, снятая со стороны входа в клуб Audio.

brighton bus

Фото: Вероника Гусева

- О чем мечтаешь в рамках творчества? С кем хотелось бы поработать?

Вероника: Хотелось бы больше туров. Они больше выматывают физически, но и интересного там однозначно больше. С камерой в руках каждый день, новые города, новые знакомства, возможность побыть с самим собой наедине, при этом будучи в кругу людей, настроенных абсолютно по-разному. Картинка, которая меняется перед глазами каждый день. Очень хочу поснимать Being as an Ocean и Arcane Roots - у обеих банд свой собственный не заезженный lighting design. 

IMG_6108

IMG_9692

Фото: Вероника Гусева

Артем: Где-то уже писал что работа мечты - быть фотографом у кого-то уровня DethKlok. А так я всегда максимально рад сотрудничеству с кем-то, кто был или есть у меня в плеере и кто реально делает музон.

- Спасибо за интервью! Поделись профессиональным лайфхаком напоследок

Вероника: Лайфхак туровый: do stuff when you can, not when you want to. И тебе спасибо!

Артем: "Если достать с фотика аккумулятор, то туда можно легко поместить…"  Не знаю я на самом деле, какой лайфхак я могу дать. Нет ощущения, что я уполномочен их давать, учитывая что мы все вместе одинаково варимся в этом котле концертной фотографии стран третьего мира. "Не ходите по фотопиту с серьёзными ёблами - это ж музыка". Наверное, так.

Артем "Slippy Inc" Пронов в сети:

https://www.facebook.com/slippyinc
https://www.instagram.com/slippyinc/

Вероника Гусева в сети:

https://www.facebook.com/gusievaphoto/
https://www.instagram.com/gusievaa/

Neformat.com.ua ©