Deranged - The Redlight Murder Case (2008)

Швеция в своё время вылила столько трендовых помоев в death metal, что с тех пор меломаны всего мира при виде неизвестного состава с тэгом "death metal" из этой северной страны впадают в нервный тик. Последнее - это, конечно, некоторое преувеличение, своего рода гротеск, но факты остаются фактами. "Православные" блюстители чистоты стиля в середине 90-х предали анафеме "душераздирающие" мелодические шведские эксперименты и заигрывания, сводившие с ума подростков и молоденьких девочек надрывом и глубиной меланхолии. Что тут говорить, если даже в материале таких прямолинейных головорезов, как Dismember, на протяжении нескольких альбомов слышались отзвуки пресловутого СМДМ-а (шведского мелодик дез-метала).

Но всё же ситуация на шведской тяжёлой сцене 90-х была не настолько беспросветно грустной. Имеется ряд показательных примеров, оказавшихся в стороне от трендового мелодизма. Среди них - это, прежде всего, Deranged. Группа с характерной репутацией, продукцию которой можно смело покупать, не опасаясь модных влияний на музыку. Группа, которая с момента образования в 1991-м, упорно гнёт свою линию, не подстраиваясь ни под какие современные тенденции и веяния. Шведская группа, тем не менее, являющаяся апологетом американского death metal в Европе.

Дебютник Deranged "Rated X" вышел лишь в 1995-м, но даже по сырому несколько неуверенному материалу было очевидно, что группа имеет большой потенциал и только раскачивается. Так и оказалось - вышедший в 1998-м "High on Blood" произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Это был американский brutal death metal - агрессивный, напористый, скоростной и крайне экстремальный. Со стилем всё понятно - никаких принципиальных открытий, но атмосфера альбома, свежая и искренняя, пришлась по душе многим любителям подобного материала. Эта работа шведов стала, без преувеличения, классической для death metal и осталась в фонотеках многих меломанов.
После "High on Blood" сменился вокалист, и это было очень некстати - уж очень к месту до этого был наждачный звериный гроул Фредрика Сандберга (Fredrick Sandberg). Тем не менее, затем последовали крепкие "III" (2000), "Deranged" (2001) и "Plainfield Cemetery" (2002), но до уровня "High on Blood", всё же, не дотягивавшие. Да, многое стало лучше - профессиональнее, техничнее, изощрённее, но искренность и бьющая через край энергия несколько притупились, стала заметной некоторая однотипность материала. Вышедший в 2006-м "Obscenities In B Flat" уже был не настолько хорош, как все предшествовавшие работы Deranged, и огорошил слушателей заметным смягчением саунда. Также стало заметным обилие среднетемпового материала, который вытеснил традиционные гиперскоростные разгоны. В общем, было очевидно - Deranged в поиске и на пути перемен. А ответы на вопросы, к чему же пришли шведы, обещал дать их новый альбом - "The Redlight Murder Case".

С самого начала прослушивания становится очевидным, что скорости на нём, по сравнению с предшествующей работой, возросли. Эксперименты с жидким саундом продолжены - здесь мы слышим его рыхлым и вязким. От разрезающих мозг словно ножом острых и жестоких гитар не осталось и следа. Традиционные для группы скоростные отрезки и бластбитовые ускорения время от времени напоминают нам старый добрый Deranged, но всё равно - звучит несколько смазано, глуховато и через силу. Тем не менее, ударные партии Rikard Wermen вполне в его стиле - чёткая и очень разнообразная работа с активным использованием железа. В целом, это уже сложно назвать брутальным death metal.

Несмотря на попытки выдерживать старое кредо в материале, привнося в него новаторские для Deranged фишки, слушается это всё несколько неуклюже. Это заметно, когда традиционные отрезки, которым и без того не хватает привычной жёсткости и агрессивности, сменяются не совсем уверенными мелодическими рисунками с целью обогатить материал. Всё-таки не стоит Deranged заигрывать с мелодикой. И не оттого, что мелодика - это плохо, на примере Immolation мы наблюдаем насколько злобной и мрачной она может быть. А оттого, что у Deranged это не получается - уж очень банальным и вымученным выглядит результат. Показательна композиция "The Killer Wore Black Gloves", оставляющая в недоумении.

Нельзя сказать, что на альбоме совсем нет хороших риффов. Некоторые из них, в духе старого материала, отлично звучат и цепляют. Но их не так много. А вот мелодические влияния неудачны и банальны. В целом, "The Redlight Murder Case" - пример того, какими могут быть самоповторы. Пример вторичности материала в контексте самого исполнителя.

Я практически ничего хорошего не написал об альбоме. Но это не значит, что он плохой. Это очень крепкая и жёсткая работа, которая придётся по вкусу многим любителям death metal. Вопрос в другом - подобные работы Deranged не имеют права выпускать, потому что этот уровень ниже поднятой ими самими высокой планки.

PS: Уже после выхода "The Redlight Murder Case" вокалист Deranged Мартин Шенхерр (Martin Schonherr) объявил, что после ухода гитариста Йохана Аксельсона (Johan Axelsson) и ударника Рикарда Вермена (Rikard Wermen), было принято решение распустить группу. Что ж, думаю, это к лучшему и честно. Любители брутального death metal Deranged не забудут, но и не будут ругать плохие новые альбомы. Плохие, потому что группе уже нечего сказать.

Neformat.com.ua ©

01. Watch Me When I Kil
02. Strip Nude For Your Killer
03. Gently Before She Dies
04. Redlight Murderess
05. So Sweet, So Dead
06. The Killer Wore Black Gloves
07. Formula For A Murder
08. Death Walks On High Heels
09. Body Puzzle

15.02.2008