Soom - Ніч на Полонині (2014)
Автор: Альмагест
Когда в 1910-м году выдающийся украинский писатель Михаил Коцюбинский возвращался после поездки в Италию, по дороге домой он решил заехать в небольшое карпатское село Криворивня Ивано-Франковской нынче области. Результатом этих посещений стала выдающаяся, всеми читаемая в школьные годы, повесть Тіні забутих предків, которая после экранизации Параджановым в 1964-ом году стала вообще культовой. Пожалуй, именно в Тінях лучше всего описывается быт гуцулов, их фольклор и обряды.
 
Наверное, похожая предыстория случилась и с тремя харьковскими ребятами – Ковой с гитарой и вокалом, неким басистом Расселом (справедливости ради стоит отметить, что Рассел в группе не так давно, а материал альбома был создан с басистом под псевдонимом Томра) и ударником Николаем, он же Amorth. Да-да, тот самый Аморт, ранее замеченный в сотрудничестве с самим Романом Саенко в Drudkh на самых котируемых альбомах (периода 2004-2006 годов), Astrofaes, а также в проекте участников Dub BukUngern. У Soom все началось приблизительно в 2013-м, когда группа наиграла всего одну композицию Крізь трембіту до легень і навпаки, вышедшую на сплите с американцами Diazepam и россиянами Pressor. Уже тогда образовались концепция и общие черты их творчества: медленный, крайне низкий вибрирующий сладж-стоунер-дум, откровенно одурманенный и психотропный, дымный и тягучий. Лирика идеально сочетается с музыкой, она так же витает в космически-пространственных емкостях, наполненных дымными психотропными пряностями. И все это сквозь карпатский и гуцульский эпос и колорит. Как определяют сами СУМ, вот это все – бандерсладж. Как по мне, определение в яблочко.
 
2014-ый в творчестве группы вообще вышел крайне удачным. Они успели записать и издать еще один сплит с москвичами ИЛ, сингл Чорна земля, червоне небо, посвященный Небесной Сотне, и, наконец, полноценный альбома Ніч на Полонині.
 
Альбом можно считать квинтэссенцией всего предыдущего творчества группы, вместе взятого, умноженного на огромную силу воли и еще большее желание. Предыдущие участия в сплитах в качестве пары отдельных песен на них были как бы приглашением для нас, чтобы провести Ночь на Полонине в окружении мольфаров, ведьм, чугайстров, аридныков, мавок и русалок, и даже комаров в тени смерек под покровом папоротников. Только не в качестве Хомы Брута, а будучи их гостем, вместе куря дурман, потопая в плотном его дыме, теряя сознание и видя бредовые сны, заигрывая с русалками и теряя рассудок под шум смерековых лесов и встречая рассвет, обратив в невыспавшийся солнечный диск трембиту. Помните, как Иван Полийчук пошел за Маричкой в чащу в фильме Параджанова, а нашел там чугайстра, который и погубил его - весь этот процесс спокойно можно воспроизвести под Ніч на Полонині.
 
Если говорить о пластинке без бурных фантазий, то это 55 минутная бандерсладж - извольте, буду выражаться о СУМе только так – психоделия, которую с утра вряд ли будешь слушать. В плане звучания, Soom не отошли от своего первоисточника и продолжают гнуть свою линию. Можно сказать, композиции на альбоме распределены с делением на вступление, собственно композиции и интерлюдии между ними - чтобы мало не показалось. Собственно, не зря упоминал в начале Параджанова, т.к. определенно связь между Ніч на Полонині и Тіні Забутих Предків есть, и на это нам еще в самой первой композиции Невидима Сокира музыканты напоминают аудио-фрагментом с фильма. Главными треками стоит выделить Дід, Дивний сон за 419 років до пробудження, Камінь, Електричний мольфар и Панахида. Бывает, после трескотливо-сыроватой интродукции, как Свято рослини или Пісок, начинается такой мощный дум, что, кажется, трава на полонине дыбом стает, а листья, которые уже успели упасть наземь, подымаются в воздух и там зависают, поддаваясь гитарным волнам и вибрациям, вращаясь вокруг и опадая. Отдельно можно выделить электризованный всеобъемлющий вокал/вой Ковы, недурно подкидывающий дров в костер этого электрического безумия. Такое впечатление, что он звучит всюду и нигде одновременно. Все-таки, говорить об этом альбоме без бурных фантазий не получается.
 
Как видите, растения музыкантам привезли хорошее и праздник удался - рекомендую также заглянуть в лирику харьковчан, чтобы в этом убедиться. Определенно хочу отметить, что данный релиз отлично слушается на природе, а еще лучше, стоя у сцены, теряя связь с телом, спинным и главным мозгом, поддаваясь волнениям аки те листья. 
 
Neformat.com.ua ©
01. Ніч на полонині: Невидима Сокира | Night on meadow: Invisible Axe
02. Дід | Grandpa
03. Ніч на полонині: Свято рослини | Night on meadow: Celebration of the Plant
04. Дивний сон за 419 років до пробудження | Strange dream at 419 years before awakening
05. Ніч на полонині: Пісок | Night on meadow: The Sand
06. Камінь | The Stone
07. Ніч на полонині: Слобожани | Night on meadow: Slobozhanians
08. Електричний мольфар | Electric Molfar
09. Ніч на полонині: Остання подорож | Night on meadow: The Last Trip
10. Панахида | Dirge

29.12.2014