Сучасний український фолк: у кожному серці й у кожному сонці
Как известно, культура виляет политикой, а не наоборот. Именно это составляющая цивилизации пишет историю и добавляет ей красок, иногда даже к сухим цифрам. И как известно, статьи с аналитическим уклоном не начинаются как рекламные концепции из книг Виктора Пелевина, которые тоже являются составляющими пресловутой культуры.
 
А поскольку мы тут больше о музыке, то речь пойдет о так называемой этнической особенности современного звукового космоса, в котором мы живем. Украинская фолковая составляющая настолько богата, разнообразна и широка, что объять все с трудом представляется возможным. Да и сами посудите: звуки Карпат и звуки степей, звуки горной природы и звуковые инсталляции из железобетона с двигателями станков. Все это полярное разнообразие можно смело относить к ’сучасному українському фолку’. Задумывался ли кто-нибудь, что в такой этно составляющей есть серьезные акценты на осознание себя, как украинца и как человека, являющегося частью этого этноса? Частью какой-то необъяснимой субстанции, которая невероятно сильно берет за душу и вызывает мурашки. А ведь этот самый «сучукрфолк» есть в массе жанров, стилей и субкультур. Многие просто могут не выходить за те или иные жанровые рамки или даже не подозревать, что у соседа по лестничной клетке в широких штанах может играть что-то кроме Грибов
 
Тема украинского фолка в актуальной музыке достойна, конечно, диссертаций по нескольким дисциплинам. А что если представители разных формаций, использующие «сучукрфолк» станут на страницах neformat.com.ua своеобразными научными деятелями? Их, конечно, тоже придется делить на различные течения, но объединять их будет этот самый «этнический» аспект. 
 
И тут, пожалуй, первыми в своем роде, сделавшими акцент на украинский фолк в месседже своей музыки, стали Nokturnal Mortum. Именно они в Украине положили начало в тяжелой музыке для обращения к корням славянства и той самой национальной идентичности. 
 
 
Про этот коллектив и его влияние на современную сцену в нашей стране было написано настолько много, что повторение тезисов о харьковской группе может стать разве что полезной буддийской практикой, а не упомянуть о них в статье про украинский фолк будет кощунством. Nokturnal Mortum в буквальном смысле воспитали несколько поколений слушателей, сформировали в них патриотизм. Если оставить в покое политику (а это сейчас невозможно) и просто послушать их треки или посмотреть на выступление, то корни нации в их перформансах пробирают до костей. 
 
Но, подача этноматериала не заканчивается на вербальном подходе и прямых призывах. Есть масса экспериментаторов со своими «народными» звуками, которые закрадываются под мозговую корочку и там уже вершат свою националистическую «диверсионную» деятельность, возвращая сознание в Карпаты, на Днепр или в безбрежные степи. Закрался украинский народный саунд и в звуковые ландшафты с их объемами и эхом. Не вытравишь теперь фолковую составляющую из современного дарк-эмбиента. И если во всем мире это по большей части fusion, то из Украины идет конкретная подача с насыщением своей культурой и музыкальными инструментами. На этой ниве выделяется, а вернее рассекает на казацкой чайке волны, проект Gamardah Fungus 
 
 
Если в блэке идет прямая подача, то здесь как раз явно прослеживается медитативная, невербальная составляющая этно музыки. Она по-своему аморфна, но при этом оседает глубоко внутри. В творчестве Gamardah Fungus как раз и ощущается это отсутствие жесткой ритмики и плавное погружение куда-то глубоко в природу. Тут есть иногда тот самый темный джаз, при помощи которого можно ввести слушателя в транс и досыпать в его подсознание единения с родной природой. У коллектива есть социальные вещи, связанные например, с радиацией и ядерной зимой. Радиоактивная трагедия, к сожалению, стала не только частью нашей истории, она еще долгие десятилетия будет отражаться в любом творчестве украинцев. 
 
Начали мы исследование с тяжелых компонентов 'сучукрфолка' для того, чтобы продолжить более легкими, но вербальным элементами, пойти по нисходящей. Лучше даже описать разом несколько коллективов, которые делают более доступную для восприятия музыку и тем самым охватывают большую аудиторию.
 
Существует масса исследований, которые говорят о том, что танцевальная ритмика и легкость подачи — это уже залог успеха и запоминаемости музыкального произведения. Коллективы, которые обращаются к широкому кругу слушателей, обычно так и поступают. Только вот заморачиваться с подачей приходится возможно еще больше, чем с концептуальным подходом. 
 
Практика добавления в современную украинскую музыку этнических элементов очень не нова, но сейчас она вышла на совершенно иной уровень. Достаточно посмотреть на количество поклонников ниже перечисленных команд, чтобы понять насколько сильно влияние корней и как сейчас формируется заново слушатель украинской музыки. Причем частично она начала вытеснять претенциозное «в Англии/Америке/Европе (нужное подчеркнуть) делают лучше». 
 
На Западе уже давно гремит ДахаБраха, которая взрывает пресловутые английские телеэфиры и издается на иностранных лейблах. Если у стандартного украинского слушателя все еще включается какой-то скепсис, то есть мнение, что чопорный лорд уже надел шаровары и выбрил оселедець, пока «громадяне» продолжают не верить в успех своих соотечественников. 
 
 
Это ли не пример для вывода культуры на более высокий уровень? Это ли не пример для подражания и веры в то, что украинцы могут? Если бы во времена Великой Депрессии в США информационный обмен был так развит, как сейчас, то ее попросту бы не было совсем. И почему культура не вытягивает граждан страны на оптимистические рельсы остается каким-то необъяснимым феноменом. В особенности, когда речь идет о звуках корней, аутентичности. 
 
Возможно, молодежь, на которую вся надежда, зажжет огни во всех сферах жизни и социума насмотревшись и наслушавшись достойного музыкального продукта. Такой безусловно имеется на родных просторах. Это и группа Morj из Винницы/Луганска/Харькова, 
 
 
и львовские Joryj Kłoc,
 
 
и харьковские Trance House Журавлика
 
 
Имя им легион и, судя по тенденциям, это формирование растет в геометрической прогрессии. Поскольку слушатель разный, а умный слушатель — постоянно ищущий, то нельзя не упомянуть в этом повествовании еще одну электронную составляющую, влияющую на умы и мысли не только при помощи процессоров и программинга. Есть в Украине неимоверно красивый проект Zymosis. В последнее время у группы появилась тенденция приглашать к себе исполнительниц украинской этнической музыки и создавать настолько мощные эклектические звуковые полотна, что после их прослушивания с закрытыми глазами, рискуешь найти себя где-нибудь посреди Хортицы, например, или понять, что ты один из цветов вышиванки. 
 
 
Не на правах рекламы стоит анонсировать недавнюю коллаборацию проекта вместе с Катей Чили и это сотрудничество будет продолжаться. В свете ее недавнего появления на телевидении в вокально-инструментальной передаче появился слух, что певица куда-то пропадала на долгий срок и вообще находилась чуть ли не в забвении или затяжной медитации. Стоит отметить, что исполнительница никуда не пропадала, просто не штамповала свой голос на стадионах. Совместные треки с Zymosis, одно тому из подтверждений. 
 
Обычно в статьях принято объяснять и рассказывать про каждого, даже самого известного исполнителя. В случае с Катей Чили, пожалуй, уместным будет просто предложить ее послушать и дальше отправить исследовать ее творчество и вокальные данные. Так как это как раз та ситуация, когда музыка сама все скажет вместо каких-то биографических данных или интересных фактов.
 
 
Как видно из примеров, фолковые тенденции захватили уже все возможные музыкальные направления и продолжают проникать даже в самые ортодоксальные стили. Жанровых исключений на наших широтах скорее всего не останется. Казалось бы, куда еще сюда добавлять психоделию с ее шумами и думовой и сладжевой составляющими? Но нет, здесь также четко можно проследить этнические звуки с огромным подтекстом, вложенным в них. 
 
Харьковская группа Soom очень концептуально подходит к донесению материала публике. Ни один их релиз не обходится без тягучего, вязкого и наполненного глубоким смыслом акцента с национальным колоритом. Подача у Soom весьма самобытна и некоторые ценители жанра даже стараются не воспринимать их материал слишком всерьез, чтобы не проникнуться всей болью звучащих вживую оттенков. Как-то даже среди ценителей жанра довелось слышать фразу, что в Soom сокрыта «некая боль нации». В их творчестве как раз и открывается та самая темная сущность, о которой лишний раз не хочется думать, но без которой светлое начало обречено навсегда остаться в небытие. 
 
 
На пару с Soom подобные мрачные тона создают их коллеги Octopus Kraft из Дрогобыча. Вот каким способом могли соединиться Запад и Восток Украины — в sludge-doom-noise-psychodelic информационном поле! У западноукраинского коллектива те же инструменты для прикосновения к фолковым корням, что и у восточноукраинского. Часто, слушатель не хочет открывать в себе потаенные закутки сознания. Но, при помощи такой музыки и ее единении с культурной и природной составляющей эти страхи вылазят наружу куда более безболезненно и преобразовываются в чистую энергию. 
 
 
Национальное осознание себя, его отображение в творчестве стало одним из основных элементов демонстрации своей принадлежности к стране, гордость за причастность к процессам внутри и снаружи нее, а также возможность донести этот самый месседж по назначению в любую часть света, в любой его открытый ум.
 
Украинского музыканта на его пути сейчас охраняют предки с редким чутьем и абсолютным слухом. 
Neformat.com.ua ©
Поделиться