Dax Riggs - Say Goodnight to the World (2010)

Музыка как перебирание струн и попадание в ноты – нечто вроде тупиковой ветви эволюции, павшей под натиском концептуальности, имиджа и прочих бонусов, которые слушатель получает в довесок к десятку треков на приобретенном альбоме. Привыкший к подобному обхождению, он (преданный слушатель) всегда видит в музыканте если не волшебника с барабанными палочками, то по крайней мере больше, чем просто ремесленника.

Но Дакс Риггс, даже если подмешать к собственному восхищению изрядную долю скепсиса, – только во вторую очередь человек-с-гитарой. В первую очередь он – объект зачастую неудачной метаморфозы: превращения экстремально выглядящего юноши с обнаженным торсом (период "Acid Bath") в героя более романтического, но не утратившего страсть к теме мёртвых девочек ("Deadboy & the Elephantmen" и сольное творчество).

Та упомянутая мифология, которой музыканты окружают своё творчество, у Риггса не так уж обширна. В предыдущих альбомах он не единожды сам себя цитирует – как в плане лирики, так и в музыке. Новый альбом – это не радикальная смена курса, а еще один шаг в направлении декаденствующего Пьеро. И, отдавая должное как "металлическому", так и нынешнему периоду Риггса – его обращения к замогильной тематике становятся меланхоличнее, но не скучнее. А главное, учитывая ограниченность демонического пантеона – не становятся более карикатурными.

Альбом "Say Goodnight to the World", будучи большей частью минорным, не обладает такой запоминаемостью-с-первого-раза отдельных треков, какой отличался "We Sing of Only Blood or Love" (в котором количество треков "печальных" и "бодрых" было более сбалансировано). Тем не менее, после нескольких прослушиваний он не только дотягивает до уровня предшественников, но и перерастает их – в первую очередь, эмоционально.

Отдельной строкой стоит отметить, что тема Элвиса в альбоме раскрыта. И если бодрая "Grave Dirt on My Suede Shoes" – это трек, который делает альбом по крайней мере не хуже ранних, то неожиданное прочтение Даксом (врочем, не отступающим от своей манеры) "Heartbreak Hotel" – та вещь, благодаря одной которой и альбом похуже мог бы считаться полностью удавшимся.

В "You Were Born to Be My Gallows" слышатся интонации Джоша Хомма – когда последний перестает ерничать и демонстрирует не мускулы, а тонкую душевную организацию.

Несколько треков дотошно копируют предыдущие удачи музыканта – так, Let Me Be Your Cigarette" занимает верхнюю строчку по количеству прослушиваний в lastfm наверняка потому, что именно таких песен от Риггса ожидает аудитория. Как ни парадоксально, самоцитирование не обесценивает альбом. Привычность интонаций и прочие "радости узнавания" только подчеркивают новые детали – такие, как сазерн-роковые мотивы в заглавной песне.

"See You All in Hell or New Orleans" напоминает об алкоблюзах, которые Марк Лэнеган играл на могилах забытых госпелов. Сложно сказать, чем больше является этот альбом Риггса – с одной стороны, он – ступень в его собственной музыкальной карьере, с другой – это root revival, беглый, но благодарный взгляд музыканта на своих предшественников. После "Say Goodnight to the World" такие музыканты, как Ник Дрейк, представляются действительно оставившими след в творчестве Риггса, а не просто одним из спонтанных "влияний", указанных на майспейсе.

Вернемся же к тому, с чего начали. Тщательным обустройством своего внутримузыкального мирка, вкупе с визуальной составляющей и прочими концептами некоторые музыканты могут добиться того, что слушатель краем глаза увидит их мир. Жонглируя знакомыми призрачными образами, Дакс Риггс добивается того, что слушатель попадает в Мир, Который Построил Дакс, целиком и полностью. Пожалуй, слова про "не волшебника" придется взять обратно – примерно на 90 процентов это музыка, остальные 10 – магия.

Neformat.com.ua ©

01. Say Goodnight To The World
02. I Hear Satan
03. You Were Born To Be My Gallows
04. Gravedirt On My Blue Suede Shoes
05. Like Moonlight
06. No One Will Be A Stranger
07. Heartbreak Hotel
08. Sleeping With The Witch
09. Let Me Be Your Cigarette
10. See You All In Hell Or New Orleans

03.08.2010