Бандура с фуззом или stoner на украинских просторах по обе стороны Днепра

Психоделическое тяжелое направление набирает обороты у нас в стране и расширяет свою аудиторию от Восточных до Западных окраин.
 
Пока сомневающийся слушатель переключает на shuffle в плейере “хипсто-рок” и стоунер, киевская stoner группа Stoned Jesus катает тур по Украине. Вот, например, недавно в Харькове прошел концерт коллектива в клубе “Akuna Matata”. И именно их выступление вдохновило на написание всех этих размышлений о том, на каких волнах тяжа сейчас качается украинская публика.
 
Один из таких приливов океана мирового «джи-джи» можно сразу отдать stoner, sludge и doom направлениям, которые в последние пару лет становятся все более популярными среди различных субкультур. На концерты стремительно развивающихся на наших широтах стилей стала ходить настолько разнообразная публика, что диву даешься - как в одном помещении вокалист grindcore банды на пару с айтишником стоят внятно кивают головами под Jesus, а на них из толпы смотрит и улыбается гештальт - психолог. 
 
Влад Ляшенко, менеджер группы, отметил сразу, что они на концерте ожидают абсолютно разную аудиторию. Автор этого текста своими глазами видел на одном из stoner сейшенов формации Robustfellow футбольных хулиганов, бородатых мальчиков со смузи и угрюмых длинноволосых, покачивающихся в такт музыке, людей в клетчатых рубашках. 
 
В харьковской “Akuna Matata”, например, было такое ощущение, что попал на выступление неукраинского коллектива.
Stoned Jesus, Akuna Matata, 07.10
 

Группы, которые ездят в Европе и миру с выступлениями — это уже совсем иной формат. Их абсолютно не хочется сравнивать с чем-то мейнстримово украинским, с чем-то «модным» и массовым для большинства людей. Это пресловутое большинство, наоборот, хочется притащить и показать команды, которые вышли за пределы спекуляции национальными и этническими акцентами. 

 
Во время украинского тура Stoned Jesus решили проехать от Харькова до Львова. Как показывает опыт, говорит их менеджер, помимо двух полярных культурных столиц еще в Киеве группа гарантированно соберет зал. В восточном мегаполисе зал был переполнен и качало аж до самых подземелий метро. И это была не совсем рок-музыка. Вернее, это совсем не рок-музыка в классическом понимании этого определения. Это было какое-то действо, которое качало публику и заряжало бодрячком. Обычно после всех этих гитарных сейшеном среднестатистический тусовщик на следующий день чувствует себя подавленным и измотанным. В случае с Жизусами все иначе — никакого концертного похмелья на следующий день нет. Да и таких коллективов, благодаря популярности стонера наберется уже на хороший музыкальный сборник из двух или трех частей. Такой уже выпускает лейбл Robustfellow и называется он Electric Funeral Cafe.
 
 
За время общения с Владом Ляшенко выяснился один очень удивительный и приятный факт — на территории нашей необъятной Родины публика с Западной Украины давно уже в курсе, что такое стонер, с чем его слушают и под каким соусом подают во все мире. Если раньше в областных городах по правую сторону Днепра чувствовалось какое-то отставание в тяжелой музыке и закостенелость культуры, то сейчас вектор предпочтений поменялся с Востока страны на Запад. Это и понятно, так как концентрация контркультурной «богемы» на Востоке после определенных военных и политических событий, стала слабой, а точнее просто распылилась по всей стране и немного миру. В этом есть свой плюс, так как теперь все эти творческие элементы продолжают нести культуру в массы там, где сейчас живут. А последние несколько лет Львов, Ивано-Франковск и Ужгород прочно закрепились на музыкальной карте Украины, как фестивальные города. 
Один из отцов-основателей Robustfellow Филипп Добров рассказал немного о том, как обстоят дела в Западных регионах, кого слушают и куда ходят любители тягучих и вязких музыкальных стилей. 
 
«Западная Украина богата  традиционными ништяками, природными массивами и своим глубоким культурным колоритом. 
 
Помимо всего могу выделить такие группы: SYC (Lviv), Nonsun (Lviv), Drunk Diver, Maut (Ivano-Frankivsk), Octopus Kraft (Drogobych/Lviv), Peach Blossoms (Lviv), Spaceman (Lviv/Ivano-Frankivsk), The Jossers (Kalush), Обрій (Uzhgorod), Skruta (Uzhhorod), 1914 (Lviv)...», - рассказал основатель Robustfellow.
 
Из ежегодных событий Филипп Добров, как и Влад Ляшенко назвали первым в списке Electric Meadow (Львовский лес) - летний psychedelic/stoner/sludge/doom 2-day fest. В этом году на мероприятии выступали команды из Украины, Словении, Ирландии, Англии, Чехии и Германии. География фестиваля очень разнообразна каждый год и судя по величине события, будет расширяться. 
 
 
Джерело фото: Вк-сторінка "ELECTRIC MEADOW FEST"
 
У Robustfellow с этого года появилась своя отдельная сцена на RespublicaFEST. Для части посетителей «Республики»по словам Филиппа Доброва, их сцена стала дополнительным поводом для того, чтобы посетить фестиваль. Среди отзывов в сети об этой локации найти какой-то отрицательный крайне сложно, даже если задаться целью. На следующий год stoner формация собираются продолжить сотрудничество с Respublica, но «план и дополнительную вязанку причин» команда Robust озвучит, когда придет время. Пока планы на следующий год держаться в тайне. 
 
Популярность psychedelic, stoner, sludge, doom в Украине можно уже просто отследить по тому количеству людей, которое стало ходить на концерты. Аудитория однозначно расширилась, так как эти направления становятся все более популярными, что увеличивает количество поклонников направления. Про футбольных хулиганов и хипстеров выше уже говорилось. Взять, например, пресловутый RobustFest: по данным организаторов ивента за 5 лет его существования прирост людей увеличился в два раза. 
 
В чем же секрет смены векторов развития музыки в Украине и смены приоритетов аудитории в прослушивании стилей? Думаю, основных ответов на эти вопросы два. Как уже говорилось выше - «креативные группы» с Востока Украины совершили массу миграций - на эти процессы повлияли война и экономический упадок в стране. Когда хочется есть и негде жить — не каждый будет заниматься творчеством. Это потом, во время стабильного кризиса люди начинают требовать зрелищ, но сначала, в любом случае идет хлеб. Поэтому творческая Левобережная Украина дала сбой, а Западная часть нашей страны сейчас дошла до своего пика. Плюс близость к Европе стала давать свои плоды.
 
 
А второй причиной смены приоритетов в стилях, на примере stoner, можно назвать информационную актуальность. Если ранее, в доинтернетовскую эпоху, меломанам приходилось часто знакомиться с группами, которые были уже популярны лет 10 и слушать их не в свои 16, а в 26, то сейчас музыка появляется и идет в ногу со слушателем, соответственно его возрасту и потребностям. Автор статьи, например, слушает The Cure, только узнал о них не в момент, когда они стали признаны и популярны на мировой сцене, а намного позже. С появлением интернета слушатель воспитывается и растет вместе с творящими здесь и сейчас музыкантами, отсюда и синхронизация Украины со всем остальным миром в плане актуальности играемого продукта и моды на него. Для кого-то может показаться спорным утверждение, что  psychedelic, stoner, sludge, doom сейчас в Европе также востребованы как и у нас, если есть такие сомнения, то проще спросить у тех же Stoned Jesus, Ethereal Riffian или Somali Yacht Club, которые откатали там туры. 
 
А вообще, соглашусь с фразой Влада Ляшенко, что «Stoner — это локомотив, который дал толчок всему движению с интересной музыкой». И теперь у этого стиля выбор такой — либо становиться частью массовой культуры, либо уходить опять в подполье. А с тем насколько это громкая музыка, вряд ли получится уйти без шума или просто незаметно исчезнуть. Хотя, из-под земли адептов культа насыщенных гитарных рифов все равно будет хорошо слышно.
Neformat.com.ua ©