Форум www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Movies Подраздел с темами о фильмах, актерах и режиссерах

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 02.09.2015, 12:05   #1
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2155
Такси / Taxi / تاکسی‎ (2015)



Автор сценария и режиссёр: Джафар Панахи
Производство: Иран

Творчество Джафара Панахи, наиболее известного среди современных кинематографистов узника диктатуры (наряду с Олегом Сенцовым), является- как и Новая волна иранского кинематографа в целом, -блестящим свидетельством того, что тоталитарный режим не может подчинить большого художника, в котором талант сочетается с силой характера и гражданским мужеством. Его новый фильм (уже третий, созданный Панахи после судебного запрета снимать фильмы) как раз и посвящён способности человека сохранять независимость и от репрессивных государственных структур, и от общественного мнения.

Идеологический климат Ирана и собственно попытки властей лишить Панахи возможности работать обусловили тематику ленты, её сюжет и сведённый к минимуму кинематографический инструментарий. Действие, снятое на непрофессиональные цифровые камеры, практически не покидает салона такси, за рулём которого сидит Джафар Панахи, прославленный режиссёр, занимающийся частным извозом. Легко предположить, что и его пассажиры, представители различных социальных слоёв и политических воззрений, выступают в роли самих себя, быть может, даже не подозревая, что попали в объектив камеры (тем более что по соображениям безопасности имена исполнителей не указаны в титрах, но один из них всё же известен- маленькая племянница режиссёра Хана Саеиди, получившая вместо невыездного Панахи «Золотого медведя» и приз ФИПРЕССИ на сцене Берлинского МКФ).

Иллюзию документальности укрепляет и то обстоятельство, что таксист Панахи не требует платы от своих клиентов, довольствуясь тем, что дают, поскольку, как может предположить зритель, вполне удовлетворён возможностью создавать с их помощью своё произведение. Впрочем, быть может, непрактичный режиссёр просто стыдится брать деньги за свои не слишком качественные услуги. Панахи, мужественно, но всё же с видимым огорчением переносящий упрёки за неуклюжую манеру езды и плохое знание улиц, пытающийся успокоить рассерженных пассажиров, будто олицетворяет беспомощность представителя творческой профессии, который пытается приспособиться к заурядному существованию. Взаимоотношения таксиста и его клиентов также могут служить выразительным образом уязвимости художника, выносящего свои произведения на суд публики, позволяя вторгаться в мир своих сокровенных переживаний.

Но эти уязвимость и смирение водителя-режиссёра, с какой бы самоиронией они не были показаны, не должны вводить зрителя в заблуждение. Чинимые Панахи обиды, споры и разговоры с ним вплетаются в ткань повествования, и пассажиры сами оказываются объектом критического внимания, вызывая осуждение или симпатию аудитории. Так Панахи напоминает, что каждый автор, по примеру Данте, имеет возможность изобразить своих недругов среди грешников, заслуживающих адских мук, а близких- в рядах праведников.

При этом, разумеется, постановщик «Такси» выражает своё отношение не к отдельным людям, а к происходящему в стране. Открывая двери своего автомобиля первым встречным, Панахи словно сам выходит за пределы привычного круга знакомств, получая возможность услышать голос тех своих сограждан, чьи взгляды отличаются от его собственных- и донести его до зрителя.

Таким образом, салон его автомобиля оказывается не просто символом личной, внутренней свободы, существующей вопреки стремлению властей Исламской Республики полностью подчинить граждан своему контролю, но и своеобразной лабораторией и залом судебных заседаний, где предметом исследований и обвиняемым оказывается сама Исламская Республика, а пассажирские сиденья превращаются в свидетельскую скамью.

Пассажиров Панахи можно трактовать и как различные проявления его собственного «Я», подверженного различным суждениям, тем более, что самый выразительный из них- упомянутая выше племянница режиссёра Хана, мечтающая стать востребованным кинематографистом, способным обходить жёсткие цензурные ограничения. Этой девочке, пополнившей столь богатую в иранском кинематографе галерею обаятельных детских образов, похоже, в равной степени свойственны и самоотверженность художника, и его эгоизм.

Идёт ли речь о столкновении различных общественных позиций или плохо сочетающихся друг с другом внутренних порывов, лента свидетельствует о превосходстве мировоззрения, противоречащего официальным установкам. При этом противоречия лежат в области нравственных ценностей, а не политических догматов. Центральным конфликтом в спорах, звучащих в машине Джафара Панахи, оказывается отношение к суровым наказаниям для воров и грабителей. Отрубание пальцев и публичные казни преступников раскрывают характер режима не в меньшей степени, чем преследование диссидентов или запрет женщинам посещать спортивные соревнования.

Для диссидента Панахи, осуждённого за участие в акциях протеста, само создание ленты предстаёт актом неповиновения, а разговор с адвокатом, отстаивающим интересы девушки, арестованной за попытку проникнуть на стадион, является одним из наиболее запоминающихся эпизодов фильма (этот фрагмент словно подтверждает правоту Ханы, заметившей, что между реальностью и вымыслом не существует чёткой границы- подлинная история Гонче Гавами, использованная в псевдодокументальном «Такси», соответствует сюжету художественного фильма Панахи «Офсайд», снятого ещё в 2006-м году).

Но практикуемые в государстве методы борьбы с преступностью, казалось бы, являются тем меньшим злом, с которым приходится мириться любому гражданину, вынужденному, вне зависимости от своих взглядов, в столкновениях с преступным миром прибегать к защите силовых структур. Мужчина, ратующий за ужесточение наказаний, отметает возражения оппонентки доводом, который кажется ему беспроигрышным: «Вы просто не знаете, о чём говорите. А если бы это вас обворовали?»

Но вскоре в фильме возникает персонаж, который отказывается доносить властям на ограбивших его людей именно из нежелания подвергнуть их несообразно жестокому наказанию. Пожалуй, это можно назвать наиболее убедительным из приведённых в ленте свидетельств, что ничто не может лишить нас возможности выбора- тех из нас, во всяком случае, кто сохранил пространство внутренней свободы. То пространство, где действуют не законы страны и общества, а личные убеждения, личные представления о добре и зле, следование которым и является лучшим способом противостоять диктатуре.

Добавлено в 12:05 / Предыдущее сообщение было написано в 11:52

Да, забыл сказать- завтра фильм выходит в украинский прокат. Сам видел его в рамках http://www.neformat.com.ua/forum/vid...ml#post2461962

Собирался в отзыве привести фразу Томаса Пейна о том, что долгом настоящего патриота является защита родины от её правительства. Но после произошедшего в воскресенье под Радой это выглядело бы словно цитата из «Дневников Тёрнера».

Последний раз редактировалось Doerty; 03.09.2015 в 09:27.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.12.2015, 19:04   #2
digipack
+/- Информация
Репутация: 183
Re: Такси / Taxi / تاکسی‎ (2015)

посмотрел, очень сильное кино снятое очень мужественным человеком. первые минут 35 фильм 'не пошёл', какие-то неприятные люди в компании добродушного режиссера-таксиста. но появление племянницы принесло что-то светлое и доброе (хотя девочка ещё та хитрюга;), а потом и фильм набирает обороты, начинает затрагивать достаточно серьёзные темы: 'сначала вменяют политическую статью, ты агент моссада, цру, ми-5, к этому добавляют 'аморалку', сажают в тюрьму. а когда освобождают - снаружи та же тюрьма, только больше по размеру' - монолог женщины-адвоката хорошо иллюстрирует общую суть вещей. вообще, мне современный Иран чем-то напомнил поздний совок, когда люди уже особо не боятся режима, не верят ни в какие его 'ценности', но система из последних сил пытается держатся на плаву (хотя всё уже и трещит по швам). а такие люди, как режиссер фильма Джафар Панахи, добивают последние гвозди в крышку гроба религиозного мракобесия и диктатуры. успехов ему на этом нелегком пути!
Life in may вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 15.12.2015, 06:17   #3
CD
+/- Информация
Репутация: 286
Re: Такси / Taxi / تاکسی‎ (2015)

Тоже вот посмотрел. Я как-то пропустил резонанс, связанный с именем Панахи (видимо, самые главные волнения поднялись на момент его ареста, а в тот момент я едва ли осознавал вообще, что в Иране делают кино ). В этом году "Такси" взяло главный приз в Берлине, и тут уже я узнал и маленько почитал, кто есть кто.

Я не знаю, как фильм рассматривать вне бэкграунда Панахи; судя по его содержанию, это и не нужно вовсе - тут сразу можно припомнить тот самый диалог в концовке с женщиной-адвокатом, который, как мне показалось, является ключевым моментом. Если так, то мне не слишком нравится, что главная идея фильма проговаривается прямо словами одного из его героев (хотя я, безусловно, понимаю, что Панахи стеснен в выборе выразительных средств). В итоге фильм показался мне сумбурным, малосвязным набором эпизодов, каждый из которых по отдельности не выглядит слишком выразительным; боюсь, вносит хоть какую-то живость в него лишь племянница режиссера. К чести Doerty могу сказать, что его текст кажется куда более убедительным и раскрывающим проблематику фильма, чем тот, что был опубликован на "Сеансе" во время Берлинского кинофестваля: в той статье фильм рассматривается исключительно как подвиг Панахи, который в очередной раз обвел вокруг пальца правительство. Правда, честь ему за это и хвала, но фильм от этого мне понравился не больше.

Если рассматривать "Такси" исключительно через эту призму, то менся куда больше впечатлил то ли документальный, то ли не очень фильм Панахи, который и называется соответствующе: "Это не фильм" (2011). Там, несмотря на то, что немалую часть хронометража мы наблюдаем, как Джафар ест лаваш и проводит время с домашним любимцем-ящерицей, как-то куда лучше становится значение для человека творить несмотря на все запреты. Поэтому акт сьемки мусорщика и самого себя в условных декорациях, сразу напоминающих о "Догвилле" вызывает жжение в груди.

Стыдно сказать, я бы, пожалуй, разочаровался в Панахи, если бы до этого не успел посмотреть его более ранний фильм, снятый еще до запрета: "Багровое золото". Там, возможно, сделан чересчур сильный (на мой вкус) акцент на социальный конфликт между "бедными" и "богатыми", но некоторые сцены сильно впечатляют именно благодаря его режиссерскому умению: я в первую очередь говорю о сцене, когда Хуссейн бродит по двухэтажной квартире, словно по необъятной и незнакомой стране, явно ошеломленный.

Так что буду смотреть дальше более раннее творчество. "Такси" же я отмечаю как очередной акт мужества и изобретательности гражданина и режиссера Панахи, но как произведение искусства он не произвел на меня никакого впечатления.
FunnyTable вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Таксист / Taxi Driver (1976) Zimbabva Movies 56 05.06.2018 00:27
Омар Хайям/عمر خیام usyara Literature 2 16.09.2016 13:51
Одесский международный кинофестиваль 2015 Одеський міжнародний кінофестиваль 2015 Odessa International Film Festival 2015 Парфён Мышкин Video-Art 27 25.07.2015 20:45
Такси: Квадрология / Taxi: Quadrology (1998/2000/2003/2007) Igen Beatz Movies 5 11.01.2010 11:41
18/10/2006 - Stay heavy (Шахматы, Хмель, Такси по городу) Black Angels Events Archive 6 24.10.2006 11:02

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 11:10. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

© 2004-2019 Neformat Ukraine