Ducktails - Ducktails (2009)

Одно из ответвлений американской нойз-тусовки, те или иные исполнители которого именуются гипнагоджик-попом, гло-фаем или (последняя вариация) чиллвейвом, сформировали в своём роде уникальную и уж во всяком случае наиболее свежо смотрящуюся тенденцию последних двух-трёх лет. Во-первых, этот пласт музыки приятно разнообразен: здесь есть место и болезненно красивому дроуну Джеймса Ферраро, воспеваемому журналом The Wire и его последователями, и наскоро сляпанному поп-чиллвейву Toro y Moi, куда на дольше время задерживающемуся в плеере среднестатистического хипстера. Все группы и проекты, связанные с этой тусовкой, завязаны между собой мутными связями, рисуют похожие обложки, придумывают похожие названия для песен, и даже их альбомы по всему интернету, как-то так выходит, всё время выложены на одном и том же файлообменнике. Группа Ducktails (что опять же совершенно типично) – это на самом деле единственный человек по имени Мэтт Монданайл, который, конечно же, связан с ещё кучей проектов вроде Predator Vision и более популярных Real Estate, название взял в честь иконического диснеевского мультсериала и носит символику группы Eagles, сольники вокалиста которых гипнагоджик-музыкантам полагается любить по статусу. Монданайл связан с пятью-шестью специфическими лейблами, и под именем Ducktails значится немало релизов – одноимённый, 2009-го года, кажется, наиболее известный и представительный.

Откровенно и без лишних претензий, альбом Ducktails посвящён летнему отдыху – причём, разумеется, в соответствии с канонами жанра это звучит как песни, играющие из пляжного кафе, однако слышимые краем уха на расстоянии нескольких километров или прокрутившиеся задом наперёд в голове у задремавшего на песке сёрфера. Эта музыка сделана, по сути, очень просто: песни построены на зацикленном по кругу мелодическом фрагменте, который иногда звучит ритмично (как во «Friends»), иногда самодостаточен (как в «Beach Point Pleasant») и сопровождается мягкими гитарными переборами в духе традиционной бразильской или даже скорее африканской поп-музыки. Формула проста, но работает безотказно: вопреки всем сомнениям, какие может вызвать сказанное выше, все короткие девять песен, составляющие большую часть альбома, - это изящные поп-зарисовки в лучшем смысле этого слова, непритязательные и односложные, примерно настолько же, насколько не требует напыщенного и многословного пояснения само ощущение «dancing with the one you love». Вокал, появляющийся в той же «Dancing…», только добавляет обаяния происходящему: вопреки выпяченному на передний план и не знающему, что с этим делать, вокалу типичного чиллвейвера Монданайл задвигает мелодию на задний план, при этом обладая талантом написать её значительно большим, чем у многих своих коллег (впрочем, без второго вокального трека, сомнительного поклона Animal Collective «The Mall», можно было бы и обойтись). Завершается альбом, разумеется, программным гипнагоджик-заявлением – синтезаторным псевдо-нью-эйдж-полотном «Surf’s Up» длинной в одиннадцать минут; впрочем, вполне заметно, что двухминутные безделушки о «времени пиццы» Монданайлу существенно дороже, чем реверансы в сторону Ashra и Клауса Шульце.

Гипнагоджик-поп особенно ценен тем, что создаёт прекрасное из самого второсортного исходного материала, и в этом смысле Ducktails – не самый выдающийся, но безусловно характерный пример: этот альбом, созданный из мало меняющихся синтезаторных шумов и простейших мелодических линий, сколь лёгок и непритязателен, столь и обнаруживает свою силу при каждом новом прослушивании именно за счёт этого всего. Сам Монданайл в интервью говорит, что цель его музыки – «создать воображаемое место»: действительно, когда засыпаешь, прогулка, танец, пляж, пицца (нужное вписать) остаются где-то в районе воображения, и при этом всё это, к счастью, при желании может и должно быть куда реальнее всего остального.

Neformat.com.ua ©

01. Backyard
02. Beach Point Pleasant
03. Pizza Time
04. Horizon
05. Friends
06. Dancing With The One You Love
07. Gem
08. Daily Vacation
09. The Mall
10. Surf's Up

06.05.2009