Gris - À L'Âme Enflammée, L'Äme Constellée (2013)

Даже если отставить в сторону все шуточки о канадском граффити и Канаде в целом, все равно непросто представить блэк-металический коллектив родом из этой тихой и спокойной страны. Ну окей, у них есть бунтари Godspeed You! Black Emperor, и поныне выкидывающие коленца вроде недавней нашумевшей истории с премией Polaris, а в жанровом лагере уже который десяток лет правят бал легендарные Blasphemy, эти джиджиаллены от козлометала. Но эти исключения только подтверждают правила, а посему лично автору этих строк было весьма любопытно ознакомиться с блэк-металическим релизом из Канады, чем он и занялся.

Дуэт, состоящий из Икара (вокал, пианино, скрипка, ударные) и Нептуна (гитара, бас, виолончель), начал свою деятельность под названием Niflheim почти десять лет назад, и даже успел разродиться дебютным альбомом. Выпущенный уже в 2007 под именем Gris альбом "Il était une forêt..." страдал от посредственного саунда (особенно старалась "бурзумская" гитара, настойчиво заглушавшая все остальные инструменты), однако сам материал был на порядок интереснее большинства депрессив-блека, выходившего в той части света. Особенно выделялся финальный 10-минутный инструментал "Дриада", словно попавший на альбом из загашников каких-нибудь Vali или Empyrium: акустические гитары, струнные, фортепианные пассажи, и никаких тебе бластбитов да вопящих в исступлении вокалистов. На свежем альбоме дуэта "À l'âme enflammée, l'äme constellée..." эти две крайности наконец-то встретились, и сойтись у них вышло на редкость гармоничным образом!

Почти шесть лет ушло у Gris на то, чтобы разродиться продолжением дебютного альбома, однако результат стоил каждой минуты этого немаленького срока. Двойной амбициозный релиз, по времени длительности приближающийся к полутора часам, представляет собой концептуальное творение, где каждую продолжительную композицию предваряет инструментальная увертюра, а сами эпики наполнены идеями ровно настолько, чтобы сохранять баланс между прогрессивными сюрпризами вроде заковыристых размеров и общей тягучей атмосферой песни. Грамотное сведение наконец-то заталкивает жужжащую гитару на задний план, давая разгуляться акустическим инструментам, которые часто не перестают играть даже во время скоростных агрессивных моментов, и этот чарующий контраст выгодно подчеркивает драматизм происходящего. Вокал Икара на голову выше стандартных причитаний депрессив-блэковых вокалистов, и его работа на релизе заслуживает отдельной похвалы: даже в самых брутальных моментах он не выбивается из общей картины, а уж в "лирических" моментах его отчаянный вой не дает забыть, из какой жанровой ниши выросли Gris. А то, что они из нее выросли, даже не нужно доказывать дальнейшими деталями, достаточно просто послушать этот альбом!

Впрочем, красота "À l'âme enflammée, l'äme constellée..." постигается не сразу, и первые прослушивания альбома (особенно в силу его эпической продолжительности) могут оставить безучастными тех, кто привык к жанровым клише от более опытных и плодовитых коллег по цеху из соседних Соединенных Штатов. Да, Gris не ратуют за защиту окружающей среды, как Wolves in the Throne Room; они не черпают вдохновение из ковбойского фольклора, как Panopticon; они, в конце концов, космически далеки от хайпа, окружающего Deafheaven, и их обложка едва ли появится в рекламе пятого айфона. К счастью, все вышеперечисленное не мешает им делиться с нами своей восхитительно чувственной музыкой, чья амбициозная глубина и насыщенность выводит Gris далеко за пределы не только блэк-метала, но и тяжелой музыки в целом. Хочется надеяться, что столько лет труда не останутся незамеченными, и столь впечатляющий результат творческих экспериментов канадского дуэта останется в топах-2013 не только авторитетных изданий и ресурсов, но и пользователей Неформата. Приятного погружения! 

Neformat.com.ua ©

Disc 1
1. L'aube
2. Les forges
3. Samsara
4. Igneus
5. Dil

Disc 2
1. Moksha
2. Seizième prière
3. Sem
4. Une épitaphe de suie
5. Nadir

07.09.2013