Spirits of the Dead - Spirits of the Dead (2009)

Среди тысяч всевозможных ревайвлов, обрушившихся на уши меломанов за последнее время, наиболее близким лично мне является возрождение старого доброго рока рубежа 60-70-х. Откровенно говоря, я затрудняюсь дать ему точную жанровую характеристику, потому что каждая ревайвл-группа понимает его по-своему, а уж оригинальные группы 40-летней давности и вовсе играли то, что хотели. Скажем так: это микс из психоделии, прогрессива и тяжелого блюз-рока, в котором по желанию той или иной группы может преобладать любой из этих элементов (хотя они могут взаимодействовать и на равных). Давайте назовем его "хиппи-рок", за неимением лучшего варианта, и поговорим об одном из самых приятных дебютов в этом жанре.

Названные в честь поэмы Эдгара По "Духи Мертвых", Spirits of the Dead образовались в 2007-м в Норвегии (скандинавская ретро-сцена вообще довольно сильна и самобытна) и после выпуска успешной демки и пары концертных мини-туров засели за запись полноформатного альбома. Впрочем, "засели" - не самое верное слово, потому что пластинка была записана меньше чем за неделю (!). На сегодняшний день альбом уже успел получить десятки позитивных откликов в музыкальной прессе, и в его качестве можно убедиться лично, послушав стрим-версию на last.fm (норвежцы не отстают от мирового прогресса в деле бесплатного распространения музыки).

Недлинные как для психоделии и несложные как для прогрессива треки несут в себе заряд первобытного грува, аранжировки немудрены, но чрезвычайно аутентичны, вокал эмоционален и приятен, а соло каждый раз всплывает как раз там, где его ждешь. Единственный минус альбома (что, в принципе, применимо ко всем современным ревайвлам во всех жанрах) - невысокий процент хитовости материала. То ли это впечатление создается из-за того, что любимые альбомы 70-х выучены уже просто назубок, и даже проходные песни оттуда кажутся такими родными и легкозапоминающимися, то ли действительно в творчестве современных почитателей классических групп отсутствует та наивность и магия, и за нагромождением аккордов часто упускается мелодия и душевность. Можно было бы ввернуть предсказуемую шутку о разнице веществ (употребляемых для стимуляции креатива) в 60-е и сейчас, но я удержусь. В общем, явные фавориты появляются ближе к концу почти 40-минутного альбома: мрачноватая "Red" и возвышенная "T.I.T." словно готовят почву для ударной "Fields of Gold" с ее гитарными запилами и меллотроновым бэкграундом - вот уж какая вещь точно может посоперничать с композициями начала 70-х за звание рок-хита! Венчающая альбом 8-минутная "Spirits of the Dead" является, пожалуй, моей самой любимой композицией на пластинке: медленный темп, чувственный куплет, нарастание в котором ведет к мощнейшему риффу припева (в принципе, на этом же риффе построена вся вещь). Не знаю, чьих духов вызывали норвежские рокеры, но они явно подсказали им тройку-другую удачных решений.

При подробном пожанровом анализе релиза выходит следующее: стоунера и психоделии как таковых на альбоме нет, для прогрессива слишком просто, для ретро-харда слишком непрямолинейно. Этот неоднозначный результат еще больше приближает Spirits of the Dead к пантеону тех самых "хиппи-рок"-групп конца 60-х-начала 70-х, которые непринужденно смешивали приемы разных жанров и получали на выходе отличные хитовые песни. И пусть вас не одолевает скепсис при прочтении всех этих хвалебных отзывов на альбом норвежцев на зарубежных ресурсах: это тот редкий случай, когда хочется подписаться практически под каждым словом.

Neformat.com.ua ©

01. White Lady / Black Rave
02. The Waves of Our Ocean
03. My Wild Dream
04. Red
05. T.I.T. (Traveller In Time)
06. Fields of Gold
07. Spirits Of The Dead

29.09.2009