Mr Morse – Mortal (2015)

Перехвалить новый альбом подающей надежды группы не так страшно, как прощальный релиз музыкантов, которые надежд так и не оправдали. Всегда неловко перебирать чей-то каталог в поисках недооцененного материала — особенно когда подозреваешь, что поиски успехом не увенчаются, и придется хвалить за какие-то совершенно посторонние заслуги. «А помните, каким он парнем был?»
 
В какой-то момент подумалось, что я именно этим и занимаюсь. «Смертная» EP киевского дуэта, объявившего в сентябре о том, что проект Mr Morse завершен, на фоне солидных предшественников поначалу кажется набором филлеров-виньеток. Такими не стыдно разбавить полнокровный треклист, но собирать их под одной обложкой — не вполне оправданный шаг. Из семи треков как минимум три похожи на растянутые джинглы, один эксплуатирует набивший оскомину монолог из Твин Пикс, в другом сносная кричалка слеплена из меметичной речи (если это можно так назвать) Николаса Кейджа в Vampire's Kiss. Однако легковесность не мешает Mortal быть важной записью.
 
До нее трудно было сказать, занимались ли Mr Morse на протяжении последних трех лет совершенствованием звука или все же бессмысленным «улучшайзингом» — зато сейчас складывается полная картина. Постепенно вытравливая эффектами акцент из томного вокала Андрея Кунина, ребята под конец и вовсе отказались от сонграйтерства. Разумный ход, поскольку сильной стороной MM всегда был бит, а не мелодия, — но вызывающий и сожаление: до того, как Mr Morse сделали ставку на минимализм, им удавалось многое выжать из традиционной песенной структуры. Так, Cold Skin, Milky Dragon и заглавная Collapse на дебютном альбоме были кристальной чистоты минорными хитами. 
 
Но Mortal все же хорош не только как повод переслушать старые записи проекта. Технически дуэту удалось совершить небольшое путешествие во времени — нет, из 90-х они так полноценно и не вырвались, даже основательно заправив новые треки глитчем. Скорее, Mr Morse переместились на несколько часов назад в пределах одной вечеринки: начиная как группа для полусонного афтепати, к концу своей непродолжительной карьеры они зазвучали как полноценные хедлайнеры — агрессивно, почти отказавшись от синтпопа в пользу техно.
 
В 2012-м году, когда вышел альбом Collapse, было еще рановато для ривайвла меланхоличного немецкого синта, на образцы которого Mr Morse явно ориентировались. Рано хотя бы потому, что не успела толком исчезнуть старая гвардия, задававшая моду на broken english в EBM - And One и Camouflage просто выходили покурить. Молодняк вроде Linea Aspera при этом выигрывал за счет ренегатских вылазок на территорию колдвейва, а не благодаря попыткам заработать сомнительный статус ФРГшных Depeche Mode в третьем поколении. Отечественную группу отсутствие такого наследства ставило в выгодное положение — музыка, которую делали Иван и Андрей, звучала не так прогрессивно, как у других украинских электронщиков, зато ее вневременность снимала всякую необходимость в конкуренции с более бойкими коллегами. 
 
Любопытно, что ребята решили свернуть проект, когда тот самый ривайвл должен был вот-вот наступить: сцену СНГ уже основательно лихорадит ретровейвом, не говоря уже об экспансии сибирского постпанка, так что 90-е на очереди. Вышедший в октябре Mortal и выброшенные вслед за ним неизданные треки — хороший (и логичный) финал деятельности киевлян. Мы давно подозревали, что заявленное в тегах «experimental» означало скорее эволюцию темперамента, — а это порой даже интереснее, чем эксперименты со звуком.
 
Neformat.com.ua ©
1. Encounter
2. Hypnoangels
3. Chants
4. Alphabetical
5. Valve
6. Pulse
7. Never Ends

22.10.2015