Форум www.neformat.com.ua


Новости Статьи Обзоры Афиши Ссылки Форум Facebook Twitter Vk.com Mixcloud Last.fm YouTube
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 06.01.2009, 03:17   #1
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2102
Детектив








Борхес однажды назвал детектив "самым метафизическим жанром", чем весьма польстил мне, как поклоннику и жанра, и Борхеса, хотя я так и не понял, что он имел ввиду. Для меня детектив- это предоставленная писателю возможность повествовать о людях, находящихся в состоянии величайшего психологического напряжения, в минуты опасности, на грани и за гранью нервного срыва, повествовать об игре ума, об испытании силы воли, мужества, сообразительности и сноровки, способности сострадать и ненавидеть, о том, о чём думает, что чувствует человек, столкнувшись со смертью- о том, как ведёт он себя, оказавшись перед угрозой гибели, и о том, что способно заставить его самого пойти на убийство; это произведения о людях, для которых риск, страдания, боль являются частью профессиональных будней- о сыщиках и о преступниках, а также о простых людях, в чьё заурядное существование вторгается кошмар со страниц криминальной хроники. И, поскольку для меня в искусстве всего ценней эмоциональная составляющая, детективный жанр я люблю больше, чем какой-либо другой.

Оградить детектив от огульных обвинений в низкопробности способен хотя бы перечень имён авторов, чья литературная слава и признание с ним не связаны, и которые при этом не считали для себя зазорным к нему обращаться- помимо упоминавшегося выше Борхеса, следует прежде всего назвать Чарльза Диккенса, Роджера Стивенсона, Гилберта Кита Честертона, Джека Лондона, Джозефа Конрада, Сомерсета Моэма, Грэма Грина, Уильяма Фолкнера, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Марио Варгаса Льосу, Адольфо Биой Касареса, Фридриха Дюрренматта, Йена Макъюэна.

Собственно говоря, детектив и вышел из "серьёзной" литературы. Традиционно первым детективным произведением считается появившееся в 1841-м году "Убийство на улице Морг" По, хотя ещё в 1818-м году Гофманом была написана блестящая новелла "Мадемуазель де Скюдери", в котором известная писательница 17-го века расследует случаи массовых отравлений и изобличает убийцу, ювелира, который был так привязан к своим творениям, что убивал клиентов и возвращал их себе. Можно вспомнить ещё о многих ранних сочинениях- о детективной интриге в главном из произведений того же Гофмана, "Эликсирах дьявола", о шпионских интригах в "Трёх мушкетёрах" Дюма и в исторических мелодрамах Скриба, о подготавливаемых на наших глазах шекспировскими злодеями преступлениях и их последующих разоблачениях, о "Мышеловке", спектакле, поставленном Гамлетом, чтобы подтвердить свои подозрения относительно преступного дяди, о "Царе Эдипе" Софокла, в которых фиванский правитель расследует давнее преступление, обнаруживая в итоге, что преступник- он сам.

Поклонники детектива- пожалуй, это общая черта всех поклонников- излишне подвержены стремлению разобрать и классифицировать. Среди многочисленных делений можно назвать следующие модели: детективы различают по принципу профессиональной принадлежности центрального героя (1. полицейский детектив- собственно о полицейских; 2. «частный» детектив- об их коллегах с лицензией частного сыска; 3. «любительский» детектив- о тех, кто расследует преступления не корысти ради, но из чувства справедливости, из любопытства или будучи вынужденными стечением обстоятельств, например, жертвами стали их близкие, или же они сами попали под подозрение (самый известный в литературе детектив-любитель- мисс Марпл); 4. шпионский детектив- о разведчиках, подпольщиках и дипломатах; 5. гангстерский детектив- о преступниках), по степени осведомлённости читателя о преступлении («детектив-загадка», повествующий о поиске неизвестного преступника, «открытый» детектив, произведение, в котором аудитории с самого начала известен виновный, которого пытается отыскать сыщик (хороший пример, пускай и телевизионный- сериал о лейтенанте Коломбо), и «детектив о преступлении», где описываются подготовка и реализация преступного деяния, а также попытки уйти от ответственности (например, «чёрные» детективы вроде романов Джеймса М.Кейна и Чейза)), по интенстивности действия («классический» детектив с его посиделками у камина и чаепитиями, сыщиками, преступниками и подозреваемым, в равной степени испытывающими неприязнь к физическому насилию, «крутой детектив», где, по выражению Чандлера, «орудие убийства вынуто из хрустальной вазы и брошено в уличную грязь», наполненный погонями, перестрелками, потасовками, а также содержащий реалистическое изображение городского дна, и «детектив действия», нечто среднее- произведения того же Конан Дойля, или Гарднера и Стаута).
Необходимо также сказать о поджанре, возникновение которого в наши дни постмодернизма было неминуемо- об антидетективе, где привычные законы, штампы и механизмы выворачиваются на изнанку, оказываются не действенными. Тут можно назвать такие произведения, как "Обещание" Дюрренматта, "Следствие" Лема, "Имя розы" Эко.

Для меня детективы с детства стали продолжением моей англомании, так что среди любимых авторов- сплошь англичане и американцы- Конан Дойль, Агата Кристи, Рекс Стаут, Дэшил Хэмметт, Рэймонд Чандлер, Джеймс Хедли Чейз, Дик Фрэнсис, Эд Макбейн, Джон Гришэм. Пожалуй, я отдаю предпочтение всё же реализму «злых улиц», с его насилием, отщепенцами и изнуряющими следственными буднями, однако уют заставленных книгами кабинетов сыщиков-аристократов тоже не оставляет меня равнодушным.

Ну и, как бы- а что нравится/не нравится вам? Хотите поговорить об этом?))









Последний раз редактировалось Doerty; 06.01.2009 в 23:30.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.01.2010, 00:06   #31
mp3 56 kbps
+/- Информация
Репутация: 1
Re: Детектив

В разное время читал различных авторов. Первым, конечно, был Шерлок Холмс Конан Дойла. Культа из детективов не сделал. Желания прочитать повторно, скорей, нет. Но если в руки попадается опять же Дойл, почему-то начинаю читать еще и еще.
Guitar вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.09.2010, 11:59   #32
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 850
Re: Детектив

Вальтер Беньямин в "Улице с односторонним движением" прямо связывает рождение детектива как жанра с роскошью буржуазного интерьера:
Цитата:
Буржуазный интерьер 1860-х - 1890-х годов с его гигантскими буфетами, сверху донизу покрытыми резьбой, бессолнечные закоулки с пальмами, балконы, строящиеся в боевой порядок за своими баллюстрадами, и длинные коридоры с их поющими газовыми рожками, подходят только для тел. «На этой софе тетя могла быть только убита». Бездушная роскошь мебели становится истинным комфортом только в присутствии мертвого тела

Я к чему - может кто-нибудь видел серьезную статью, описывающую экономические, политические, социальные (т.е. не естетические) истоки детектива как жанра?
+ Может кто-нибудь находил "Как сделать детектив" Честертона в инете?
Спасибо.
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 28.09.2010, 22:28   #33
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2102
Re: Детектив

Цитата:
Сообщение от demyannavukhodonosor Посмотреть сообщение
Вальтер Беньямин в "Улице с односторонним движением" прямо связывает рождение детектива как жанра с роскошью буржуазного интерьера:
Цитата:
Буржуазный интерьер 1860-х - 1890-х годов с его гигантскими буфетами, сверху донизу покрытыми резьбой, бессолнечные закоулки с пальмами, балконы, строящиеся в боевой порядок за своими баллюстрадами, и длинные коридоры с их поющими газовыми рожками, подходят только для тел. «На этой софе тетя могла быть только убита». Бездушная роскошь мебели становится истинным комфортом только в присутствии мертвого тела

Я к чему - может кто-нибудь видел серьезную статью, описывающую экономические, политические, социальные (т.е. не естетические) истоки детектива как жанра?
+ Может кто-нибудь находил "Как сделать детектив" Честертона в инете?
Спасибо.
Жаль, что увидел только сейчас. Очень любопытное суждение, хотя мне оно и не близко- я предпочитаю видеть истоки жанра, как упоминал в первом посте, в психологии, а не декорациях. И, признаюсь, сказанное Беньямином не кажется мне особенно убедительным. С тем же успехом можно связывать с буржуазной роскошью зарождение эротической литературы- "...бездушная роскошь мебели становится истинным комфортом только в присутствии обнажённого тела".

Вообще говоря, детективы как раз никогда не славились особенно подробными описаниями интерьера, даже у классиков-основателей жанра, в них куда важнее действие. Буржуазной роскоши куда больше у Бальзака и Золя, чем у Конан Дойла или По.


Со статьёй Честертона, к сожалению, не знаком, и точно также мне никогда не попадались статьи, раскрывающие подобные темы в связи с упомянутыми тобой областями.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 29.09.2010, 00:05   #34
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 850
Re: Детектив

Мне здесь больше нравится сам факт брошенной мимоходом более чем спорной мысли - одна из особенностей стиля Беньямина - этакий корявый элипсис.
По поводу вопроса - погуглю + посмотрю у Лифшица, Лукача и Адорно. Если ничего не найду - выложу некоторые свои соображения.

З.Ы. Отрывки из книги Честертона - раз и два

З.Ы.Ы. Не поленюсь - выложу статью Беньямина "Детективный роман в дорогу"

Эх сделать что ли темку про бедного Вальтера...
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 30.09.2010, 00:23   #35
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 850
Re: Детектив

Обещанное выше эссе Беньямина - может кому-нибудь будет интересна (специально распозал текст - неформатовский эксклюзив)

Детективный роман в дорогу


Детективный роман в дорогу


Мало кто, путешествуя по железной дороге, берет с собой книги из домашней библиотеки, большинство покупают то, что случайно попалось на глаза в последнюю минуту. Люди не доверяют воздействию припасенных загодя томов, и правильно поступают. А еще они, пожалуй, считают очень важным делом покупать книгу прямо с украшенного разноцветными флажками лотка на колесах, разместившегося на асфальте вокзального перрона. Каждому известен ритуал, к участию в котором приглашает нас подобный лоток. Каждый хотя бы раз брал в руки выставленные в нем покосившиеся томики, не столько из жажды чтения, сколько с неясным чувством, что угождает нраву суровых богов железной дороги. Каждый знает, что жертвенные монетки, которые он опускает в эту церковную кружку, дают ему возможность рассчитывать на снисхождение со стороны железного божества, несущегося сквозь ночь, отбрасывая сполохи, верить в милость дымношлейфных наяд, реющих над составом, и в благосклонность демона вагонных колес, являющегося властелином всех колыбельных. Все они являются пассажиру во снах. Ему знакомы последствия мифологических испытаний и опасностей, которые предстают перед духом времени в облике “поездки по железной дороге”, ему известно непредсказуемое ускользание границ пространства и времени, границ, в которых происходит эта поездка, начиная со знаменитых слов “опоздали”, слов тех, кто остался на перроне, слов, лежащих у корня любой утраты, и заканчивая одиночеством в купе, страхом пропустить пересадку, угрюмостью незнакомых вокзальных сводов, под которые въезжает состав. Пассажир непроизвольно ощущает себя втянутым в гигантскую хватку и предстает молчаливым свидетелем битвы богов железной дороги с богами вокзалов.

Similia similibus. Его спасение заключается в том, чтобы заглушить один страх другим. На раскрытых страницах только что купленного детективного романа он пытается отыскать праздные, в определенной степени девственные страхи, которые помогли бы ему справится с архаическими опасностями путешествия. На этом пути он в состоянии пуститься на любую фривольность и сделать своими попутчиками Свена Эльвестада с его другом Асбьёрном Крагом, Франка Хеллера и господина Коллинза. Однако это изысканное общество не каждому по вкусу. Возможно, в угоду железнодорожному справочнику кое-кто выберет более точного попутчика, такого как Лео Перуц, который создавал повествования синкопированные и наделенные сильным ритмом, повествования, узловые станции которые проскакиваешь, поглядывая на часы, как маленькие провинциальные городки, расположенные на данном маршруте; или такого автора, который больше других понимает толк в неизведанном будущем, навстречу которому ты мчишься на всех парах, ибо он понимает толк в неразгаданных загадках, что остались у тебя за спиной: в этом случае берут в попутчики Гастона Леру и, склонившись над “Призраком оперы” или над ”Духами дамы в черном”, воображают себя пассажирами “Поезда призраков”, который в прошлом году прогрохотал по немецким сценам. Или же вспоминают о Шерлоке Холмсе и его друге Ватсоне, о том, как они позволяют нам ощутить жуткую таинственность пыльного купе второго класса, как они сидят, погруженные в молчание, один – укрывшись за ширмой газеты, другой – окутанный завесой сигаретного дыма. А может случится и так, что все эти призрачные фигуры растворятся в ничто перед образом, который возникает из детективных произведений незабвенной Э. К. Грин, представляющих портрет самого автора. Она предстает перед нашим взором в виде старой дамы в капоре, одинаково хорошо разбирающейся как в запутанных родственных связях своих героинь, так и в огромных, скрипучих шкафах, в которых, в соответствии с английской пословицей, у каждой семьи спрятан скелет. Ее короткие истории равны по своей длине Сен-Готардскому туннелю, а ее большие романы “За закрытыми дверями” и ”В соседском доме” расцветают, как ночные фиалки в приглушенном лиловом освещении купе.

Стало быть, вот что дает путешественнику чтение. А разве мало дает читателю путешествие? Когда он еще так погружен в чтение и в каких еще условиях он способен проникнуться связностью своего бытия с судьбами книжных героев? Не похоже ли его тело на ткацкий челнок, который в такт колесам неутомимо снует по основе, по книге судьбы своего героя? В почтовой карете никто не читал, в автомобиле тоже никто не читает. Чтение в дороге также связано с железнодорожными поездками, как стоянка поезда на вокзале. Как известно, многие вокзалы смахивают на соборы. Давайте же будем благодарны этим маленьким, раскрашенным в яркие краски передвижным алтарям, которые министрант любопытства, занимательности и сенсации с криками тащит вдоль состава; каждый раз, когда мы на несколько часов погруженные, как в развевающуюся шаль, в ласковые объятия пролетающих мимо пейзажей, будем чувствовать, как пробегают у нас по спине мурашки, порождаемые захватывающим чтением и ритмом колес.

Впервые опубликовано в литературном приложении к газете
"Франкфуртер Цайтунг" 1 июля 1930 г.
Перевод А. Белобратова для В. Беньямин "Маски Времени"
[свернуть]
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 30.09.2010, 17:56   #36
lossless
+/- Информация
Репутация: 47
Re: Детектив

Синкопированный Лео Перуц??? Наркоманы уебаны,это же надо такое написать.
Прочел отличный НФ детектив "Плутониевая блондинка" Джона Закура и Лоуренса Гэнема.Крутой детектив аля Рэймонд Чандлер,даже герой Закари Джонсон смахивает на Филипа Марлоу,так же отхватывает пиздюлей,обладает нехилым обаянием и везением,чувак оторви и выкинь.Его помощник Гарв,искИн,загруженный на мозговой чип,предпочитающий внешность серьезного пожилого англичанина и обладающий дотошным и практичным характером.А дела творятся в будущем еще те.Обалденная фишка с анекдотом про парня с кусками плутония в рубашке.Он крутится на протяжении всей головоломной истории и только в конце...Приятное чтиво,чесно.
Eldritch вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 15.11.2010, 18:21   #37
lossless
+/- Информация
Репутация: 47
Re: Детектив

Прочел роман "Ночной поезд" Мартина Эмиса.Эмис довольно именитый английский писатель,которого очень ненавидят контркультурная писательская братия(Хоуп,Уэлш),да именно этим мне стало интересно,че он пишет.
Роман "Ночной поезд" по стилю полицейская детективная драма,не настолько все плохо.Повествование от первого лица Майка Хулигэна,женщины детектива из убойного отдела,ее рассказ о самом тяжелом деле,которое ей приходилось расследовать,которое сказалось на ней лично хуже некуда.Странное самоубийство(самоубийство ли?) знакомой,дочери коллеги Майк.Добропорядочная молодая,красивая и здоровая девушка с успешной научной карьерой стреляет трижды в рот из пистолета.Для Майк,очень необычной героини с интересным характером и тяжелым прошлым,начинается безумная одиссея в жизнь и окружение Дженнифер(имя погибшей).Странные картины,образы,эмоции,воспоминания.Мрачный и затягивающий калейдоскоп,множество противоречий,фальши и декораций.Чем ближе разгадка,тем ниже в пучину вязкого прошлого погружается Хулигэн.Попытка разобраться в причинах самоубийства,тягучие кадры с видео вскрытия,отчуждение,ожидание ночного поезда,чтобы потом можно было спокойно заснуть.У Фрейда,образ поезда тесно связан со смертью,думаю Эмис ловко обыгрывает эту концепцию.Чтиво увлекательное,оторваться невозможно.Текст как вы поняли насыщенный.Концовка весьма неоднозначна,выводы делать тебе читатель.Очень понравилась история,такая себе притча,рассказанная Трейдером(дружок Дженнифер)Майку.
Для любителей интеллектуального детектива.
Eldritch вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.07.2013, 07:12   #38
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2850
Re: Детектив

Открыла для себя замечательную шотландскую писательницу Джозефину Тэй (25 июля 1896 - 13 февраля 1952). По сравнению с Агатой Кристи она написала всего ничего - 11 книг. Из них я прочитала штук шесть. И не все они равноценны. Но "Дочь времени" (The Daughter of Time, 1951) хочу прямо посоветовать) Развлекательный по сути роман дает совсем иную перспективу на известные исторические факты. То есть в романе речь идет обо одном факте, точнее об общеприянтом восприятии исторического лица, но задуматься заставляет о толковании событий в принципе. Почитать/скачать можно здесь.
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 11.08.2013, 18:26   #39
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2850
Re: Детектив

The Big Sleep (1939) by Raymond Chandler. Даже с моим убогим английским статья показалась любопытной.
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 20.09.2013, 12:36   #40
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2850
Re: Детектив

Цитата:
Сообщение от Doerty Посмотреть сообщение
Какая замечательная и трагичная лав-стори в "Шпионе, который вернулся с холода",
Прочла недавно. Лав-стори замечательная, но и сами повороты сюжета, во второй части книги особенно. Кто враг, кто враг врага и во имя чего все это, кому и чему на самом деле служишь. И никакого хэппи энда.
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 20.09.2013, 13:05   #41
спокойствие и превосходство
+/- Информация
Репутация: 1379
Re: Детектив

когда был ребенком/подростком - любил детективчики почитать, захватывающе. Мать подсадила, у нас всегда дома много было. Из авторов помню только Джеймса Хедли Чейза.
bc_ranger на форуме   Ответить с цитированием
Непрочитано 23.03.2014, 19:20   #42
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2850
Re: Детектив

Цитата:
Сообщение от Eldritch Посмотреть сообщение
Например класный старый писатель Уилки Коллинз"Лунный камень" тут и приключения,и мистика,и собсна детективное раследование.
Билин. Столько раз тему листала, и совсем же вот этого не заметила, и совершенно забыла про роман сама. Я его в детстве могла по кругу перечитывать: закрыть последнюю страницу, и снова начать) Но самое смешное, что у меня этот роман не отложился в голове как детектив, хотя классика жанра
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 20.01.2016, 00:56   #43
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2102
Re: Детектив

Эх, недолговечны картинкосейверы, надо бы всё заново оформить.

Цитата:
Сообщение от Doerty Посмотреть сообщение
Борхес однажды назвал детектив "самым метафизическим жанром"
Ну а как же иначе? Произведения какого ещё жанра столь непосредственно описывают борьбу Добра и Зла и зыбкость нашей благоустроенной повседневности, чьё счастливо скучное течение может оборваться в любой момент и в любом месте (возможно, за ближайшим углом, а то и в нашей собственной спальне), провалиться в мрак и хаос непредставимых опасностей и их сомнительного исхода, выявляют истинный характер нашей природы и степень твёрдости наших убеждений, проходящих проверку экстремальными ситуациями?

Я что хочу сказать. На мой вкус, сложно представить более примечательное мероприятие, воздающее должное этому уникальному жанру, чем презентация сборника его украинских классических образцов, отвергнутых, забытых, вычеркнутых из истории отечественной литературы, но теперь заботливо собранных, изданных и откомментированных Яриной Цимбал: https://www.facebook.com/events/430501517146670

Цитата:
Те, про що зовсім не говорили більшовики, хоча воно було у них під боком, нарешті вийшло на яв!
ЩО: Товста антологія детективної прози 1920-х років!
ХТО ТАМ: Дмитро Бузько, Гео Шкурупій, Юрій Смолич, Юрій Шовкопляс!
ХТО ЩЕ: Ярина Цимбал, упорядниця, авторка передмови, приміток і концепції, Олександр Стукало, редактор.
ЩО НА ДОДАТОК: Абортмахери, провокатори, зомбі, товстенький розумний лікар-детектив, смілива журналістка, яка курить і влучно стріляє! Краса і сила!
КОЛИ: 20 січня, 18:30
ДЕ: вул. Лисенка, 3, книгарня "Є"
ЧЕКАЄМО НА ВАС!

НА СХОДАХ ДО КНИГАРНІ СТРІЛЯТИ НЕ БУДУТЬ!
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Настоящий детектив / True Detective (2014–...) merzbird TV Shows 431 06.10.2017 00:43
Очень русский детектив (2008) bind mouse1 kill Movies 25 16.12.2008 00:25

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 14:01. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиОбзоры
АфишиСсылкиФорум
Team/FAQ

Facebook Twitter Vk.com Mixcloud Last.fm YouTube

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

Neformat.com.ua team – © 2004-2015, Киев.